г. Калуга |
|
17 января 2024 г. |
Дело N А83-17082/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе
председательствующего судьи Копырюлина А.Н.,
судей Бессоновой Е.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Столяровым Д.А.,
при участии представителей:
от Департамента экономического развития города Севастополя - Плешко Е.К. (доверенность от 27.12.2023 N 48, диплом),
от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Сучу Я.С. (доверенность о 09.01.2024 N 01-33/3529-Д, диплом),
от общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Крым" (ИНН 9204019655, ОГРН 1149204041381) - Воробьевой Т.В. (доверенность от 09.01.2024, диплом),
от межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Правительства Севастополя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Севастопольская девелоперская компания" (ИНН 9200005228, ОГРН 1219200004517) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от акционерного общества "Крымский электротехнический завод "Сатурн" (ИНН 9204500015, ОГРН 1149204065306) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационные жалобы Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя и Департамента экономического развития города Севастополя на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.06.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу N А83-17082/2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент экономического развития города Севастополя обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 21.07.2022 N 07/3029с (дело N А83-17082/2022), признании незаконными решения и предписания Крымского УФАС от 12.10.2022 по делу N 092/01/15-231/2022 (дело N А83-23147/2022).
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Крымского УФАС от 12.10.2022 по делу N 092/01/15-231/2022 (дело N А83-24481/2022).
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с заявлением о признании незаконными решения и предписания Крымского УФАС от 12.10.2022 по делу N 092/01/15-231/2022 (дело N А83-25087/2022).
Определениями от 20.12.2022 и от 02.02.2023 дела N А83-17082/2022, N А83-23147/2022, N А83-24481/2022, N А83-25087/2022 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением номера N А83-17082/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Крым" (далее - ООО "Сервис-Крым"), общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Севастопольская девелоперская компания" (далее - ООО "СЗ "СДК"), Правительство Севастополя, акционерное общество "Крымский электротехнический завод "Сатурн" (далее - АО "КЭЗ "Сатурн").
Решением суда от 09.06.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023, в удовлетворении заявлений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя и Департамента экономического развития города Севастополя отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя и Департамент экономического развития города Севастополя обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, просят отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзывов на кассационные жалобы лица, участвующие в деле, не представили.
В судебном заседании суда округа представители Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя и Департамента экономического развития города Севастополя поддержали доводы кассационных жалоб; представитель ООО "Сервис-Крым" возражал против их удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, принимая во внимание пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что в Крымское УФАС поступили обращение ООО "Сервис-Крым" (23.06.2022) и материалы из прокуратуры города Севастополя (18.07.2022), указывающие на признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) в действиях Департамента экономического развития города Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о нарушении антимонопольного законодательства в части незаконного получения ООО "СЗ "СДК" в рамках реализации инвестиционного проекта - строительство и эксплуатация многофункционального центра с паркингом на территории земельного участка с кадастровым номером 91:02:001016:2677, площадью 1,5 га, расположенного в Парке Победы в г. Севастополе.
По результатам проведенной антимонопольным органом проверки указанной информации Управление направило в адрес Департамента экономического развития города Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя предупреждение от 21.07.2022 N 07/3029с о необходимости в месячный срок с момента получения указанного предупреждения прекратить действия, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, для чего департаментам необходимо принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:
- Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обеспечить возврат земельного участка, кадастровый номер 91:02.001016:2677, площадью 15 768 кв. м расположенного в г. Севастополе, Гагаринский район, ул. Парковая, 6, переданного ООО "СЗ "СДК";
- Департаменту экономического развития города Севастополя совершить действия по расторжению договора от 11.01.2022 N 541 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя, заключенного с ООО "СЗ "СДК".
Приказом Крымского УФАС от 26.08.2022 N 272 в отношении Департамента экономического развития города Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 23.09.2022 Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя привлечен к участию в деле в качестве ответчика.
Решением Крымского УФАС от 12.10.2022 по делу N 092/01/15-231/2022 действия Департамента экономического развития города Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, выраженные в предоставлении ООО "СЗ "СДК" в приоритетном порядке доступа к информации, необходимой для оформления инвестиционной декларации для получения земельного участка с кадастровым номером 91:02.001016:2677; действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, выраженные в необоснованном препятствовании ООО "Сервис-Крым" осуществления хозяйственной деятельности по получению необходимой информации для оформления инвестиционной декларации для получения земельного участка с кадастровым номером 91:02.001016:2677; действия Департамента экономического развития города Севастополя и Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженные в предоставлении ООО "СЗ "СДК" в аренду земельного участка с кадастровым номером 91:02.001016:2677, признанны нарушившими положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Департаменту экономического развития города Севастополя и Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 12.10.2022 выдано предписание о необходимости в срок до 13.11.2022 принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно:
- Департаменту экономического развития города Севастополя принять меры по исключению ООО "СЗ "СДК" из единого реестра участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города Севастополя, если у него не имеется иных (кроме договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне от 11.01.2022 N 541) заключенных договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне;
- Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обеспечить возврат земельного участка, кадастровый номер 91:02.001016:2677, площадью 15 768 кв. м, расположенного в г. Севастополе, ул. Парковая, 6, переданного ООО "СЗ "СДК".
Не согласившись с указанными актами антимонопольного органа, Департамент экономического развития города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратились в арбитражный суд с заявлениями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
Статьей 1 Закона N 135-ФЗ установлены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления или организациями.
Согласно статье 3 Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В рамках своих полномочий в соответствии с пунктом 3.2 части 1 статьи 23, статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выдает предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства закреплен в статье 44 Закона N 135-ФЗ, согласно пункту 2 части 5 которой при рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган, помимо прочего, устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению.
В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 1); об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 2); о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия).
Кроме того, частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлена императивная обязанность антимонопольного органа выдать лицам, указанным в части 1 настоящей статьи предупреждение в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, поскольку без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства по указанным составам не допускается.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке (пункты 2, 6 части 1 статьи 15).
Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума N 2) при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.
В случае квалификации действий органа власти (органа местного самоуправления) по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует установить какие действия, не предусмотренные законодательством, были совершены органом власти (органом местного самоуправления), а также установить причинно-следственную связь между такими действиями и наступлением (возможностью наступления) негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Императивность положений статьи 39.6 Земельного кодекса не допускает передачи органами местного самоуправления земельных участков из публичной собственности без осуществления публичных процедур, соблюдение которых направлено на расширение доступа участников рынка к земельным участкам и является основой эффективного их использования и развития конкуренции. Предоставление земельного участка одному из хозяйствующих субъектов без осуществления публичных процедур является передачей имущества в приоритетном порядке и создает дискриминационные условия деятельности для других лиц (участников рынка), которые имеют равную возможность реализовать право на получение таких земельных участков и могли бы приобрести их в аренду на общих условиях при проведении аукциона.
В соответствии с пунктом 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку, либо право ведения деятельности на нем.
При этом из пункта 38 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка участнику свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 377-ФЗ, лицо, намеревающееся получить статус участника свободной экономической зоны, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя либо иметь филиал на указанных территориях, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным настоящим Федеральным законом
Из положений части 2 статьи 13 Закона N 377-ФЗ следует, что, лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, в зависимости от места реализации инвестиционного проекта представляет в высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя заявление в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне (далее - заявитель) с приложением следующих документов: 1) копии учредительных документов (для юридических лиц); 2) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации заявителя в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 2.1) копия документа, подтверждающего факт создания филиала на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, в случае, если юридическое лицо зарегистрировано за пределами свободной экономической зоны; 3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; 4) инвестиционная декларация по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящем случае ООО "СЗ "СДК", ООО "Сервис-Крым" в рассматриваемый период (на момент обращения с заявлениями) не являлись участниками свободной экономической зоны, соответствующие договоры с ними не заключались, в связи с чем основания для предоставления земельного участка с кадастровым номером 91:02:001016:2677 без проведения конкурентных процедур отсутствовали.
Обращаясь 09.07.2021 в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и 22.07.2021 в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлениями ООО "Сервис-Крым" просило предоставить информацию о возможности отведения в порядке подпункта 38 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером 91:02:001016:2677 для целей создания торгово-развлекательного центра с многоуровневым паркингом.
Из ответов, данных департаментами в адрес ООО "Сервис-Крым", следует, что порядок получения испрашиваемого земельного участка в качестве участника свободной экономической зоны (подпункт 38 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ) обществу не разъяснен.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в ответ на обращение ООО "Сервис-Крым" письмом от 04.08.2021 сообщил, что предоставление земельного участка невозможно, поскольку требуется изменение вида разрешенного использования земельного участка. Инициировать процедуру изменения разрешенного использования земельного участка невозможно, поскольку установленный порядок, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 14.12.2015 N 1210-ПП (далее - Порядок N 1210-ПП), утратил юридическую силу. Однако, отвечая 25.10.2021 на повторное обращение ООО "Сервис-Крым", Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя указал на возможность воспользоваться Порядком N 1210-ПП для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в письме от 16.08.2021 N 3952/01-02-04-16/02/21 сообщил ООО "Сервис-Крым" сообщил о невозможности использования испрашиваемого земельного участка для реализации инвестиционного проекта "Строительство универсального бизнес-центра с многоуровневым паркингом" поскольку в границах испрашиваемой территории постановлением Правительства Севастополя от 18.03.2019 N 173-ПП предлагается образование земельного участка с видами разрешенного использования "торговые центры (торгово-развлекательные центры)" (код 4.2), "гостиничное обслуживание" (код 4.7), обслуживание автотранспорта" (код 4.9).
ООО "СЗ "СДК", зарегистрированное в качестве юридического лица 06.08.2021, также обратилось в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя с аналогичными заявлениями в отношении того же земельного участка. Целью использования ООО "СЗ "СДК" земельного участка является строительство объекта торговли.
20.12.2021 ООО "Сервис-Крым" повторно обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о возможности предоставления земельного участка для реализации инвестиционного проекта "Создание торгово-развлекательного центра с многоуровневым паркингом".
22.12.2021 в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о возможности получения земельного участка в рамках свободной экономической зоны для строительства объекта торговли. обратилось и ООО "СЗ "СДК".
Ответами от 24.12.2021 исх. N 6686/01-02-04-16/02/21 и N 6694/01-02-04-16/02/21 Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя сообщил заявителям об отсутствии возможности согласования использования испрашиваемого земельного участка в целях реализации инвестиционного проекта, указав, что в настоящее время вносятся изменения в ДПТ парк Победы, после обсуждения общественности будет возможно определить перспективы дальнейшего использования земельного участка. Приглашено принять участие в обсуждении проекта внесения изменений в ДПТ. Кроме того, указано, что земельный участок расположен в водоохранной зоне и санитарной зоне скважины; через территорию испрашиваемого земельного участка проходят сети газоснабжения и сети связи.
Вместе с тем, доказательств того, что на спорном земельном участке имеются вышеуказанные ограничения в материалы дела не представлено.
В письмах Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 30.12.2021 N 2/01-02-04-16/0222 в адрес ООО "Сервис-Крым" и N 1/01-02-04-16/02/22 в адрес ООО "СЗ "СДК", то есть спустя 5 дней, сообщено заявителям о возможности использования земельного участка с кадастровым номером 91:02:001016:2677 для реализации инвестиционного проекта "Строительство объекта торговли", при условии соблюдения градостроительных норм, согласно утвержденной документации по планировке территории и для реализации инвестиционного проекта "Создание торгово-развлекательного центра с многоуровневым паркингом" ООО Сервис Крым", при условии соблюдения градостроительных норм, согласно утвержденной документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории для размещения объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов, в силу положений части 1 статьи 17 Закона N 377-ФЗ, осуществляется участниками свободной экономической зоны за счет своих средств.
Согласно части 8 статьи 17 Закона N 377-ФЗ вид разрешенного использования земельных участков, которые предназначены для размещения объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов, в соответствии с документацией по планировке территории или решением о предварительном согласовании мест размещения таких объектов, определяется в соответствии с указанными документацией или решением. Вид разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов, считается установленным или измененным со дня утверждения документации по планировке территории для размещения таких объектов или принятия решения о предварительном согласовании мест их размещения.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65, 67, 68, 71 АПК РФ, признали выводы антимонопольного органа о том, что указанные в ответах департаментов основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка являются необоснованными и противоречащими положениям законодательства.
10.01.2022 ООО "СЗ" СДК" обратилось в Департамент экономического развития города Севастополя с заявлением о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, приложив к заявлению инвестиционную декларацию от 09.01.2022 по созданию "Объекта торговли", где в пункте 3.3.8 в графе "Информация, подтверждающая возможность предоставления заявителю необходимого земельного участка, а также факт обращения заявителя к собственнику земельного участка либо законному владельцу", утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856 "Об утверждении формы инвестиционной декларации" указано о наличии согласовательных писем Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 30.12.2021 за исх. N 20733/01-10-04/13/02/21 и N 1/01-02-04-16/02/22, предоставленных по запросу заявителя.
Вместе с тем, указанные письма от 30.12.2021 направлены в адрес третьих лиц 13.01.2022, что следует из списка внутренних почтовых отправлений N 500 (т. 6 л.д. 139-140), доказательств вручения представителю ООО "СЗ "СДК" письма от 30.12.2021 за исх. N 1/01-02-04-16/02/22 нарочно материалы дела не содержат.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд кассационной инстанции соглашается с выводами антимонопольного органа и судов о том, что подготовка ООО "СЗ "СДК" в течение праздничных и нерабочих дней в кратчайшие сроки инвестиционной декларации (принята и подписана обществом 09.01.2022 - в воскресенье, а подана в Департамент экономического развития города Севастополя в первый рабочий день - 10.01.2022) в условии неполучения обществом ответов департаментов, свидетельствует о неофициальном предоставлении обществу информации.
Рассмотрев представленные ООО "СЗ "СДК" заявление и инвестиционную декларацию антимонопольный орган, с выводами которого согласились суды первой и апелляционной инстанций, установил, что у Департамента экономического развития города Севастополя, к компетенции которого относится заключение договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, отсутствовали основания для заключения договора с ООО "СЗ "СДК", поскольку представленная обществом инвестиционная декларация не соответствует положениям действующего законодательства:
- отсутствует обоснование необходимости предоставления заявителю земельного участка в заявленной площади в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта (пункт 3.3.9);
- имеются противоречия в сроке реализации инвестиционного проекта (пункты 1.10 и 1.11);
- не подтвержден опыт по реализации аналогичных проектов (пункт 1.4);
- в соответствии с пунктом 1.5 инвестиционной декларации указано о создании 7 рабочих мест (5 с высшим образованием и 2 - среднее специальное). При этом, в пункте 1.5.2 указано о создании двух рабочих мест к 2024 году, то есть к сроку планируемой сдачи объекта в эксплуатации;
- имеются разночтения в части указания средств финансирования между пунктом 1.9 и пунктами 1.4, 3.3.9, 3.7 инвестиционной декларации;
- согласно таблице 2, являющейся приложением к декларации, указанные в пункте 1.7 инвестиционной декларации 113 996 390 руб. инвестиционные затраты в первые три года (за исключением капитальных вложений) предусмотрены на платежи за аренду земельного участка, тогда как согласно пункту 2.7 Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП, участники свободной экономической зоны освобождаются от уплаты арендной платы в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган и суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для предоставления Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя земельного участка с кадастровым номером 91:02:001016:2677 ООО "СЗ "СДК".
Совокупность и последовательность указанных действий Департаментом экономического развития города Севастополя, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, заключение договора аренды земельного участка без проведения конкурентных процедур в нарушении порядка, установленного Законом N 377-ФЗ, привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, что выражено в создании дискриминационных условий функционирования товарного рынка в результате предоставления отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий.
Относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что действия департаментов соответствуют закону и являются результатом объективных причин в материалы дела не представлено как при рассмотрении дела антимонопольным органом, так и в процессе судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности антимонопольным органом вмененных Департаменту экономического развития города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя нарушений статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом оценки судов, не опровергают их выводы и не свидетельствуют о неправильном применении судами положений законодательства, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 АПК РФ), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.06.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу N А83-17082/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Копырюлин |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Совокупность и последовательность указанных действий Департаментом экономического развития города Севастополя, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, заключение договора аренды земельного участка без проведения конкурентных процедур в нарушении порядка, установленного Законом N 377-ФЗ, привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции, что выражено в создании дискриминационных условий функционирования товарного рынка в результате предоставления отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий.
Относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что действия департаментов соответствуют закону и являются результатом объективных причин в материалы дела не представлено как при рассмотрении дела антимонопольным органом, так и в процессе судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности антимонопольным органом вмененных Департаменту экономического развития города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя нарушений статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2024 г. N Ф10-6378/23 по делу N А83-17082/2022