г.Калуга |
|
21 декабря 2018 г. |
Дело N А35-11246/2017 |
Резолютивная часть постановления составлена 18.12.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей
при участии в заседании: |
Смолко С.И. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания N 1" (305044, г. Курск, ул. Станционная, д.35, ОГРН 1124632008588, ИНН 4632165364) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Курской области (305000, г. Курск, ул. Ленина, д.6) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от третьего лица - публичного акционерного общества "Квадра-Генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Курская Генерация" (300012, г. Тула, ул. Тимирязева, д.99В, адрес филиала: 305000, г. Курск, ул. Нижняя Набережная, д.9, ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания N 1" на решение Арбитражного суда Курской области от 15.06.2018 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 (судьи Миронцева Н.Д., Ольшанская Н.А., Донцов П.В.) по делу N А35-11246/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания N 1" (далее - заявитель, ООО "Городская управляющая компания N 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - инспекция, ГЖИ) от 02.11.2017 N 4356.
Дело рассматривалось с участием ПАО "Квадра-Генерирующая компания".
Решением суда от 15.06.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новоселовка, д. 5А (далее - МКД), с мая 2013 года осуществляет ООО "Городская управляющая компания N 1".
С учетом общестроительной конструкции вышеуказанного жилого дома подача тепловой энергии в него осуществляется через три ввода: тепловой ввод N 1 (1 подъезд дома), тепловой ввод N 2 (2-3 подъезды дома) и тепловой ввод N 3 (4-5 подъезды), на каждом из которых установлен свой прибор учета тепловой энергии и расхода теплоносителя.
Система отопления каждого ввода закольцована и работает автономно.
С февраля 2016 года по апрель 2017 года размер платы за отопление по квартирам указанного дома филиалом ПАО "Квадра" - "Курская генерация" производился по показаниям каждого коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на отопление, установленного на тепловые вводы в доме, отдельно и исходя из площади жилых помещений и мест общего пользования, относящихся к каждому тепловому вводу.
На основании обращения собственника квартиры МКД инспекцией проведена внеплановая документарная проверка общества, осуществляющего управление указанным домом, по результатам которой составлен акт от 02.11.2017 N 4356. Согласно данному акту с февраля 2016 года по апрель 2017 года расчет размера платы за отопление по квартирам дома филиалом ПАО "Квадра" - "Курская генерация" производился по показаниям каждого коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на отопление, установленного на тепловые вводы в доме, отдельно и исходя из площади помещений, относящихся к каждому тепловому вводу.
В целях устранения выявленного нарушения инспекция выдала обществу предписание от 02.11.2017 N 4356 с требованием в срок до 29.12.2017 в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ 06.05.2011 N 354, произвести перерасчет платы по коммунальной услуге отопление с февраля 2016 по апрель 2017 в соответствии с п. 42 (1), Приложением N 2 Формулой 3, с учетом площади всего многоквартирного дома и суммарных показаний всех общедомовых приборов учета тепловой энергии по адресу: г. Курск, ул. 2-я Новоселовка, д. 5А.
Полагая, что названное предписание инспекции не соответствует закону, а также нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суды обеих инстанций пришли к выводу об обоснованности позиции инспекции о необходимости определения размера платы за отопление путем суммирования показаний трех имеющихся в доме общедомовых приборов учета тепловой энергии и исходя из общей площади помещений в многоквартирном доме.
Между тем, такие выводы судов нельзя признать законными и обоснованными исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за отопление рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно: Pi = Vд x Si / Sоб x Тт, где Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом; Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; S об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома; Тт - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что общестроительная конструкция МКД предусматривает подачу тепловой энергии через три самостоятельных, закольцованных и работающих автономно ввода, каждый из которых имеет свой прибор учета тепловой энергии и расхода теплоносителя. Данные обстоятельства подтверждены документально и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Поскольку каждая из обособленных частей МКД отапливается отдельно, то утверждение инспекции о необходимости определения объема потребленной жильцами тепловой энергии путем суммирования показаний приборов учета, фиксирующих объем поставленного энергоресурса в части дома, поддержанное судами первой и апелляционной инстанций, признается судебной коллегией ошибочным, поскольку такой порядок расчета может привести к оплате собственниками помещений тех услуг, которые ими фактически не были получены. Более того, положениями Правил N 354 не предусмотрена возможность учета суммарных показаний общедомовых приборов учета, установленных в разных частях здания, оборудованных самостоятельными системами теплоснабжения.
Таким образом, выводы судов о законности обжалованного предписания являются неверными, в связи с чем решение и постановление судов подлежат отмене.
Учитывая, что при рассмотрении данного спора фактические обстоятельства установлены судами верно, но при этом судами были неправильно применены нормы права, кассационная инстанция приходит к выводу об отмене решения и постановления судов и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новый судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.287, п.3 ч.2 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 15.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 по делу N А35-11246/2017 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Курской области от 02.11.2017 N 4356.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.