г. Калуга |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А35-4027/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2019
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Солодовой Л.В. Крыжской Л.А. Нарусова М.М.
Тянниковой М.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца: первый заместитель прокурора Курской области в интересах муниципального образования Пристенский район в лице Главы Пристенского района |
Тиньковой Т.Н. - старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курской области |
от ответчиков: Администрация Пристенского района Курской области ИП Глава КФХ Процких Александр Иванович |
не явился, извещен надлежаще
не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу Администрации Пристенского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 по делу N А35-4027/2018,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Курской области обратился в Арбитражный суд Курской области с иском в защиту публичных интересов муниципального образования Пристенский район в лице Главы Пристенского района к Администрации Пристенского района Курской области и индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Процких Александру Ивановичу о признании недействительным договора аренды N 17 от 06.08.2017 находящегося в государственной собственности земельного участка и применении последствий недействительности сделки в виде обязания в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу возвратить земельный участок из земель населенных пунктов площадью 70 000 кв. м с кадастровым номером 46:19:010201:312, расположенный по адресу: Курская область, Пристенский район, с. Бобрышево.
Решением Арбитражного суда Курской области от 11.07.2018 (судья Белых Н.Н.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 (судьи Кораблева Г.Н., Ушакова И.А., Поротиков А.И.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Администрация Пристенского района Курской области обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ответчики в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрении жалобы были извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя прокуратуры и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ИП главы КФХ Процких А.И, постановлением Администрации Пристенского района Курской области от 29.03.2017 N 133-па было принято решение о предварительном согласовании предоставления в аренду на 49 лет земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 70 000 кв. м с условным номером 46:19:010201:ЗУ1, расположенного по адресу: Курская область, Пристенский район, Бобрышевский сельсовет, с. Бобрышево, для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством с видом разрешенного использования - растениеводство, утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка.
На основании указанного постановления земельный участок площадью 70 000 кв.м был поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 46:19:010201:312 и категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: растениеводство, адрес: Курская область, Пристенский район, Бобрышевский сельсовет, с. Бобрышево.
12.07.2017 ИП глава КФХ Процких А.И. обратился с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет для использования в целях растениеводства, в связи с чем, 21.07.2017 в издании "Районные известия" N 30 и на официальном сайте Администрации Пристенского района Курской области (www.pristen.rkursk.ru) 19.07.2017 опубликована информация о намерении Администрации Пристенского района передать в аренду сроком на 49 лет земельный участок 46:19:010201:312, площадью 70 000 кв. м, местоположение: Курская область, Пристенский район, Бобрышевский сельсовет, с.Бобрышево, вид разрешенного использования - растениеводства, одновременно разъяснив, что в течение 30 дней со дня опубликования и размещения извещения граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства вправе подавать письменные заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды (дата окончания подачи заявок 20.08.2017).
27.07.2017 в Администрацию Пристенского района обратился гражданин Антипов А.А. с заявлением о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 46:19:010201:312, которое письмом главы Администрации Пристенского района от 04.08.2017 N 02.01-51/4125 было оставлено без рассмотрения.
09.08.2017 гражданин Антипов В.В. повторно обратился с заявлением о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок.
Однако, в связи с тем, что Антипов А.А. повторно обратился с заявлением об участии в аукционе по истечении установленного законом срока, решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды Администрацией Пристенского района принято не было.
На основании постановления Администрации Пристенского района от 21.08.2017 N 485-па "О предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет" 06.08.2017 между Администрацией Пристенского района Курской области (арендодатель) и ИП главой КФХ Процких А.И. (арендатор) был заключен договор N 17 аренды земельного участка, площадью 70 000 кв. м, с кадастровым номером 46:19:010201:312, расположенного по адресу: Курская область, Пристенский район, Бобрышевский сельсовет, с. Бобрышево, с видом разрешенного использования - растениеводство, сроком на 49 лет.
23.08.2017 по акту приема-передачи указанный земельный участок был передан арендатору.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 10.10.2017 за N 46:19:010201:312-46/020/2017-1.
28.09.2017 прокурором Пристенского района Курской области в адрес главы Администрации был внесен протест с требованием отменить постановление от 21.08.2017 N 485-па, однако, письмом от 05.10.2017 Администрация сообщила об отсутствии основания для его отмены, ссылаясь на соблюдение всех установленных законом процедур.
Между тем, как следует из материалов дела, уже в ходе рассмотрения настоящего дела в суде, постановлением Администрации Пристенского района от 09.07.2018 N 390-па было отменено постановление Администрации Пристенского района от 21.08.2017 N 485-па о предоставлении спорного земельного участка в аренду и в адрес ИП главы КФХ Процких А.И. направлено уведомление с предложением расторгнуть договор аренды.
Ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка от 06.08.2017 N 17 заключен с нарушением действующего законодательства, вследствие чего является недействительной сделкой, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.71 АПК РФ, а также руководствуясь положениями ст.ст. 166, 168 ГК РФ и разъяснениями, изложенными в п.74 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ", суды при удовлетворении заявленных требований пришли к обоснованному выводу о ничтожности заключенного договора аренды.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
В силу положений ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев предоставления земельного участка, в том числе, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Положения ст. 39.18 Земельного кодекса РФ устанавливают особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В связи с тем, что данные нормы являются именно особенностями, на эту процедуру распространяются и общие положения Земельного кодекса РФ, регулирующие порядок подачи заявлений о предоставлении земельных участков и состав прилагаемых к таким заявлениям документов. В частности, если отсутствует утвержденный проект межевания территории, то к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления его деятельности, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с указанием сведений, установленные ч. 2 ст. 39.18 ЗК РФ; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 ЗК РФ.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (ч. 4 ст. 39.18 ЗК РФ).
При этом, в силу ч. 5 ст. 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ч. 7 ст. 39.18 ЗК РФ).
Таким образом указанная норма права регулирует процедуру и порядок предоставления земельных участков, в том числе гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Положения ст. 39.18 Земельного кодекса РФ предполагают соблюдение интересов лиц, которые помимо заявителя также заинтересованы в предоставлении земельных участков для вышеперечисленных целей. Так, в случае поступления после опубликования извещения двух и более заявлений о предоставлении земельного участка, соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления должен принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Как установлено судами и следует из материалов дела, процедура предоставления спорного земельного участка в порядке статьи 39.18 ЗК РФ начата на основании заявления ИП главы КФХ Процких А.И уже после издания Администрацией Пристенского района Курской области постановления от 29.03.2017 N 133-па "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" и обращения ИП главы КФХ Процких А.И. с заявлением о предоставлении в аренду уже сформированного земельного участка от 12.07.2017.
Однако, согласно электронному письму Центра регистрации публичного акционерного общества "Ростелеком" от 19.04.2018 извещение о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе N 210717/5552586/01 было создано организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, по адресу www.torgi.gov.ru., но не опубликовано, сбоев в работе сайта 21.07.2017 не зафиксировано, тогда как извещение становится доступно всем пользователям только после опубликования, в связи с чем в открытом доступе извещение отсутствует. Указанный факт администрацией не оспаривается.
Данная информация размещена администрацией на официальном сайте Администрации Пристенского района Курской области www.pristen.rkursk.ru.
Исходя из изложенного, суды инстанций пришли к обоснованному выводу о несоблюдении ответчиком требований п. 1 ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в части размещения извещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом, как верно указали суды инстанций, опубликование извещения о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе в отношении спорного земельного участка лишь в официальном печатном издании "Районные известия" и на официальном сайте муниципального образования "Пристенский район", в отличие от официального сайта торгов, не способно в должной степени обеспечить информирование неопределенного круга лиц, потенциально заинтересованных в приобретении вещных прав в отношении спорного земельного участка и участие в аукционе, поскольку тираж газеты и посещаемость сайта муниципального образования являются количественно и территориально ограниченными, то есть информация о предстоящем аукционе на право заключения договора аренды земельного участка предоставлена администрацией небольшому кругу лиц, которые получили (имели возможность приобрести) небольшой тираж газеты "Районные известия". При этом оказались ограниченными права других потенциально заинтересованных хозяйствующих субъектов, которым в соответствии действующим законодательством предоставлено право иметь равный доступ к такой информации. Тем самым первым предоставлено преимущественное положение и приоритетный доступ к информации об аукционе.
В силу ч. 6 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с 01.01.2011 информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
При этом частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Таким образом, кассационная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций о нарушении Администрацией порядка опубликования извещения, установленного Законом о защите конкуренции, а также о том, что отсылка к порядку заключения договоров, который предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации, не исключает необходимость соблюдения ч. 6 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в случае проведения торгов.
В соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, признав договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 06.08.2017 N 17 недействительным, обоснованно обязал ИП главу КФХ Процких А.И. возвратить Администрации Пристенского района Курской области земельный участок в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Кассационная коллегия считает, что дав оценку всем обстоятельствам дела, в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В силу п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и п. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор является надлежащим истцом по делу.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 по делу N А35-4027/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 6 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с 01.01.2011 информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
При этом частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Таким образом, кассационная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций о нарушении Администрацией порядка опубликования извещения, установленного Законом о защите конкуренции, а также о том, что отсылка к порядку заключения договоров, который предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации, не исключает необходимость соблюдения ч. 6 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в случае проведения торгов.
В соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом"
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 января 2019 г. N Ф10-5994/18 по делу N А35-4027/2018