г.Калуга |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А14-7909/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Толкачевой И.Ю. Серокуровой У.В. |
|||
|
|
|||
при ведении протокола судебного заседания
при участии в заседании: |
помощником судьи Ковтуновой И.Б. |
|||
от истца ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж"
|
|
Муравьевой М.Н. (доверенность от 28.12.2017 б/N ), |
||
от ответчика ТСЖ "Проспект Революции, 9А"
|
|
Подольских Е.П. (доверенность от 01.12.2017), |
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 по делу N А14-7909/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж") обратилось с иском к товариществу собственников жилья "Проспект Революции, 9А" о взыскании 152 465,26 руб. задолженности за тепловую энергию за период с 01.01.2017 по 28.02.2017 и 10 494,02 руб. пени за период с 25.02.2017 по 13.12.2017 (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
ТСЖ "Проспект Революции, 9А", в свою очередь, обратилось со встречными исковыми требованиями о взыскании с ответчика по встречному иску 59 152,23 руб. за период с 01.10.2014 по 30.06.2017 - платы за содержание нежилого помещения (котельной), принадлежащего ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" и расположенного на 17 этаже спорного многоквартирного жилого дома; 97 477,16 руб. за период с 01.11.2015 по 30.06.2017 - стоимости электрической энергии, оплаченной ТСЖ "Проспект Революции, 9А", и потребленной оборудованием для поставки тепловой энергии в спорный многоквартирный жилой дом, расположенным в тепловых узлах ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж"; 2 200,00 руб. за период с 01.09.2015 по 30.06.2017 по агентскому договору для электроснабжения от 21.08.2015 - арендной платы за аренду теплового пункта, входящего в состав оборудования по поставке тепловой энергии в спорный дом, принадлежащего обществу и расположенного в подвале указанного дома.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.03.2018 исковые требования ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного от 23.08.2018 решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований по основному иску отменено, в удовлетворении исковых требований ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" отказано.
Считая постановление суда апелляционной инстанции незаконным, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении его требований, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции сделан неверный вывод о том, что расчет поставленной ответчику тепловой энергии следует осуществлять по нормативу согласно пункту 26 Приложения 2 к Правилам N 354. Кроме того, вывод о том, что прибор учета установлен в ненадлежащем месте противоречит пунктам 7 и 8 Правил содержания общего имущества N 491.
Заявитель также указал, что судом необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" поставляет в МКД тепловую энергию на принадлежащий ответчику тепловой пункт для производства им горячей воды с целью последующей поставки ее собственникам МКД в качестве коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом поставку холодной воды с 01.10.2014, в том числе для нужд горячего водоснабжения, осуществляет ООО "РВК-Воронеж", которое с 01.08.2015 перешло на прямые расчеты с жителями МКД, предварительно расторгнув ранее заключенный договор с ТСЖ.
В письменном отзыве ответчик с доводами жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций судебных актов в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, в период с 01.01.2017 по 28.02.2017 истец поставил ответчику тепловую энергию для изготовления на тепловом пункте МКД горячей воды в количестве 70,437 Гкал на сумму 152 465,26 руб. и предъявил к оплате счета-фактуры.
Поскольку ответчик оплату поставленной тепловой энергии не произвел, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, начислив неустойку за просрочку в исполнении обязательства по оплате тепловой энергии.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 АПК РФ и руководствуясь статьями 309, 310, 424, 539, 541, 548 ГК РФ, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходил из того, что материалами дела подтвержден факт поставки истцом ответчику, как исполнителю коммунальных услуг, тепловой энергии для производства горячей воды, а доказательств оплаты ответчиком указанного ресурса в материалы дела не представлено.
При этом суд первой инстанции признал обоснованным расчет задолженности истца, произведенный на основании показаний прибора учета, установленного на границе сетей, позволяющего определить количество Гкал, необходимых для определения одного из компонентов платы за горячую воду.
Суд апелляционной инстанции со ссылкой на позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 11.07.2018 по делу N 305-ЭС18-3486, а также пункт 13 и пункт 26 Приложения 2 к Правилам N 354, указал, что к оплате потребителям должно предъявляться не количество поставленной тепловой энергии на подогрев воды, а тепловая энергия, которая определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции ошибочными и не соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам и нормам закона исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, в соответствии с данными учета энергии о ее фактическом потреблени., если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 Кодекса правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 2 вышеназванных правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ТСЖ "Проспект Революции, 9А" является исполнителем коммунальных услуг.
Обращаясь с исковыми требованиями, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" указало, что производит в крышной котельной и подает в многоквартирный жилой дом, расположенный в г. Воронеже по адресу: Проспект Революции, 9А и находящийся в управлении ответчика, тепловую энергию для приготовления горячей воды. Холодную воду (один из компонентов горячей воды) истец не приобретает. Холодную воду для приготовления горячей воды у ООО "РВК-Воронеж" оплачивают непосредственно собственники. Тепловая энергия, вырабатываемая крышной котельной, поставляется в тепловой пункт, расположенный в подвале указанного многоквартирного дома и являющийся его общим имуществом.
Судом установлено, что 01.10.2014 между ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Проспект Революции, 9А" (абонент) был заключен договор на отпуск тепловой энергии N ЖГ-1462, по условиям которого ресурсоснабжающая организация поставляет абоненту через свои присоединенные инженерные сети тепловую энергию на отопление и горячую воду (далее энергоресурсы) для многоквартирных жилых домов, указанных в приложении N 1 к настоящему договору, а абонент обязуется принимать и своевременно производить оплату за поставленные энергоресурсы по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством РФ, в объемах и по условиям в соответствии с Приложением N 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.1 договора).
Количество энергоресурсов (тепловая энергия, горячая вода), фактически поставленных абоненту в расчетном периоде, определяется по показаниям общедомовых приборов и систем коммерческого учета энергоресурса, фиксируемым с 23-го по 25-е число отчетного месяца согласно форме, установленной в Приложениях N 2,3 к настоящему договору (п. 3.2 договора).
В силу п. 8.1 настоящий договор действует с 01.10.2014 по 30.09.2015 включительно, с возможностью пролонгации.
Таким образом, в рамках указанного договора истцом осуществлялась поставка как тепловой энергии на отопление, так и горячей воды, произведенной тепловым пунктом, входящим в состав крышной котельной.
В последующем сторонами было принято решение о перемещении теплового пункта с крышной котельной в подвальное помещение МКД.
На совместном совещания представителей ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" и ТСЖ "Проспект Революции 9А" от 28.06.2015 по вопросу проведения комплексных работ по монтажу индивидуального теплового пункта в подвальном помещении многоквартирного дома N 9А по Проспекту Революции, были приняты решения произвести монтаж индивидуального теплового пункта для приготовления горячей воды в подвальном помещении дома. При этом стороны определили, что коммерческий учет тепловой энергии для приготовления горячей воды и отопления здания будет организован в точке учета, расположенной за стеной котельной на техническом этаже жилого дома, что позволит представителям ТСЖ самостоятельно в любое время беспрепятственно контролировать показания измерительных приборов.
Протокол совместного совещания подписан представителями обеих сторон без возражений.
Таким образом, стороны путем свободного волеизъявления определили, что объем тепловой энергии, поставляемой истцом ответчику для изготовления последним горячей воды будет осуществляться по прибору учета, установленному на границе раздела сетей между крышной котельной и общедомовыми сетями МКД, по которым тепловая энергия доставляется в тепловой пункт.
Согласно пояснительной записке к рабочему проекту котельной для жилого дома по Проспекту Революции, 9а, котельная предназначена для снабжения теплом систем отопления, вентиляции и горячего водоснабжения жилого дома. Топливо котельной - природный газ, теплоносители: сетевая вода 95 градусов С и горячая вода 60 градусов С.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что тепловой пункт и трубопровод, по которому поставляется тепловая энергия для подогрева горячей воды являются общедомовым имуществом.
Установив, что в период с 01.01.2017 по 28.02.2017 истец поставил ответчику тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения в количестве 70,437 Гкал и предъявил к оплате счета-фактуры на сумму 152 465,26 руб., суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что количество тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения, поставленное в спорный период следует определять исходя из показаний установленного прибора учета тепловой энергии.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о необходимости определения объема поставленной тепловой энергии в соответствии с пунктом 26 Приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 354 предметом регулирования данного постановления являются общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В силу пункта 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Как следует из материалов дела, договор на поставку тепловой энергии для производства горячей воды на тепловом пункте, расположенном в МКД, сторонами заключен не был, вместе с тем между ними сложились фактические договорные отношения.
Положениями пункта 2 Правил N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период), а также пункта 2 Правил N 354 определено, что "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; "коммунальные услуги" - осуществление исполнителем деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть оказана услуга по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Пунктом 6 статьи 31 названного закона предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами N 354, согласно которым расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится с учетом пункта 54 Правил N 354.
Учитывая, что в доме, находящемся под управлением ответчика, приготовление горячей воды осуществляется им в доме самостоятельно ввиду отсутствия централизованного горячего водоснабжения, начисление платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в МКД в данном случае должно производиться ответчиком в соответствии с пунктом 54 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, учитывая, что истцом поставлялся энергоресурс - тепловая энергия, при том, что горячая вода истцом не производилась, ответчиком не приведены надлежащие доказательства для отклонения расчета истца, произведенного на основании показаний прибора учета, установленного на границе сетей истца с общедомовыми сетями и согласованного сторонами в протоколе совместного совещания от 28.06.2015.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о необходимости определения объема поставленного коммунального ресурса - тепловая энергия (применительно к спорным правоотношениям) в соответствии с пунктом 26 приложения N 2 к Постановлению N 354 не соответствует нормам материального права.
Указанный порядок расчета подлежит применению при расчете ответчиком платы потребителям - собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, поставка которой осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частями 1-3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 по делу N А14-7909/2017 в части требований о взыскании 152 465 руб. 26 коп. долга за тепловую энергию и 10 494 руб. 02 коп. пени отменить, оставив в силе в указанной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.03.2018.
Взыскать с ТСЖ "Проспект Революции, 9А" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" 3000 рублей в порядке возмещения судебных расходов по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г.Сладкопевцева |
Судьи |
И.Ю.Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.