г.Калуга |
|
24 декабря 2018 г. |
Дело N А83-3406/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Технолидер" (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Турецкая, д.14, пом.19): Сташкив Д.Я. - представитель по доверенности от 29.05.2018;
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Кечкеметская, д.198): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.06.2018 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 (судьи Калашникова К.Г., Котлярова Е.Л., Оликова Л.Н.) по делу N А83-3406/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Технолидер" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Министерство, ответчик) от 21.02.2018 N 546-6122 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2018 заявление общества удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление о назначении административного наказания от 21.02.2018 N 546-6122.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.06.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, указывая на совершение обществом административного правонарушения. В ходатайстве от 18.12.2018 просит рассмотреть жалобу без участия представителя.
ООО "Технолидер" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку добыча полезных ископаемых не осуществлялась.
Представитель общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве.
В силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена без участия представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, выслушав представителя общества, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.12.2017 отделом экологического надзора проведено обследование территории Бахчисарайского района Республики Крым, в 0,5 км на северо-запад от с.Викторовка, 0,5 км на запад от с.Малиновка на основании планового рейдового задания от 21.12.2017. Административным органом на участке Викторовский, ООО "Кронос" по результатам рейдового мероприятия выявлен факт пользования недрами (добыча), а также снятие и перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение можжевельника колючего в отсутствие разрешительных документов. Данные обстоятельства зафиксированы в акте рейдового обследования от 22.12.2017.
29.12.2017 заведующим отделом надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора - старшим государственным инспектором Республики Крым Александровым А.Н. в соответствии с приказом от 22.12.2017 о проведении внеплановой выездной проверки N 2994, при согласовании с прокуратурой Республики Крым (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 25.12.2017) проведено обследование участка Викторовский, 0,5 км на северо-запад от с.Викторовка Бахчисарайского района.
По результатам проведенного обследования составлен акт от 29.12.2017, которым зафиксировано, что на момент обследования какие-либо работы на участке Викторовский не производились, имеется выемка горной массы и следы нарушенных земель, почвенно-растительного покрова. На юге участка установлен домик - бытовка металлическая, рядом с которым припаркованы три экскаватора, рабочий персонал, в том числе охрана отсутствует. В южной части участка имеется горная выработка со следами извлечения горной массы, нарушенные земли. На северной границе горной выработки имеются следы нарушения целостности почвенно-растительного покрова, также зафиксированы границы (пространственные), нарушенного почвенно-растительного покрова.
11.01.2018 специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым составлен акт проверки N 9-2994/03.1.3. Из данного акта усматривается, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 22.12.2017 N 2994 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Технолидер" продолжительность 3 рабочих дня/12 часов. Актом зафиксированы выявленные нарушения, которые выразились в том, что ООО "Технолидер" в период с 19.12.2017 по 21.12.2017 осуществляло пользование недрами (извлечение горной массы) на участке Викторовский в отсутствие лицензии на пользование недрами, что является нарушением требований статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", статьи 18 Закона Республики Крым от 07.08.2014 N 45-ЗРК "О недрах", а также что ООО "Технолидер" в период с 19.12.2017 по 21.12.2017 осуществляло снятие почвенного покрова на участке Викторовский в отсутствие специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, что является нарушением требований части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 4 "Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99 (далее - Постановление N 99).
19.01.2018 государственным инспектором Республики Крым Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Ибраимовым Я.С. составлен протокол об административном правонарушении N 006122 по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
21.02.2018 заведующим отделом надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр управления оперативного реагирования департамента экологического надзора - старшим государственным инспектором Республики Крым Александровым А.Н. вынесено постановление N 546-6122, которым ООО "Технолидер" признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и выражающегося в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами, а именно в проведении работ по извлечению (добыче) недр, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 825 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судами установлено, что на момент проведения рейдового обследования у ООО "Технолидер" имелось согласование проекта рекультивации со Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым, Администрации Бахчисарайского района Республики Крым, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Кроме того, обществом получено согласование Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым N 01-10/50777 от 29.12.2017 на момент проведения внеплановой выездной проверки.
Суды указали на письмо ГБУ РК "Территориальный фонд геологической информации" N 2032/20-11 от 20.11.2017 в соответствии с которым, на Викторовском земельном участке нет оцененных запасов полезных ископаемых, находящихся на государственном балансе, так же установлено, 12.12.2017 между ООО "Технолидер" (заказчик) и ООО "Кронос" (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг N РК-12.
Пунктами 1.1, 1.2 договора установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика с привлечением своего персонала и механизмов, а также соисполнителей, оказать следующие услуги: планировочные работы по перемещению грунтов согласно проекту рекультивации; погрузка земляных материалов в естественном сложении в транспортное средство; выполнение завершающего комплекса рекультивационных работ, согласно предоставленного проекта; оформление полного комплекса учетнорасходных документов, включая ТТН, ТОРГ 12 и иных документов по согласованию сторон; ведение рабочей документации, согласно требований Ростехнадзора, Крымтехнадзора, ТБ и ПБ.
20.12.2017 между ИП Разумовым А.И. (исполнитель) и ООО "Технолидер" (заказчик) заключен договор N 4, в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя ответственность за ведение маркшейдерских работ по рекультивации раннее нарушенных земель в районе села Викторовка Бахчисарайского района Республики Крым, принадлежащих Администрации Бахчисарайского района Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2018 требования общества удовлетворены, постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 судебный акт оставлен без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлено, что пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения, административная ответственность за которое установлена приведенной нормой, являются общественные отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории Российской Федерации, соответственно, законный режим недропользования является непосредственным объектом посягательства и вменяемое обществу правонарушение посягает на данный объект.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в пользовании недрами без соответствующей лицензии.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора с учетом представленных доказательств и их оценки пришли к выводу, что обществом не осуществлялось пользование участком недр, а осуществлялись земляные работы в связи с рекультивацией заброшенного карьера на основании Постановления Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Основанием для удовлетворения требований общества явилось то, что для проведения работ по рекультивации земель обществу не требуется получение лицензии, поскольку рекультивация земель производится без предоставления земельного участка и недр в пользование.
Выводы судов коллегия судей признает правомерными и соответствующим установленных фактическим обстоятельствам дела. В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (части 5, 6 статьи 13) рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Нарушение, вмененное ООО "Технолидер", как усматривается из оспариваемого постановления, протокола об административном правонарушении, акта проверки от 11.01.2018, выразилось в добыче (извлечении) горной массы на участке Викторовский в период с 19.12.2017 по 21.12.2017 в отсутствие лицензии.
Таким образом, как извлечение горной массы, так и рекультивация подразумевают проведение земляных работ, которые зафиксированы актом рейдового обследования и актом проверки.
В силу пункта 12 Постановления Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация ранее нарушенных земель брошенных карьеров проводится на основании проекта, согласованного и утвержденного в соответствии с настоящим Порядком, без предоставления земельного участка.
Пунктом 28 Постановления Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99 "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" проект рекультивации до его утверждения заявителем подлежит согласованию:
- органом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", - в случаях проведения рекультивации земельных участков по сельскохозяйственному направлению рекультивации;
- органом, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере экологии и природопользования, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, лесных отношений, - в случаях проведения рекультивации земель и земельных участков по следующим направлениям рекультивации: природоохранное, консервационное, строительное, рекреационное, лесное; органом, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - в случаях наличия угрозы повреждения объектов культурного наследия при проведении рекультивации земельных участков;
- органом, осуществляющим формирование и реализацию единой государственной политики в сфере развития водного хозяйства, мелиорации земель, - в случаях проведения рекультивации земель по водохозяйственному направлению рекультивации;
- органом, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, осуществляющим от имени Республики Крым в установленном порядке управление и распоряжение имуществом и землями, находящимися в собственности Республики Крым, - в случаях расположения участка на землях государственной собственности;
- органами местного самоуправления, на территории которых находятся данные земельные участки.
Как установлено судами по материалам дела на момент проведения рейдового обследования (21.12.2017) у ООО "Технолидер" имелось согласование проекта рекультивации со Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (N СЗФН - 8725/16 -29/1 от 19.12.2017; т. 1 л.д. 24), с Администрацией Бахчисарайского района Республики Крым N 02-12/3155 от 18.12.2017; т. 1 л.д. 25), с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым (N 21107/10.3-13 от 30.11.2017; т. 1 л.д. 27).
Кроме того, обществом было получено согласование Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым N 01-10/50777 от 29.12.2017 (т.2 л.д. 89) на момент проведения внеплановой выездной проверки (29.12.2017).
Таким образом, общество имело как проект рекультивации, так и согласования.
Довод жалобы о том, что вышеперечисленные согласования являлись ненадлежащими, не влияет на оценку характера работ, выполнявшихся обществом, так как проведение рекультивации при отсутствии необходимого согласования не образует состав вменяемого обществу правонарушения.
Также суды установили, что 12.12.2017 между ООО "Технолидер" (заказчик) и ООО "Кронос" (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг N РК-12.
Пунктами 1.1, 1.2 данного договора установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика с привлечением своего персонала и механизмов, а также соисполнителей, оказать следующие услуги: планировочные работы по перемещению грунтов согласно проекту рекультивации; погрузка земляных материалов в естественном сложении в транспортное средство; выполнение завершающего комплекса рекультивационных работ, согласно предоставленного проекта; оформление полного комплекса учетно-расходных документов, включая ТТН, ТОРГ 12 и иных документов по согласованию сторон; ведение рабочей документации, согласно требований Ростехнадзора, Крымтехнадзора, ТБ и ПБ.
Помимо этого из письма ГБУ РК "Территориальный фонд геологической информации" N 2032/20-11 от 20.11.2017 следует, что на Викторовском земельном участке нет оцененных запасов полезных ископаемых, находящихся на государственном балансе (т.1 л.д.22).
Следовательно, административным органом не представлено безусловных доказательств того, что извлеченная обществом горная масса в районе старого карьера относилась к полезным ископаемым.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о том, что в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и оно не подлежит привлечению к административной ответственности.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а поэтому не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы судов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.06.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 по делу N А83-3406/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.