г.Калуга |
|
13 декабря 2018 г. |
Дело N А08-1519/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смирнова В.И. |
при участии в заседании представителей:
от Администрации г. Белгорода: не явились, извещены надлежаще,
от Управления Министерства внутренних дел России по Белгородской области: Мельникова А.А. по доверенности от 04.01.2018,
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Белгорода на решение арбитражного суда Белгородской области от 07.06.2018 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 (судьи Ольшанская Н.А., Осипова М.Б., Донцов П.В.) по делу N А08-1519/2018,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (далее - Управление, УМВД по Белгородской области) обратилось в суд с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением к Администрации г.Белгорода (далее - Администрация) о признании незаконным отказа Администрации г. Белгорода, изложенного в письме от 27.11.2017 N 4490-г, о передаче в федеральную собственность нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Белгород, ул. Попова, 11, общей площадью 218,3 кв. м (1 этаж); г. Белгород, ул. Костюкова, 41, общей площадью 878,50 кв. м, с кадастровым номером 31:16:0120013:4220; г. Белгород, ул. Князя Трубецкого, 60, общей площадью 2 581,90 кв. м (2,3,4 этажи, подвал), с кадастровым номером 31:16:0108009:334; г. Белгород, Белгородский проспект, 1046, общей площадью 644,5 кв. м, с кадастровым номером 31:16:00:00:6020/1/23:1001/А; г. Белгород, пер. 1-й Мичуринский, 18, общей площадью 267,2 кв. м (подвал, 1 этаж -номера на поэтажном плане NN 35-49, 52-57), с кадастровым номером 31:16:0000 000:0000:006526-00/001:0001/А/1001. и обязании Администрации совершить действия по передаче из муниципальной в федеральную собственность указанные нежилые помещения.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.06.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель УМВД по Белгородской области возражала против удовлетворения кассационной жалобы. Просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
До судебного заседания от МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях поступили возражения на кассационную жалобу с ходатайством о ее рассмотрении без участия своего представителя.
Администрация до судебного заседания также направила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами, Городским округом "Город Белгород" 22.06.2016, 25.07.2016, 21.02.2017 заключены договоры о передаче спорных нежилых помещений в безвозмездное пользование УМВД России по Белгородской области. Согласно актам приема-передачи в день заключения договоров данное имущество принято УМВД России по Белгородской области.
Администрацией г. Белгорода письмом от 27.11.2017 N 4490-г отказано в передаче в федеральную собственность вышеуказанных нежилых помещений.
Несогласие с указанным отказом послужило поводом для обращения УМВД России по Белгородской области в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующего.
На основании частей 1, 2 статьи 4 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 9 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 10 названной статьи имущество, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), согласно которой находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
С учетом изложенного, обязанность по передаче используемого органом полиции имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Федеральным законом N 122-ФЗ.
Отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления без достаточных оснований для отказа в передаче в федеральную собственность имущества, которое в силу закона подлежит такой передаче и используется для реализации соответствующих публичных функций в сфере полномочий органов и предметов ведения Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в восстановлении защищаемого интереса.
Поскольку Администрация не обосновала необходимость нахождения спорного имущества в муниципальной собственности для решения вопросов местного значения, а также свою фактическую и финансово-экономическую заинтересованность в передаваемом объекте, суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, правомерно посчитали ее отказ в передаче объектов из муниципальной в федеральную собственность произвольным.
Необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13 указано, что в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой). Право выбора способа защиты остается за лицом, обратившимся в суд.
При этом истцом или заявителем по указанным спорам может выступать как соответствующее подразделение Росимущества - управление (согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432), так и отдел полиции, за которым в силу пункта 2 статьи 48 Закона о полиции должно быть закреплено на праве оперативного управления используемое им имущество.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что используемое Управлением МВД по Белгородской области имущество подлежит передаче в федеральную собственность и удовлетворили заявленное требование.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражных судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Белгородской области от 07.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по делу N А08-1519/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.