О соотношении военного права и права безопасности
Комплекс знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства, называется военным правом.
Понятие "военное право" триедино по своей сути, т.е. может рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: 1) как отрасль права, регулирующая определенную группу общественных отношений; 2) как науку (или область правоведения); 3) учебную дисциплину, связанную с преподаванием военного права.
Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования, т.е. определенным видом общественных отношений, на которые направлено воздействие норм данной отрасли права.
Общим предметом военного права являются общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства. Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства. В частности:
1) общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения;
2) отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих;
3) отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции, правоприменительной деятельности;
4) отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, а также ответственностью за нарушение норм международного гуманитарного права.
Специальным предметом военного права являются отношения, тесно связанные с вышеуказанными отношениями. Такими отношениями, например, являются отношения по поставкам вооружений и военной техники, отношения в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, гражданскому контролю за военной деятельностью государства и др.
Таким образом, мы придерживаемся понимания военного права в более широком смысле, нежели чем его сужение до права войны в военное время, или права военной службы в мирное время.
События последних десятилетий объективно показали действенность военного права и необходимость совершенствования военного законодательства именно в условиях мирного времени, поскольку внутренние угрозы национальной, государственной, общественной и гражданской безопасности подчас могут потребовать использование вооруженной силы как публично-правового института, обеспечивающего защиту от угроз суверенитету Российской Федерации а, следовательно, защиту правомочий высшего публично-правового субъекта, многонационального народа России и его государства.
Военное право и право безопасности самостоятельные отрасли права, которые в силу большой дифференциации общественных отношений имеют достаточно обширные пограничные области, образующие совместный предмет правового регулирования, как впрочем и с другими отраслями права.
В Российской Федерации действует значительное количество норм, которые нельзя отнести к той или иной традиционной отрасли права. Такие нормы содержатся, например, в федеральном конституционном законе "О военном положении", федеральных законах "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О материальной ответственности военнослужащих", Положении о порядке прохождения военной службы, Общевоинских уставах и ряде других актов. Указанные обстоятельства ставят перед учеными вопрос о рассмотрении военного права как комплексной отрасли права, в которую наряду с нормами военного права, регулирующими вопросы военной деятельности государства и военно-служебные отношения, входят нормы, относящиеся к другим отраслям права - административному, финансовому, жилищному, земельному и др. Однако, существование в системе права комплексных отраслей правовой наукой до настоящего времени однозначно не признано. Как правило, при этом в качестве аргумента указывается на отсутствие кодифицированного акта (кодекса), регулирующего ту или иную совокупность общественных отношений.
По нашему мнению, право не сводится лишь к нормативному массиву, т.е. своду законов и других правовых актов. Любая отрасль права призвана отражать достижения общества, передовые идеи и концепции, воплощая их в той или иной совокупности правовых норм (законе, кодексе и др.). Отсутствие кодифицированного акта свидетельствует лишь о том, что регулирование общественных отношений не является совершенным и требует дальнейшей систематизации в различных формах (от инкорпорации до кодификации). Например, научной юридической общественностью неоднократно поднимался вопрос о необходимости разработки и принятия кодифицированного акта в сфере воинских отношений (Военного кодекса), как это имело место в дореволюционной России (к примеру, только книга 7 СВП "Прохождение службы по военному ведомству" включала около 1000 статей, являющихся нормами высшей юридической силы, т.е. законом, сколько норм высшей юридической силы в аналогичной области сегодня общеизвестно - не более 1%). Другим примером мы можем наблюдать в некоторых зарубежных государствах (например, США. Титл 10 Свода законов США, посвященный "Вооруженным Силам" содержит более 9.000 статей).
Сегодня лишь можно констатировать, что регулирование воинских отношений силами и средствами одной отрасли права в настоящее время невозможно в силу их большой дифференциации. В то же время, объективно требуется использование возможностей нескольких отраслей права, из арсенала которых берется то, что в данный момент наиболее адекватно соответствует целенаправленному и эффективному правовому регулированию. Речь идет об интеграции отдельных отраслей права, которая в своей перспективе может привести к "легализации", т.е. официальному признанию, новой отрасли права (например, военного права), совокупность правовых норм которой, в том числе, может быть закреплена в кодифицированном акте. В то же время необходимо отметить, что большинству норм военного права присущи признаки, характерные для отрасли права: единство, внутренняя согласованность и органическая взаимосвязь. Таким образом, есть все основания считать военное право самостоятельной отраслью.
Военное право как науку следует рассматривать как систему знаний о правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства, а также иной деятельности, тесно с ней связанной предметом правового регулирования. К предмету науки военного право относятся:
правовые аспекты обороны и военной безопасности, воинской обязанности и военной службы;
правовое положение военной организации государства, в том числе в условиях военного и чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;
правовое положение военнослужащих, их юридическая ответственность;
правовое регулирование военно-служебных отношений;
деятельность органов военной юстиции;
военные аспекты права безопасности;
организационно-правовые формы международного военного сотрудничества.
Военное право также изучает военные аспекты других отраслей права. Перечисленные направления составляют предмет науки военного права.
Методологические и общетеоретические проблемы военного права решаются двумя путями: 1) разработка военно-правовых проблем в рамках сложившейся системы советского права и 2) разработка военно-правовых проблем на основе признания концепции военного права как отраслевой военно-юридической науки, т.е. диссертации по военно-правовой проблематике защищались как в рамках отраслевых юридических наук, так и по научной специальности "Военное право. Военные проблемы международного права" (шифр - 20.02.03), включение которой в структуру научных специальностей, по которым осуществляется подготовка и защита диссертаций, является объективным показателем самостоятельности военного права как отрасли науки.
В то же время вопросы права безопасности исследуются в рамках научной специальности 05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях.
В настоящее время объективно назрела необходимость дополнения номенклатуры научных специальностей отдельной специальность "Право безопасности", а также расширения предмета исследования в рамках вышеуказанных специальностей. В частности представляется целесообразным изменить название специальности 20.02.03 - Военное право. Военные проблемы международного права на "Военное право. Военные проблемы права безопасности и международного права", внеся соответственно изменения в паспорт специальности.
А.В. Кудашкин,
доктор юридических наук, профессор Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О соотношении военного права и права безопасности
Автор
А.В. Кудашкин - доктор юридических наук, профессор Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 9