г.Калуга |
|
12 декабря 2018 г. |
Дело N А62-7130/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Н.Н.Николаевой В.И.Смирнова |
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Сервис С" - Прохоров В.А., директор; Морозова Т.В., представитель по доверенности от 19.10.2018;
от Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" - не явились, извещены надлежаще;
от Андреевой Галины Иосифовны - не явились, извещены надлежаще;
от Яшиной Веры Николаевны - не явились, извещены надлежаще;
от Мухометзянова Альберта Нигматзяновича - не явились, извещены надлежаще;
от Еременко Ларисы Наумовны - не явились, извещены надлежаще;
от Смирнова Николая Николаевича - не явились, извещены надлежаще;
от Лепеши Александра Витальевича - не явились, извещены надлежаще;
от Акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Сервис С" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 по делу N А62-7130/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Сервис С" (далее - ООО УК "Дом Сервис С", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - жилищная инспекция) о признании недействительным предписания от 19.06.2017 N 0794/50/2017 об устранении нарушений требований жилищного законодательства при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Решением арбитражного суда от 28.04.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Управляющая компания "Дом Сервис С" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей общества, судебная коллегия считает, что состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в период с 06.06.2017 по 19.06.2017 на основании приказа жилищной инспекции от 02.06.2017 N 1442/ип в отношении ООО "УК "Дом Сервис С" проведена внеплановая документарная проверка исполнения требований федерального законодательства в части соблюдения порядка расчета размера платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирном жилом доме N9А по улице 12 лет Октября в городе Смоленске за период с июня 2015 года по июль 2016 года.
По результатам проверки составлен акт от 19.06.2017 N 1442/50, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Для устранения указанных нарушений жилищной инспекцией выдано ООО "УК Дом Сервис С" предписание от 19.06.2017 N 0794/50/2017, которым обществу предложено в срок до 31.08.2017 произвести корректировку расчета размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды за период с июня 2015 года по июль 2016 года включительно потребителям, проживающим в вышеуказанном доме, с учетом требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также представить в контролирующий орган платежный документ по квартире N 189 с отраженной в нем суммой перерасчета размера платы за услугу "электроснабжение на общедомовые нужды" за данный период.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным указанного предписания, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что обязанность по перерасчету платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за указанный период возложена на управляющую компанию - ООО "УК Дом Сервис С", в связи с чем оспариваемый акт жилищной инспекции признан законным и обоснованным.
Выводы арбитражного суда обеих инстанций в этой части судебная коллегия считает ошибочными в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Смоленск, улица 12 лет Октября, дом N 9А выбраны способ управления данным домом - управление управляющей организацией и управляющая организация - ООО "УК Дом Сервис С" (протокол N 03 от 28.05.2015).
Договор управления указанным домом сторонами был заключен 01.06.2015.
Решением лицензионной комиссии (протокол от 18.06.2015 N 9/Л) ООО "УК Дом Сервис С" отказано в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами.
Решением Арбитражного суда Смоленской области, с учетом принятого постановления Арбитражного суда Центрального округа от 14.07.2016 по делу N А62-6189/2015, вышеназванное решение лицензионной комиссии признано недействительным и на Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области судом возложена обязанность по выдаче ООО "УК Дом Сервис С" испрашиваемой обществом лицензии.
На основании указанных судебных актов ООО "УК Дом Сервис С" уполномоченным органом выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 27.07.2016 N 149.
Как указано выше, оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность по корректировке расчета размера платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 9А по улице 12 лет Октября в городе Смоленске за период с июня 2015 по июль 2016 годов.
Вместе с тем, в указанный период ООО "УК Дом Сервис С" не вправе было осуществлять деятельность по управлению указанным жилым домом в связи со следующим.
В соответствии со статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2015, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1.3 статьи 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, лицензиат, действие лицензии которого прекращено или лицензия которого аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Таким образом, осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами при отсутствии лицензии после 1 мая 2015 года было предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ) в качестве исключения из общего правила лишь для случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (часть 1.3 статьи 161 ЖК РФ), а также для случая, предусмотренного частью 3 статьи 200 данного Кодекса.
Как следует из материалов дела, договор управления многоквартирным жилым домом N 9А по улице 12 лет Октября в городе Смоленске сторонами заключен 01.06.2015. Лицензия на осуществление предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными жилыми домами у ООО "УК Дом Сервис С" отсутствовала до 27.07.2016.
Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность общества по управлению указанным многоквартирным жилым домом в период с июня 2015 по июль 2016 годов носила незаконный характер, а поэтому действия контролирующего органа, связанные с возложением на ООО "УК Дом Сервис С" исполнения каких-либо обязанностей управляющей организации, предусмотренных действующим законодательством, за данный период, также носит противоправный характер.
При этом перечисленные в части 3 статьи 200 ЖК РФ случаи, порождающие возможность продолжения осуществления управления многоквартирным жилым домом при отсутствии у хозяйствующего субъекта лицензии на данный вид деятельности, на спорные правоотношения не распространяются.
Изложенные выводы судебной коллегии по оценке оспариваемого предписания жилищной инспекции согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации по применению норм жилищного законодательства, регулирующих порядок осуществления лицензионной деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, изложенной в определении от 08.12.2015 N 2735-О.
При таких обстоятельства спора суд кассационной инстанции считает, что решение жилищной инспекции в части возложения на ООО "УК Дом Сервис С" обязанностей по корректировке расчета размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды для потребителей, проживающих в доме N 9А по улице 12 лет Октября в городе Смоленске, за период с июня 2015 по июль 2016 годов является неправомерным, а поэтому оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным.
При этом судебная коллегия также учитывает, что решением Промышленного районного суда города Смоленска от 14.03.2017 по делу N 2-171/2017, вступившим в законную силу, принятом по иску Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", лицом, обязанным произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за вышеназванный период и возвратить собственникам помещений вышеуказанного жилого дома излишне взысканные денежные средства, признан поставщик электрической энергии - АО "АтомЭнергоСбыт".
Изложенные обстоятельства также свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания жилищной инспекции в части возложения на ООО "УК Дом Сервис С" вышеперечисленных обязательств и неисполнимости данного акта.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты по настоящему делу подлежат отмене с принятием нового решения о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 19.06.2017 N 0794/50/2017.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 по делу N А62-7130/2017 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом Сервис С" - удовлетворить.
Признать недействительным предписание Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" об устранении нарушений требований законодательства при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги от 19.06.2017 N 0794/50/2017.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Н.Н.Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.