г.Калуга |
|
17 января 2019 г. |
Дело N А36-3974/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объёме 17.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Платова Н.В. Егоровой С.Г. |
|
|
|
|
при участии в заседании
от истца: ОАО "ЛЭСК"
от ответчика: ООО "Грязинское Управление МКД" |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грязинское Управление МКД" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 по делу N А36-3974/2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания", ОГРН 1054800190037, ИНН 4822001244, (далее - ОАО "ЛЭСК") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Грязинское ремонтно-строительное управление по обслуживанию жилфонда", ОГРН 1124802000190, ИНН 4802023923, (в настоящее время - ООО "Грязинское Управление МКД") о взыскании 524 660 руб. 40 коп. задолженности за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, в том числе и в сверхнормативном объеме, за январь 2017 года и 7 161 руб. 61 коп. пени за период с 16.02.2017 по 18.03.2017 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.10.2017 (судья Хорошилов А.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 (судьи Маховая Е.В., Мокроусова Л.М., Сурненков А.А.) решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.10.2017 отменено. Исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Грязинское Управление МКД" в пользу ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" взыскано 225 741 руб. 62 коп. задолженности за электрическую энергию на общедомовые нужды за январь 2017 года, а также 4 575 руб. 61 коп. пени за период просрочки с 16.02.2017 по 18.03.2017. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым апелляционным постановлением, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права, ООО "Грязинское Управление МКД" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции от 09.10.2017.
Представители истца и ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы стороны извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства в картотеке арбитражных дел на официальном сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра.
ОАО "ЛЭСК" и ООО "Грязинское Управление МКД" заявлены письменные ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия своих представителей.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей сторон.
Изучив материалы дела, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления апелляционного суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отсутствие заключенного договора энергоснабжения ОАО "ЛЭСК", являясь гарантирующим поставщиком на территории Липецкой области, в январе 2017 года осуществляло поставку электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды, в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "ГРСУ по обслуживанию жилфонда" (в настоящее время в связи со сменой фирменного наименования - ООО "Грязинское Управление МКД").
Ссылаясь на то, что поставленная в спорный период в многоквартирные дома электрическая энергия на общедомовые нужды, в том числе и сверх норматива потребления, в общем объеме 158 988 кВт/ч на сумму 524 660 руб. 40 коп. не оплачена ответчиком в полном объеме и в установленный срок, ОАО "ЛЭСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности ОАО "ЛЭСК" объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды по указанным многоквартирным домам в спорный период.
Отменяя решение суда области от 09.10.2017 и частично удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 161, ч.ч. 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; а также по принятию от жителей многоквартирного дома платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 и ст. 171 ЖК РФ, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В силу положений ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно: расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Таким образом, в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при наличии в доме управляющей организации или товарищества собственников жилья подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества.
Даже отсутствие договорных отношений ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг (управляющей организации или товарищества собственников жилья) не изменяет статуса этого лица по отношению к собственникам помещений в доме, как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества дома.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу она же принимает от жителей плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения собственников о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении дома управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
В связи с изложенным, вывод суда апелляционной инстанции о наличии достаточных правовых оснований для признания управляющей организации лицом, ответственным за оплату электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, в том числе и сверхнормативного объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды, в период с 01.01.2017, обоснован.
В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
Судом установлено, что в отношении 21 многоквартирного дома приборы учета электрической энергии установлены не на границе балансовой принадлежности многоквартирных жилых домов в нарушение требований вышеуказанный норм Правил N 491.
При этом документальные доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета на границах балансовой принадлежности в таких многоквартирных домах, а также проведения обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета надлежащим образом на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств жилых домов, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не были представлены.
Доказательства принятия общими собраниями собственников помещений спорных многоквартирных домов соответствующих решений о включении участков сети от места установки приборов учета до внешней границы многоквартирных домов в состав общего имущества или об использовании установленных истцом приборов учета в качестве расчетных средств измерения для определения объема поставленной электроэнергии в материалах дела также отсутствуют.
При указанных обстоятельствах возложение на собственников помещений (в том числе физических лиц) обязанности оплачивать электрическую энергию, потребленную в точке поставки, расположенной на объекте электроэнергетики (трансформаторной подстанции, опоре линии электропередачи) и находящейся не на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома, существенно изменяет обязанности собственников по оплате коммунального ресурса по сравнению с законодательно установленными правилами.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет истца объема и стоимости потребления электроэнергии на общедомовые нужды за спорный период проверен судом апелляционной инстанции и признан соответствующим требованиям действующего законодательства (п. 7, п. 8 Правил N 491, п. 144 Основных положений N 442) в размере 225 741 руб. 62 коп. исходя из нормативов потребления, действующих в спорный период, в отношении 21 многоквартирного дома, в которых приборы учета установлены не на границе разграничения балансовой принадлежности энергопринимающих устройств домов.
Данный расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Установив факт нарушения ответчиком сроков оплаты потребленной в данный период электрической энергии для общедомовых нужд многоквартирных жилых домов, управляемых ответчиком, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 330 ГК РФ, п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и с учетом разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, правомерно привлек ООО "Грязинское Управление МКД" к гражданско-правовой ответственности в виде уплаты пени в размере 4 575 руб. 61 коп. за период с 16.02.2017 по 18.03.2017.
Довод заявителя жалобы о необоснованном применении истцом тариф на электроэнергию для домов, оборудованных газовыми плитами, при расчете платы за электроэнергию по многоквартирным домам N N 2А, 2Б, 2В по ул. Гагарина, в которых используются электроплиты, не может быть принят во внимание суда, как не соответствующий материалам дела.
Из имеющихся в деле расчетов спорной суммы задолженности, представленных ОАО "ЛЭСК", усматривается, что истцом при определении стоимости поставленной электроэнергии в отношении каждого из спорных домов, управляемых ответчиком, применялся соответствующий тариф с учетом оборудования конкретного дома газовыми или электроплитами (т. 5 л.д. 126-128, 134-137, 155-158, 160-164, 169-175).
При этом из представленного ответчиком расчета платы за потребленную электроэнергию за спорный период по указанным домам следует, что заявитель руководствовался теми же тарифами, что и истец (т. 3 л.д. 82-83, 99-100).
Ссылка заявителя на то, что используемое истцом в расчете количество проживающих лиц не соответствует фактическим данным, также отклоняется судебной коллегией, поскольку обязанность по предоставлению ресурсоснабжающей организации сведений о зарегистрированных в жилых помещениях лицах в установленный пп. "д" п.18 Правил N 124 срок лежит непосредственно на ответчике, как управляющей организации, в связи с чем истец обоснованно при расчете потребления электроэнергии руководствовался данными о количестве граждан (зарегистрированных или фактически проживающих в спорных домах), предоставленными самим ответчиком.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого апелляционного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого постановления апелляционного суда, не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2018 по делу N А36-3974/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
Н.В.Платов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расчет истца объема и стоимости потребления электроэнергии на общедомовые нужды за спорный период проверен судом апелляционной инстанции и признан соответствующим требованиям действующего законодательства (п. 7, п. 8 Правил N 491, п. 144 Основных положений N 442) в размере 225 741 руб. 62 коп. исходя из нормативов потребления, действующих в спорный период, в отношении 21 многоквартирного дома, в которых приборы учета установлены не на границе разграничения балансовой принадлежности энергопринимающих устройств домов.
...
Установив факт нарушения ответчиком сроков оплаты потребленной в данный период электрической энергии для общедомовых нужд многоквартирных жилых домов, управляемых ответчиком, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 330 ГК РФ, п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и с учетом разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, правомерно привлек ООО "Грязинское Управление МКД" к гражданско-правовой ответственности в виде уплаты пени в размере 4 575 руб. 61 коп. за период с 16.02.2017 по 18.03.2017."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2019 г. N Ф10-5436/18 по делу N А36-3974/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5436/18
17.01.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5436/18
28.09.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8352/17
09.10.2017 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-3974/17