Право безопасности в контексте военного права
Право безопасности - это комплексная отрасль права, которая выражает собой единство базовых прав и свобод человека и гражданина, воплощенных в публичных, государственных, национальных, а также частных интересах, реализуемых и обеспечиваемых посредством деятельности государства, его органов, а также объединений гражданского общества и граждан в публично-правовой и частноправовой сферах законодательства и правоприменения.
В целом публично-правовые формы реализации права безопасности объединяются понятием права государственной (публично-правовой) безопасности. Частноправовые формы осуществления права безопасности, объединяются соответственно понятием права гражданской безопасности. Право гражданской безопасности и право государственной безопасности совместно образуют право национальной безопасности.
Первый компонент в публично-правовой части форм реализации права безопасности состоит - это защита от угроз суверенитету Российской Федерации как демократическому, правовому государству, учрежденному ее многонациональным народом и, следовательно, в защищенности правомочий высшего публично-правового субъекта, многонационального народа России и его государства.
Второй компонент публично-правовой реализации права безопасности образуют меры по защите от угроз конституционному строю Российской Федерации, собственно защита и юрисдикционное обеспечение правоприменения Конституции и других законов Российской Федерации.
Третий компонент публично-правовой реализации права безопасности - защита от угроз, а также иных внешних и внутренних внеправовых воздействий и влияний государственных органов и должностных лиц Российской Федерации.
Право на самооборону, признанное ООН за каждой из объединенных наций, образует естественное публичное право российского народа, осуществляется посредством военных и иных, невоенных, мер противодействия агрессии и угрозам суверенитету, независимости страны, безопасности жизни, здоровью и правовому положению граждан России и составляет четвертый компонент права безопасности, называемой оборонной безопасностью, имеющей в качестве своих основных составляющих военную и военно-техническую безопасности.
В мирный период право безопасности реализуется в своем собственном качестве. В отличие от него право обороны и военное право осуществляются не в своем собственном качестве права войны, а в "урезанном", ограниченном виде права военной службы. Опять же в военное время право обороны и войны реализуется как таковое в своем собственном качестве субъективного права высшего публично-правового субъекта, народа государства, учредившей его нации. Право же безопасности продолжает действовать и в условиях военного времени, но осуществляется с изъятиями, которые порождаются военным или оборонным правом. Таким образом, право безопасности проявляет себя в качестве общего права, а право обороны, войны реализуется как специальное право.
Пятый компонент публично-правовой реализации права безопасности образуют меры по предупреждению и предотвращению угроз и поражающих факторов природной и промышленно-техногенной среды. Будучи неразрывно связанными друг с другом эти права и меры реализуются посредством форм и методов обеспечения экологической, санитарной, медико-биологической и промышленной безопасности.
Экономика как форма воспроизводства и развития средств человеческой индивидуальной, коллективной и общественной жизнедеятельности образует собой особый объект права безопасности, меры по защите которого от угроз и деструктивных факторов объединяются в шестой компонент публично-правовой реализации права безопасности, непосредственно связанного с частноправовыми формами реализации мер корпоративной безопасности юридических лиц и граждан, занимающихся экономической деятельностью в соответствии с действующим законодательством.
Информационная безопасность как практика применения мер защиты от угроз и деструктивных факторов, а также процессов незаконного доступа, использования, вмешательства, воздействия и влияния на информационную среду общества, государства и граждан составляют седьмой компонент публично-правовой реализации права безопасности обязательную форму защиты правотворческой и правоприменительной деятельности государства по публичным делам и делам граждан в государственных органах и иных организациях.
Общественная безопасность как практика применения мер защиты от нарушений общественного, публичного порядка, пресечения угроз жизни и здоровью граждан в местах их совместного пребывания, передвижения, пользования и на территориях социальной инфраструктуры государственной, муниципальной или корпоративной собственности составляет восьмой компонент публично-правовой реализации права безопасности - предмет ответственности специально уполномоченных органов публичной власти.
Частноправовая реализация права безопасности выражается в осуществлении мер по защите граждан Российской Федерации, их гражданских прав, а также учрежденных гражданами в соответствии с их правами юридических лиц, в том числе предпринимательских корпораций, общественных организаций, политических партий, ассоциаций.
Право безопасности классифицируется по различным признакам и основаниям:
- с точки зрения защищаемого субъекта права безопасности, которым могут быть: 1) многонациональный народ Российской Федерации и ее конституционный законодатель; 2) государство и государственные органы, обеспечивающие конституционный строй и правопорядок в стране; 3) корпорации, в том числе предпринимательские, профессиональные, союзы интересов, а также иные общественные, политические и неполитические объединения, в частности политические партии; 4) находящиеся в публичных местах или на общественных территориях неорганизованные и неурегулированные, спорадические группы лиц общего местонахождения, пребывания, передвижения, пользования и потребления, времени деятельности и проч.; 5) граждане как индивидуумы и члены их семей;
- сообразно субъектам права безопасности выделяются право национальной, государственной, корпоративной, общественной и гражданской безопасности;
- по методам и технологическим средствам обеспечения права выделяются отрасли безопасности: конституционная, оборонная, политическая, социальная, экономическая, демографическая, экологическая, промышленная, продовольственная, информационная, санитарная и медико-биологическая безопасность, сейсмическая, пожарная, радиационная, взрывобезопасность и др.;
- по составу поражающих факторов выделяются радиационная, химическая, электросиловая, пожарная, взрывоопасность, военно-техническая, а также информационная и т. д.; отдельную группу составляют поражающие силы природных явлений и катастроф.
Также виды и категории безопасности выделяются по критериям угроз, в отношении которых применяются средства защиты и меры противодействия. В связи с этим называются террористическая, военная, криминальная угрозы. Можно также выделить ставшую в последнее время актуальной в России угрозу халатности, правового безразличия и безответственности.
Право безопасности в своем составе имеет формы пассивных и активных правоотношений и мер, реализуемых в регулируемой ими форме. Пассивные меры и формы обеспечения права безопасности применяются в отношении бессубъектных поражающих факторов, опасностей и угроз, образующихся спорадически, случайно. Это природные катастрофы и стихийные проявления различных природных сил или обусловленных ими эмерджентных (внезапно возникающих) изменений, которые могут приводить к задействованию в качестве поражающих факторов уже внеприродные силы - опасные объекты и технологии. Спорадические угрозы и случайные опасности могут также возникать и в антропогенной сфере, как в технологических системах промышленного производства, так и в модифицированных человеком экологических системах, особенно в селитебных зонах города.
Существенно, что природные силы и спорадические угрозы и опасности могут быть использованы субъектами агрессии для проведения своих скрытых деструктивных мер в отношении субъектов российского права безопасности. В современных условиях высокотехнологичной экономики и жизнедеятельности граждан возрастает значение активных и упреждающих мер противодействия новым формам агрессии. Нападения совершаются с использованием не только традиционных боевых средств, но и сравнительно новых информационно-семантических деструкций и операций, гуманитарных и социокультурных интервенций, массовых манипуляций сознанием и вызванных ими злоупотреблений правом, в том числе как полномочиями государственной власти, так и правами и свободами человека и гражданина. Образовались новые угрозы и вызовы демократии, государству и праву.
В сфере систематического обеспечения права безопасности приобретают перспективное значение методы управления рисками в сферах возможных угроз в разрезе различных видов поражающих факторов и средств внеправового манипулирования и влияния. Для обеспечения экономической устойчивости государственных и корпоративных систем приобретают значение различные формы страхования рисков.
Специальный вопрос образует теория идентификации агрессора. В современных условиях нередко даже в случае совершенного нападения и акта агрессии бывает крайне затруднена квалификация в качестве агрессора какого-либо из субъектов международного права. Агрессия, в том числе и террористическая, приобретает форму частного нападения отдельных лиц, связи которых с какими-либо официальными организациями оказываются труднодоказуемыми или недоказуемыми вообще. Не достаточными для такой квалификации оказываются также категории мотива и интереса. При этом цели агрессии могут иметь очевидную или скрытую форму причинения ущерба национальным интересам и институтам государственной власти и праву.
В связи с вышесказанным стоят задачи разработки критериев и признаков состояний опасности, угрозы и обеспеченности мер защиты и степени безопасности. В условиях современного сложноорганизованного информационного общества критериальными становятся не только традиционные и причиняющие непосредственные физические разрушения и экономические, экологические ущербы поражающие факторы, но и новые формы семантического разрушения правосознания, нравственности, рациональности и логики мышления, которые производятся информационными поражающими факторами.
Опасности и угрозы реализуются как явления спорадического характера, спонтанного, случайного, а также как явления организованные, предусмотренные, осуществленные в порядке активных операций агрессором, предусмотревшим такие действия в качестве средств воздействия, влияния, внешнего управления в отношении субъектов национального развития Российского государства в интересах этого агрессора. Интересы агрессии как правило группируются вокруг создания и обеспечения зависимости национального развития России от экстернальных обстоятельств, связаны с ограничением состава целей, методов развития, используемых в процессе развития национальных и частновладельческих ресурсов ее граждан для такого развития.
Агрессор, осуществляющий деструкционные меры, как правило, преследует цели нарушения независимости и ограничения прав и свобод каких-либо субъектов права национальной безопасности. Обратим внимание на то, что ценности независимости как национальной и государственной независимости были подчеркнуты Президентом России В.В. Путиным как достижения последних лет развития Российского государства в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г.
В заключение отметим, что право безопасности триедино, поскольку является собственно правом, объединяющим в себе правомочия субъектов публичного и частного права, наукой, приобретающей в XXI в. исключительную актуальность в связи с новыми вызовами и угрозами обществу, государству и гражданину, а также учебной дисциплиной и специальностью высшего образования.
Н.М. Казанцев,
доктор юридических наук, профессор, ведущий научный
сотрудник Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Право безопасности в контексте военного права
Автор
Н.М. Казанцев - доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 9