г.Калуга |
|
23 января 2019 г. |
Дело N А62-10665/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "23" января 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе
председательствующего |
Серокуровой У.В. |
судей |
Елагиной О.К. |
|
Козелкина И.И. |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 по делу N А62-10665/2017,
установил:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт", ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - АО "АтомЭнергоСбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Смолград", ОГРН 1156733005681, ИНН 6732104168 (далее - ООО "Смолград", ответчик) о взыскании долга по оплате электрической энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома за январь, февраль, июнь, август, ноябрь 2017 года в сумме 37309 руб. 50 коп. и неустойки, начисленной на задолженность в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", за период с 16.02.2017 по 30.06.2018 в размере 472 руб. 42 коп. (с учетом уточнения суммы иска и объединения дел в одно производство).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ПАО "МРСК Центра" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.08.2018 (судья Красильникова В.В.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 (судьи Егураева Н.В., Бычкова Т.В., Селивончик А.Г.), в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для применения порядка расчета, предусмотренного пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в связи с отсутствием коллективного (общедомового) прибора учета в одном из спорных многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Смолград". Указывает, что ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ) в спорном доме не является расчетным.
АО "АтомЭнергоСбыт" направило в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
АО "АтомЭнергоСбыт", ООО "Смолград" и ПАО "МРСК Центра", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 23.05.2014 N 311 АО "АтомЭнергоСбыт" с 01.06.2014 является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Смоленской области, оказывает услуги по поставке электроэнергии потребителям, в том числе в многоквартирные жилые дома.
АО "АтомЭнергоСбыт" в спорный период в отсутствие заключенного договора энергоснабжения осуществляло поставку электроэнергии в многоквартирные дома, расположенные в Смоленской области, село Каспля-2 по адресу: улица Студенческая, дома N 4 и N 5, находящиеся в управлении ООО "Смолград".
Истец произвел расчет объема сверхнормативного потребления по многоквартирным домам N 4 и N 5 по ул. Студенческой в с.Каспля-2, исходя из показаний общедомовых приборов учета.
Факт поставки АО "АтомЭнергоСбыт" в спорный период электроэнергии в указанные в иске многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Смолград", подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривался.
В отношении многоквартирного жилого дома N 4 по ул. Студенческой ответчик предъявленную истцом сумму не оспорил и полностью оплатил.
Разногласия сторон сводятся к вопросу об оборудовании ОДПУ многоквартирного жилого дома N 5, расположенного по адресу: Смоленская область, село Каспля-2, улица Студенческая, а также является ли указанный прибор учета расчетным.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Отношения по поставке электрической энергии в целях содержания многоквартирных домов регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах, специальными нормами об энергоснабжении, установленными в параграфе 6 главы 30 ГК РФ, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), с учетом положений Правил N 354.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу изложенного следует, что управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации). Однако из норм действующего законодательства не следует, что обязанности управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора энергоснабжения.
Согласно пункту 14 Правил N 354, обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с ресурсоснабжающей организацией.
В пункте информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
01.07.2016 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", согласно которому объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, ограничен величиной соответствующего норматива потребления. В связи с чем, с 01.07.2016 вне зависимости от наличия заключенного между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг договора о приобретении коммунального ресурса объем сверхнормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды должен оплачиваться управляющей организацией.
Таким образом, отсутствие в спорный период письменного договора энергоснабжения сторон не освобождает ответчика как исполнителя коммунальных услуг от обязанности оплатить фактически поставленный ресурс в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Смолград", в том числе и на общедомовые нужды.
Судами установлено, что прибор учета электроэнергии дома N 5 по ул. Студенческой установлен на трансформаторной подстанции ТП-1215. Данный факт подтвержден актом допуска прибора учета в эксплуатацию N 503 от 28.11.2012, а также актами проверки работы приборов учета.
Актов балансового разграничения, документов о технической невозможности установки приборов учета не на границе балансовой принадлежности многоквартирного дома в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из положений пункта 8 Правил N 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, по общему правилу точка поставки энергоресурсов в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы электроснабжения с внешними электрическими сетями.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
В силу части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании доказательств.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды, оценив и исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, установили, что в случае непредставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета на границах балансовой принадлежности в многоквартирных домах, и отсутствия решения собрания собственников, принятого в порядке пункта 8 Правил N 491, определение объема потребленной многоквартирными домами электрической энергии, осуществляется по нормативу потребления. При этом показания приборов учета, установленных не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, для определения объема потребленного многоквартирными домами энергоресурса, применению не подлежат.
АО "АтомЭнергоСбыт" в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета на границе балансовой принадлежности в многоквартирном доме N 5 по улице Студенческая в селе Каспля-2, Смоленской области, а также документальное подтверждение проведения обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета.
Таким образом, при непредставлении доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета на границе балансовой принадлежности в многоквартирных домах, при отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирных домов об использовании приборов учета, расположенных не на внешней границе многоквартирного дома, а также при отсутствии взаимодействия сетевой организации, гарантирующего поставщика с управляющей организацией по исследованию наличия технической возможности установки ОДПУ в границах эксплуатационной ответственности многоквартирного дома, расчет объема сверхнормативного потребления электроэнергии относительно многоквартирного дома по приборам учета, установленным не на внешней границе дома, не обоснован.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о правомерности определения объема поставленной электрической энергии в отношении спорного многоквартирного дома N 5, исходя из норматива потребления за спорный период.
Согласно контррасчету ответчика по объему потребления электрической энергии, использованной в целях содержания общего имущества, ему должно быть начислено: за январь 2017 - 868 руб. 60 коп., за февраль 2017 года - 868 руб. 60 коп., за июнь 2017 года - 1 057 руб. 51 коп., за август 2017 года - 1 092 руб. 04 коп., за ноябрь 2017 года - 1 092 руб. 04 коп., всего 4 978 руб. 79 коп.
Контррасчет судами проверен и признан обоснованным.
Оплата в указанном размере произведена ответчиком платежными поручениями N 314 от 28.08.2017 (за январь - май 2017 г.) в сумме 4 342 руб. 95 коп., N 589 от 21.12.2017 (за период июнь - ноябрь 2017 г.) в сумме 6 328 руб. 79 коп., N 590 от 21.12.2017 на сумму 188 руб. 92 коп. (за июнь - ноябрь 2017 г.), на общую сумму 10 860 руб. 66 коп., в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Поскольку признанные обоснованными суммы задолженности за спорный период были оплачены ответчиком с нарушением установленных законодательством сроков, то суды на основании правил статей 330, 332 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" правомерно установили наличие обязанности ответчика по оплате пени в размере 472 руб. 42 коп.
Ответчик данный расчет не оспаривал и произвел оплату пени в указанном размере платежным поручением N 438 от 14.08.2018.
Так как требование о взыскании неустойки было удовлетворено ответчиком в добровольном порядке, то суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания штрафной санкции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по своей сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств.
В силу статей 168 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 по делу N А62-10665/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Серокурова У.В. |
Судьи |
Елагина О.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 января 2019 г. N Ф10-5949/18 по делу N А62-10665/2017