г.Калуга |
|
28 ноября 2018 г. |
Дело N А83-2844/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В.
Тарасовой О.В. |
от заявителя: саморегулируемой организации - Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей "Проектировщики Крыма" (295013, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д.41д, оф.105, ОГРН 1149102020550, ИНН 9102014175) - Кукарина О.Н. (директор), Филиппова О.Н. (дов. от 23.08.2018);
от заинтересованного лица: межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу Севастополю (295022, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Кечкеметская, д.198, ОГРН 1147746380760, ИНН 7709951312) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.05.2018 (судья Чумаченко С.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 (судьи Малышева И.А., Омельченко В.А., Яковлев А.С.) по делу N А83-2844/2018,
УСТАНОВИЛ:
Саморегулируемая организация - Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей "Проектировщики Крыма" (далее - ассоциация "Проектировщики Крыма", ассоциация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными предписаний межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю (далее - управление Ростехнадзора, управление) от 24.11.2017 N 24-11/09-261/СРО-П, от 22.01.2018 N 22-01/09-325/СРО-П.
Решением суда от 21.05.2018 оспариваемые предписания признаны недействительными.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные решения отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В отзыве на жалобу ассоциация "Проектировщики Крыма" просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы. При этом ассоциация не соглашается с выводом суда апелляционной инстанции в той части, что ассоциация в установленный законом срок уведомлена управлением о проведении с 16 по 22 января 2018 г. внеплановой выездной проверки и что порядок составления актов проверки от 24.11.2017 и от 22.01.2018 управлением не нарушен.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ассоциации поддержали доводы отзыва на жалобу.
Управление надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя управления в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей ассоциации "Проектировщики Крыма", суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, решением Ростехнадзора от 14.11.2014 N 00-01-31/22-сро ассоциации "Проектировщики Крыма" присвоен статус - саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; регистрационный номер записи СРО-П-194-14112014; дата включения в реестр сведений - 14.11.2014 (т.2 л.д.9).
На основании распоряжения руководителя управления от 07.11.2017 N 261 (с изменениями, внесенными приказом руководителя управления от 09.11.2017 N 331 - т.2 д.76), которым предписано провести в отношении ассоциации в период с 20 по 24 ноября 2017 г. внеплановую выездную проверку с целью проверки фактов, изложенных в уведомлении Национального объединения изыскателей и проектировщиков от 29.09.2017, в отношении ассоциации была проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 24.11.2017 N 24-11/09-261/СРО-А (т.3 л.д.11, т.2 л.д.45).
По итогам проверки 24.11.2017 выдано предписание N 24-11/09-261/СРО-П (т.1 л.д.14) на устранение в срок до 15.01.2018 следующих нарушений:
1. ассоциацией не представлены документы, подтверждающие наличие сформированного в соответствии с требованиями статьи 55.4 и статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации. Исходя из размера взносов, внесенных каждым членом ассоциации в компенсационный фонд (компенсационные фонды), компенсационный фонд возмещения вреда должен составлять не менее 12 350 000 руб., компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств - не менее 13 714 842,30 руб. По состоянию на 20.11.2017 документально подтвержден размер компенсационного фонда (компенсационных фондов) ассоциации в сумме 26 064 842,30 руб.;
2. в нарушение части 1 статьи 55.16 ГрК РФ средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) не размещены ассоциацией в полном объеме на специальных счетах, открытых в кредитных организациях, соответствующих требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2016 N 970. Согласно представленной АО "Альфа-Банк" выписке о средствах компенсационного фонда от 17.11.2017 остаток на специальном банковском счете N 40703810426020000080, открытом для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда, составляет 12 350 000 руб.;
3. в нарушение части 5 статьи 55.7 ГрК РФ ассоциацией допускается возврат средств, внесенных в компенсационный фонд ассоциации;
4. информация в отношении размера компенсационного фонда на официальном сайте ассоциации обновляется с нарушением требований части 4 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". По состоянию на 06.10.2017 размер компенсационного фонда составляет 25764842,30 руб., при этом информация размещена с нарушением требований информационной открытости (не на дату начала очередного квартала, не указано время размещения);
5. в нарушение части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об использовании доходов, полученных от размещения компенсационного фонда ассоциации, сформированного до 04.07.2016 в качестве части взноса члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не было принято уполномоченным органом саморегулируемой организации в установленный срок.
На основании распоряжения руководителя управления от 27.12.2017 N 325 в отношении ассоциации "Проектировщики Крыма" в период с 16 по 22 января 2018 г. была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения ранее выданного предписания от 24.11.2017 N 24-11/09-261/СРО-П, по результатам которой составлен акт проверки от 22.01.2018 N 22-01/09-325/СРО-А и выдано предписание от 22.01.2018 N 22-01/09-325/СРО-П (т.1 л.д. 63, 17, 56).
Из предписания от 22.01.2018 N 22-01/09-325/СРО-П усматривается, что первые три пункта и 5 пункт предписания полностью повторяют первые три пункта и 5 пункт предписания от 24.11.2017 N 24-11/09-261/СРО-П. В пункте 4 предписания отмечено, что информация в отношении размера компенсационного фонда на официальном сайте ассоциации обновляется с нарушением требований части 4 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". На официальном сайте ассоциации информация в отношении размера компенсационного фонда размещена на дату начала очередного квартала; сведения о размере средств компенсационных фондов ассоциации указаны по состоянию на 01.01.2018, дата изменения информации - 03.01.2018. Вместе с тем, дата и время размещения информации на странице не указаны. Срок устранения выявленных нарушений - до 22.03.2018 (т.1 л.д.17).
Полагая, что предписания от 24.11.2017 и от 22.01.2018 являются незаконными, неисполнимыми и нарушают права и законные интересы ассоциации, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу о том, что изложенные в первых трех пунктах предписаний нарушения отсутствуют, пункты 4, 5 предписаний неисполнимы, удовлетворил требования заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных решений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 3 Закона N 315-ФЗ одним из требований, предъявляемых к саморегулируемой организации, является обеспечение такой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 настоящего закона.
Одним из способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами является формирование компенсационного фонда (пункт 2 части 1 статьи 13 Закона N 315-ФЗ).
Частью 1, частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса.
Частью 10, частью 11 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или в области архитектурно-строительного проектирования составляет 50000 руб., минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или в области архитектурно-строительного проектирования составляет 150000 руб.
Из акта проверки от 24.11.2017 следует, что компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств по состоянию на 17.11.2017 составляет 13714842,30 руб. (выписка о движении средств, выданная Приволжским филиалом ПАО "Промсвязьбанк"), компенсационный фонд возмещения вреда по состоянию на 17.11.2017 составляет 12350000 руб. (выписка о движении средств, выданная АО "Альфа-банк"). Совокупный размер фонда ассоциации составляет 26064842,30 руб. В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте ассоциации в разделе "компенсационный фонд", размер компенсационного фонда ассоциации по состоянию на 06.10.2017 составлял 25764842,30 руб., в том числе 12200000 руб. - компенсационный фонд возмещения вреда, 13564842,30 руб. - компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а размер компенсационного фонда в совокупности должен составлять 31614842,30 руб. (недостает 5850000 руб., внесенных 39 членами ассоциации каждым по 150000 руб. при получении ассоциацией статуса саморегулируемой организации, и вышедших из ассоциации с возвратом каждому по 150000 руб.) - т.1 л.д.51-52.
Нарушения, указанные в первых трех пунктах предписаний от 24.11.2017 и от 22.01.2018, основаны на том, что 39 членов ассоциации вышли из ассоциации и им выплачены средства, внесенные в компенсационный фонд, каждому по 150000 руб., что, по мнению управления, является нарушением требований части 5 статьи 55.7 ГрК РФ.
Частью 5 статьи 55.7 установлено, что лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
Судами установлено, что 39 членов ассоциации внесли средства в компенсационный фонд ассоциации в размере по 150000 руб. каждый (всего 5850000 руб.) до получения ассоциацией статуса саморегулируемой организации. В период оформления ассоциацией статуса саморегулируемой организации, до 14.11.2014 эти 39 членов изменили свое решение о вхождении в ассоциацию и потребовали возвратить внесенные средства, что и было сделано ассоциацией.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 315-ФЗ некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Так как ассоциация до 14.11.2014 еще не приобрела статуса саморегулируемой организации, суды пришли к правильному выводу о том, что в данной ситуации положения части 5 статьи 55.7 ГрК РФ неприменимы, ибо 39 лиц не прекращали членство в саморегулируемой организации, они еще не были членами СРО. Поэтому 39 лицам правильно возвращены внесенные ими средства в компенсационный фонд и эту сумму - 5850000 руб. управление безосновательно учитывает при определении суммы компенсационного фонда.
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу о том, что компенсационные фонды ассоциацией сформированы, установленные в период проверки суммы двух компенсационных фондов соответствуют реальному их размеру, определены исходя из реального количества действующих членов саморегулируемой организации, факт размещения средств компенсационных фондов в период проведения проверок на специальных счетах в банках подтвержден выписками банков: Приволжского филиала ПАО "Промсвязьбанк" и АО "Альфа-банк", факт возврата средств, внесенных в компенсационный фонд, членам, вышедшим из саморегулируемой организации, проверкой не установлен. А поэтому указанные в первых 3-х пунктах оспариваемых предписаний нарушения отсутствуют.
Суд кассационной инстанции согласен с такими выводами судов двух инстанций.
Пунктом 4 предписания от 24.11.2017 ассоциации предписано устранить в срок до 15.01.2018 следующее нарушение: информация в отношении размера компенсационного фонда на официальном сайте ассоциации обновляется с нарушением требований части 4 статьи 7 Закона N 315-ФЗ. По состоянию на 06.10.2017 размер компенсационного фонда составляет 25764842,30 руб., при этом информация размещена с нарушением требований информационной открытости (не на дату начала очередного квартала, не указано время размещения).
Согласно части 4 статьи 7 Закона N 315-ФЗ информация, указанная в пункте 8 части 2 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте ежеквартально не позднее чем в течение пяти рабочих дней с начала очередного квартала.
В пункте 8 части 2 указана информация о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации в случае применения саморегулируемой организацией компенсационного фонда в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также информацию о фактах осуществления выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами и об основаниях таких выплат, если такие выплаты осуществлялись.
Ассоциация соглашается с тем, что ею допущено нарушение в части несвоевременного размещения информации о размере компенсационных фондов, но ссылается на то, что разместить в срок эту информацию уже невозможно, а поэтому предписание неисполнимо.
Суд пришел к выводу о том, что данный пункт не конкретизирован, непонятно каким образом следует устранить допущенное ассоциацией нарушение: удалить ли информацию или не допускать аналогичных нарушений впредь, и соглашается с доводами ассоциации, что данный пункт предписания неисполним.
Пунктом 5 предписаний от 24.11.2017 и от 22.01.2018 ассоциации предписано устранить в срок до 15.01.2018 следующее нарушение: в нарушение части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) решение об использовании доходов, полученных от размещения компенсационного фонда ассоциации, сформированного до 04.07.2016 в качестве части взноса члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не было принято уполномоченным органом саморегулируемой организации в установленный срок.
Частью 11.1 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ предусмотрено, что некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, при наличии заявления члена такой некоммерческой организации о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов определения поставщиков_, обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного до 4 июля 2016 года, и размещенные на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в качестве взноса (части взноса) члена такой некоммерческой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств пропорционально размеру ранее внесенного им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 9 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ компенсационный фонд возмещения вреда и в случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 ГрК РФ, компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации должны быть сформированы не позднее 1 июля 2017 года.
Из указанных норм следует, что саморегулируемая организация обязана использовать доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, сформированного до 4 июля 2016 года в качестве взноса (части взноса) ее члена в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, до 1 июля 2017 года.
До 01.07.2017 решение об использовании доходов ассоциацией принято не было.
Так как данное нарушение устранить невозможно, суды пришли к правильному выводу о том, что оно также неисполнимо.
В отношении пункта 4 предписания от 22.01.2018 судами установлено, что ассоциация 03.01.2018 в 15 час. 25 мин. на официальном сайте ap-krim.ru/kak-vstupit/компенсационный фонд разместила информацию о средствах компенсационных фондов организации по состоянию на 01.01.2018 (дата начала первого квартала 2018 года), согласно которой размер компенсационного фонда возмещения вреда составляет 12 600 000 руб., компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств составляет 14 714 842, 30 руб., а также указаны банки, на специальных счетах которых размещены средства компенсационных фондов (ПАО "Промсвязьбанк" (филиал "Приволжский"), АО "Альфа-Банк" (филиал "Ростовский"), сведения об отсутствии выплат из данных компенсационных фондов. Содержание информации соответствует положениям части 4 статьи 7 Закона N 315-ФЗ, информация размещена на третий календарный день с даты начала первого квартала 2018 года, то есть не позднее пяти рабочих дней с даты начала квартала.
При таких обстоятельствах суд верно признал оспариваемые предписания недействительными.
Оснований для отмены состоявшихся судебных решений не усматривается.
Доводы, изложенные ассоциацией в возражениях на кассационную жалобу, не влияют на существо принятых судами решений и не приводят к изменению или отмене судебных актов.
Более того, ссылаясь на то, что распоряжение руководителя управления от 27.12.2017 о проведении в отношении ассоциации внеплановой проверки с 16 по 22 января 2017 г. было вручено ассоциации 15.01.2018 в 14 час. 56 мин., то есть в срок менее чем за 24 часа, что является нарушением требований Закона N 294-ФЗ, ассоциация ни в заявлении, поданном в арбитражный суд, ни в имеющихся в деле своих пояснениях, ни в отзывах на апелляционную и кассационную жалобы не указала, а в какое время и когда конкретно началась проверка. В отзыве на заявление ассоциации управление Ростехнадзора указывает, что фактически проверка началась 17.01.2018 в 11-55 час., то есть спустя 24 часа после вручения ассоциации распоряжения о проведении проверки (т.5 л.д.114).
Порядок составления и вручения акта проверки от 22.01.2018 был предметом подробного исследования суда второй инстанции и суд не установил нарушений. Так как 22.01.2018 отсутствовал руководитель ассоциации, вручить ему лично акт проверки не представилось возможным, поэтому он был отправлен по почте 22.01.2018 и получен ассоциацией 29.01.2018 (суд допустил опечатку и указал в постановлении 20.01.2018) - т.3 л.д.105-107.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.05.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2018 по делу N А83-2844/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.