г.Калуга |
|
24 января 2019 г. |
Дело N А62-8039/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" (214038, г. Смоленск, ул. Кловская, д.13, ОГРН 1136700000788, ИНН 6732014789) - Лазакович Д.Ю. (дов. от 27.11.2018 N 60);
от заинтересованного лица - департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д.1, ОГРН 1096731011629, ИНН 6730083787) - Нефедов Д.И. (дов. от 09.01.2019 N 02/04), Матеушева Н.М. (дов. от 17.12.2018 N 11/02);
от третьих лиц:
департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (214000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д.14а, ОГРН 1106732004488, ИНН 6732004533) - не явились;
управления Федеральной почтовой связи Смоленской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д.37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2018 (судья Ерохин А.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2018 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-8039/2017,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" (далее - региональный фонд, фонд) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным предписания департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (далее - департамент по осуществлению контроля, департамент), выданного на основании акта плановой выездной проверки от 04.08.2017 N 06-01/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее -департамент ЖКХ), Управление Федеральной почтовой связи Смоленской области - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России").
Решением суда от 23.03.2018 заявление фонда удовлетворено частично, предписание признано недействительным в части пункта 2, которым предписано принять меры к возврату в доход областного бюджета денежных средств в сумме 292 353, 67 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. С департамента в пользу фонда взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по государственной пошлине.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2018 решение суда в части признания недействительным пункта 2 оспариваемого предписания и в части взыскания с департамента 3 000 руб. судебных расходов по государственной пошлине отменено, в удовлетворении требования фонда в части признания недействительным пункта 2 предписания и во взыскании судебных расходов отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе региональный фонд просит постановление апелляционного суда отменить полностью, решение суда - в части отказа в удовлетворении требования по пункту 1 предписания, требование фонда удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу департамент по осуществлению контроля просит оставить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования фонда, постановление суда второй инстанции полностью без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель фонда поддержал доводы кассационной жалобы, представители департамента поддержали доводы отзыва на жалобу.
Третьи лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей фонда и департамента по осуществлению контроля, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 07.10.2014 г. в рамках осуществления своей деятельности региональный фонд (клиент) заключил с ФГУП "Почта России" (исполнитель) договор N 60-01-05/1242 на оказание услуг по приему от населения ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязанности по приему платежей от населения за капитальный ремонт в пользу клиента от плательщиков - физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 109-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" на условиях настоящего соглашения. Клиент обязуется оплачивать исполнителю услуги за прием платежей от плательщиков. Прием платежей от населения в пользу клиента осуществляется всеми отделениями почтовой связи УФПС Смоленской области - филиала ФГУП "Почта России".
Разделом 4 данного договора предусмотрено, что стоимость услуг по приему платежей от населения мегаполиса отделениями почтовой связи города Смоленска составляет 1,6% от суммы принятых платежей (кроме того - НДС 18%); от населения - городскими отделениями почтовой связи Смоленской области - 2,0% (кроме того - НДС 18%); от населения - сельскими отделениями почтовой связи - 4,0% (кроме того - НДС 18%).
Согласно пункту 5.2 договора по окончании расчетного месяца, не позднее 8 числа месяца следующего за расчетным, исполнитель обязан предоставить клиенту акт приема-сдачи оказанной услуги по приему платежей с расчетом вознаграждения (приложение N 4), счет, счет-фактуру на вознаграждение за прием платежей от населения в соответствии с разделом 4 настоящего договора в разрезе каждого почтового отделения. Клиент в течение пяти рабочих дней с момента получения указанных в настоящем пункте расчетных документов проверяет правильность расчетов и в случае отсутствия разногласий производит оплату исполнителю.
Договор действует с учетом дополнительных соглашений к нему от 17.11.2014, от 19.12.2014 и от 30.11.2016.
12 января 2016 г. департамент ЖКХ и региональный фонд заключили соглашение N 49/2016-РФКР о предоставлении фонду из областного бюджета в 2016 году субсидий для внесения добровольного имущественного взноса (в виде денежных средств) в рамках реализации областной государственной программы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области" на 2014-2020 годы.
Соглашение действует с учетом дополнительных соглашений сторон к нему от 10.03.2016 N 1 и от 05.07.2016 N 2.
В силу пункта 2.4 соглашения от 12.01.2016 предоставление субсидии осуществляется в соответствии с областным законом об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов за счет средств областного бюджета.
Пунктом 2 соглашения установлено, что субсидия предоставляется ежеквартально в соответствии с планом расходования средств субсидии в объеме затрат, необходимых для осуществления текущей деятельности фонда (регионального оператора), соответствующих смете административно-хозяйственных расходов, утвержденной общим собранием учредителей регионального оператора на соответствующий финансовый год, размер которой составляет 37 311 400,00 руб.
При неполном освоении субсидии в отчетном квартале, размер субсидии, предоставляемой в текущем квартале, уменьшается на сумму остатка средств субсидии, не использованной в отчетном квартале (пункт 2.2 соглашения).
Согласно пункту 2.3 соглашения субсидия предоставляется на следующие мероприятия: оплату труда и другие выплаты персоналу; услуги связи; закупку основных средств и материальных ценностей, необходимых для текущей деятельности фонда; иные мероприятия, соответствующие смете.
В соответствии с пунктом 3.1.4 соглашения региональный фонд обязан добровольно возвратить неиспользованный остаток субсидии до 29.12.2016.
21 января 2016 г. региональный фонд (заказчик) заключил с ФГУП "Почта России" (исполнитель) договор о доставке квитанций и об оплате услуг по их доставке, по условиям которого исполнитель обязуется через свои обособленные структурные подразделения, расположенные на территории Смоленской области, оказывать услуги по адресной доставке квитанций фонда на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме абонентам в количестве не менее 280 тысяч штук ежемесячно. Заказчик обязуется оплачивать исполнителю услуги по доставке каждой квитанции в порядке, установленном разделом 4 договора.
Пунктом 4.3 договора от 21.01.2016 предусмотрено, что заказчик производит оплату стоимости услуг исполнителя за доставку квитанций в течение 5 банковских дней на основании подписанного сторонами акта об оказании услуг по обособленным структурным подразделениям исполнителя в отдельности. Акт об оказании услуг подписывается сторонами до 10 числа каждого месяца следующего за отчетным на основании выставленного исполнителем счета и счета-фактуры на оплату услуг по доставке квитанций путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет исполнителя. Количество квитанций, доставленных за один месяц, определяется в целом по области.
На основании приказа департамента по осуществлению контроля от 20.06.2017 N 233-ОД (в редакции приказа департамента от 11.07.2017 N 252-ОД) в период с 21.06.2017 по 14.07.2017 департаментом проведена плановая выездная проверка регионального фонда с целью проверки соблюдения условий, порядка и целей предоставления субсидии фонду за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт от 04.08.2017 N 06-01/20, в котором отмечено, что платежным поручением от 30.12.2016 N 5221 на сумму 236655,35 руб. фондом оплачены услуги ФГУП "Почта России" по доставке квитанций за январь 2017 года, то есть, произведено авансирование услуг, что является нарушением пункта 4.3 договора от 21.01.2016. Платежным поручением от 29.12.2016 N 5219 фонд перечислил ФГУП "Почта России" 619186,12 руб. за услуги по приему платежей от населения за декабрь 2016 года, в то время как согласно имеющимся документам услуги за прием платежей от населения за декабрь 2016 года составили 524900,13 руб. То есть, произведено авансирование услуг ФГУП "Почта России" в сумме 94285,99 руб., что является нарушением пункта 5.2 договора от 07.10.2014. Сумма 330941,34 руб. (236655,35 + 94285,99) является неиспользованным в 2016 году остатком, который в нарушение пункт 3.1.4 соглашения от 12.01.2016 неправомерно израсходован.
Кроме того, в акте отмечено, что региональным фондом в нарушение пункта 4.2 договора от 07.10.2014 оплачена завышенная стоимость оказанных в городе Десногорске Смоленской области городскими отделениями почтовой связи услуг по приему от населения платежей - взносов на капитальный ремонт на общую сумму 292353,67 руб. Указанная сумма образовалась в результате того, что фонд оплатил ФГУП "Почта России" стоимость услуг по приему платежей от населения в размере 4% от суммы принятых платежей как предусмотрено для сельских отделений почтовой связи, в то время как платежи принимались городскими отделения почтовой связи, для которых тариф составляет 2% от суммы принятых платежей.
На основании акта фонду выдано предписание, котором предписано принять меры к возврату в доход областного бюджета денежных средств в сумме 330941,34 руб. (пункт 1) и принять меры к возврату в доход областного бюджета денежных средств в сумме 292353,67 руб. (пункт 2).
Полагая, что данное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы фонда, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования фонда в части признании недействительным пункта 1 предписания, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что у фонда отсутствовали основания для перечисления ФГУП "Почта России" в декабре 2016 года 330 941,34 руб. аванса за услуги, которые будут оказаны ФГУП "Почта России" в 2017 году, в то время как в соответствии с пунктом 3.1.4 соглашения от 12.01.2016 неиспользованный остаток субсидии должен быть добровольно возвращен до 29.12.2016.
Удовлетворяя требование фонда в части признания недействительным пункта 2 оспариваемого предписания, суд первой инстанции сослался на то, что департаментом по осуществлению контроля не доказана оплата фондом ФГУП "Почта России" завышенной стоимости оказанных последним услуг по приему от населения платежей на капитальный ремонт в городе Десногорске Смоленской области, так как в соответствии с Единой тарифной политикой Почты России по оказанию услуги, предоставляемой поставщикам коммунальных услуг, утвержденной распоряжением ФГУП "Почта России" от 22.11.2005 N 473 (далее - Единая тарифная политика Почты России), с целью отражения различной структуры затрат Почты России, связанных с категорией местности, в которой оказывается услуга, все населенные пункты подразделяются на 3 категории: "крупный город", "город" и "прочие населенные пункты". С учетом писем ФГУП "Почта России" от 01.11.2009 и от 15.06.2012 все населенные пункты подразделяются на следующие три категории: "мегаполис" (населенные пункты численностью свыше 200 тыс. человек), "город" (населенные пункты численностью от 50 тыс. до 200 тыс. человек) и "село" (населенные пункты с численностью менее 50 тыс. человек). В пункте 4.3 договора вместо "прочие населенные пункты" ошибочно указано "сельские отделения почтовой связи" и тариф применен как для населенного пункта с численностью населения менее 50 тыс. человек.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования фонда по пункту 1 оспариваемого предписания. Отменяя решение суда в части удовлетворенного требования фонда (по пункту 2 предписания) и отказывая фонду в удовлетворении его заявления в этой части, суд апелляционной инстанции свой вывод мотивировал тем, что плата за услуги почтовой связи определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе; в городе Десногорске Смоленской области действуют только городские отделения почтовой связи, так как такой административно-территориальной единицы как Десногорский район в Смоленской области нет, а есть город Десногорск; ссылка в договоре от 07.10.2014 на Единую тарифную политику Почты России отсутствует.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами апелляционного суда.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что департамент полномочен осуществлять контроль за расходованием областных бюджетных средств, предоставленных в качестве субсидии.
В силу части 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, субсидия предоставлена региональному фонду на основании соглашения от 12.01.2016, срок действия которого - до 31.12.2016.
Поскольку по условиям договоров от 07.10.2014 и от 21.01.2016 авансовый платеж за оказанные ФГУП "Почта России" услуги не предусмотрен, пунктом 3.1.4 соглашения от 12.01.2016 предусмотрен добровольный возврат в срок до 29.12.2016 неиспользованного остатка предоставленной субсидии, суды пришли к правильному выводу о том, что неиспользованный остаток субсидии в сумме 330 941,34 руб. подлежал возврату и эта сумма не могла быть израсходована с целью авансирования услуг ФГУП "Почта России".
Ссылка заявителя жалобы на пункт 1 статьи 78 БК РФ, согласно которому субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг, несостоятельна, так как региональный фонд не относится к лицам, указанным в пункте 1 статьи 78 БК РФ.
Статьей 29 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" предусмотрено, что плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе.
Услуги по приему ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не являются универсальными.
Разделом 4 договора от 07.10.2014 установлено, что стоимость услуг по приему платежей от населения мегаполиса отделениями почтовой связи города Смоленск составляет 1,6% (кроме того - НДС 18%) от суммы принятых платежей; от населения - городскими отделениями почтовой связи Смоленской области - 2,0% (кроме того - НДС 18%); от населения - сельскими отделениями почтовой связи - 4,0% (кроме того - НДС в размере 18%).
В договоре от 07.10.2014 отсутствует ссылка на Единую тарифную политику Почты России.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Пунктом 4.2 договора от 07.10.2014 сторонами установлена стоимость услуг городских отделений почтовой связи по приему платежей от населения. Эта стоимость составляет 2% от суммы принятых платежей.
В городе Десногорске имеются только городские отделения почтовой связи.
Письмом от 02.03.2016 N 1.5.6.3.26-2.1-12/532 УФПС Смоленской области - филиал ФГУП "Почта России" разъяснило, что тип отделения почтовой связи (городское/сельское) зависит от типа населенного пункта (город, село, поселок городского типа) в соответствии с Реестром административно-территориальных единиц и территориальных единиц Смоленской области. Так в городах и поселках городского типа размещены городские отделения почтовой связи, в сельских населенных пунктах - сельские отделения почтовой связи (т.1 л.д.139).
При таких обстоятельствах у фонда не было оснований оплачивать услуги ФГУП "Почта России" по приему платежей от населения, проживающего в городе Десногорске, в размере 4% от суммы принятых платежей.
Поэтому апелляционный суд по праву отменил решение суда в части и отказал фонду в удовлетворении его требования в части признания недействительным пункта 2 оспариваемого предписания.
Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2018 по делу N А62-8039/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.