г.Калуга |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А64-9095/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.219.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Смирнова В.И. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании представителей:
от Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области: не явились, извещены надлежаще,
от общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ СЕРВИС": не явились, извещены надлежаще,
от администрации Тамбовского района Тамбовской области: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.04.2018 (судья Плахотников М.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А64-9095/2017,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об аннулировании лицензии от 06.04.2015 N 037 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной ООО "ЖКХ СЕРВИС" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.04.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами, ООО "ЖКХ СЕРВИС" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 06.04.2015 N 037, выданной на основании решения лицензионной комиссии Тамбовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами от 03.04.2015 N 20 и приказа Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 06.04.2015 N 16.
В отношении должностных лиц ООО "ЖКХ СЕРВИС" вступили в законную следующие решения судов о привлечении к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 24 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ:
- мирового судьи участка N 3 Тамбовского района Тамбовской области Заболотниковой О.А. от 14.04.2017 по делу N 5-300/2017 в отношении генерального директора ООО "ЖКХ СЕРВИС" Подгорнова Дмитрия Михайловича по факту неисполнения предписания Управления от 01.02.2017 N 40 о соблюдении обязательных требований, предусмотренных Стандартом раскрытия информации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2017 N 731 и Приказом Минстроя от 22.12.2014 N 882/пр, и привлечении Подгорнова Д.М. к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5000,00 руб.;
- мирового судьи участка N 3 Тамбовского района Тамбовской области Заболотниковой О.А. от 24.05.2017 по делу N 5-383/2017 в отношении исполняющего обязанности генерального директора ООО "ЖКХ СЕРВИС" Пиршель Владимира Алексеевича по факту неисполнения предписания Управления от 09.03.2017 N 113 о соблюдении обязательных требований, предусмотренных Стандартом раскрытия информации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2017 N 731 и Приказом Минстроя от 22.12.2014 N 882/пр, и привлечении Пиршель В.А. к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000,00 руб.
Нарушение лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с частью 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ является основанием для исключения сведений о многоквартирных домах, управляемых обществом, из реестра лицензий.
18.07.2017 Управление направило в адрес администрации Тамбовского района уведомление о возникновении оснований для исключения Управлением сведений о многоквартирных домах, управляемых ООО "ЖКХ СЕРВИС", из реестра лицензий Тамбовской области.
В связи с неоднократным неисполнением предписаний Управления и привлечением должностных лиц ООО "ЖКХ СЕРВИС" к административной ответственности приказом Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области от 01.11.2017 N 62 из реестра лицензий Тамбовской области исключены сведения о следующих многоквартирных домах, управляемых ООО "ЖКХ СЕРВИС", расположенных по адресам: Тамбовская область, Тамбовский район, д. Красненькая, ул. Совхозная д. 11, д. 12, д. 13, д. 22; Тамбовская область, Тамбовский район, с. Донское, ул. Молодежная, д. 1, д. 2, д. 3, д. 4, д. 5, д. 6, д. 7, д. 8; Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Новая Ляда, ул. Малоталинская, д. 43, д. 45, д. 47 (далее - многоквартирные дома).
Общая площадь многоквартирных домов, управляемых ООО "ЖКХ СЕРВИС" и исключенных из реестра лицензий Тамбовской области, составляет более 15% общей площади многоквартирных домов управляемых данной организацией.
Согласно протоколу от 16.11.2017 N 42 по результатам проведенного заседания в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 201, статьей 199, частью 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ Лицензионная комиссия Тамбовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Тамбовской области, приняла решение об обращении Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области в суд с заявлением об аннулировании лицензии от 06.04.2015 N 037, выданной ООО "ЖКХ СЕРВИС" на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Тамбовской области.
С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь ч. 12 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 1 ст. 199 Жилищного кодекса РФ Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 5 статьи 198 ЖК РФ, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи.
Согласно части 7 статьи 198 ЖК РФ в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 197 ЖК РФ порядок и сроки информирования об обстоятельствах, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также лица, ответственные за соблюдение требований об информировании, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 "О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом" утверждены Правила информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом (далее - Правила информирования).
Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии в силу части 2 статьи 199 ЖК РФ является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 настоящего Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.
Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии (часть 1 статьи 199 ЖК РФ).
Судами проведен анализ положений правил информирования.
Так, пунктом 3 Правил информирования установлено, что ответственность за соблюдение требований об информировании возлагается на лицензирующий орган (в части информирования уполномоченных органов) и на уполномоченный орган (в части информирования заинтересованных лиц).
В соответствии с пунктом 4 Правил информирования лицензирующий орган направляет уполномоченному органу способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения, следующую информацию:
а) о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу второго или последующего решения (постановления) суда о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом, с указанием сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 настоящих Правил;
б) о принятии лицензирующим органом решения об исключении сведений о многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения, с указанием сведений, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил;
в) о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на основании решения лицензионной комиссии - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня направления соответствующего заявления, с указанием сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.
г) о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, с указанием сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 10 настоящих Правил.
Пунктом 6 Правил информирования на уполномоченный орган возложена обязанность в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, известить о наличии обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящих Правил, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и иных заинтересованных лиц способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения.
Таким образом, названными правилами предусмотрена определенная процедура действий, предшествующая обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии, которая включает в себя также информирование уполномоченного органа, собственников о каждом совершенном действии.
При этом при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии суд обязан проверить соблюдение данной процедуры (ст. 199 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что материалы дела не содержат доказательства, подтверждающие информирование уполномоченным органом определенного круга лиц обо всех обстоятельства, указанных в Правилах.
Равным образом, в материалы дела не представлены доказательства того, что уполномоченный орган известил собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, о назначении лицензиату и (или) должностному лицу (должностным лицам) лицензиата судом административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний, выданных органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, а также о принятом лицензионной комиссией решении о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии. Не представлено и доказательств извещения ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенным пунктом 6 Правил информирования.
Также суды приняли во внимание, что в материалы дела не представлено доказательств, что многоквартирные дома управляются иной управляющей компанией, либо изменен способ управления многоквартирным домом, либо Администрацией инициированы торги по отбору новой управляющей организации.
При этом в материалах дела содержатся копии протоколов собрания собственников помещений многоквартирных домов, подтверждающих принятие большинством собственников помещений многоквартирных домов решения об оставлении домов в управлении ООО "ЖКХ Сервис". Данные решения никем не оспорены.
Таким образом, как верно заключили суды, ООО "ЖКХ Сервис", фактически не прекращавшее управление вышеуказанными многоквартирными домами, вновь избрано собственниками помещений в качестве управляющей организации, что свидетельствует о волеизъявлении собственников на продолжение осуществления управления многоквартирными домами.
Учитывая обстоятельства настоящего спора, а также неисполнение лицензирующим и уполномоченным органом обязанностей, предусмотренных статьей 197 ЖК РФ и Правил информирования, суды справедливо пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления управления.
Судебная коллегия находит выводы судов обоснованными и не подлежащими переоценке, ввиду отсутствия на то полномочий у суда округа в соответствии с положениями статьи 286 АПК РФ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражных судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 по делу N А64-9095/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 6 Правил информирования на уполномоченный орган возложена обязанность в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, известить о наличии обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящих Правил, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и иных заинтересованных лиц способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения.
Таким образом, названными правилами предусмотрена определенная процедура действий, предшествующая обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии, которая включает в себя также информирование уполномоченного органа, собственников о каждом совершенном действии.
При этом при рассмотрении заявления об аннулировании лицензии суд обязан проверить соблюдение данной процедуры (ст. 199 Жилищного кодекса Российской Федерации).
...
Учитывая обстоятельства настоящего спора, а также неисполнение лицензирующим и уполномоченным органом обязанностей, предусмотренных статьей 197 ЖК РФ и Правил информирования, суды справедливо пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления управления."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 января 2019 г. N Ф10-5976/18 по делу N А64-9095/2017