г. Калуга |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А09-15473/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Аникиной Е.А., Елагиной О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2018 года по делу N А09-15473/2017,
установил:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (ОГРН 1133256012394, ИНН 3257008078, г. Брянск; далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу Агрофирма "Культура" (ОГРН 1023202141280, ИНН 3207002257, Брянская обл.; далее - кооператив Агрофирма "Культура") о взыскании 99 805,86 руб. задолженности за взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.09.2014 по 30.09.2017, 14 624,01 руб. пени за нарушение срока их внесения за период с 26.03.2016 по 18.05.2018.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2018 года, иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 32 271,25 руб. задолженности, 2 875,09 руб. пени; в удовлетворении остальной части иска отказано; распределены расходы по уплате государственной пошлины (суд первой инстанции: Саворинко И.А.; апелляционный суд: Тучкова О.Г., Афанасьева Е.И., Сентюрина И.Г.).
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, фонд просил отменить постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2018 года, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Фонд, кооператив Агрофирма "Культура" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (уведомления N 24800030164167, 24800030164150), своих представителей в суд не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Поскольку апелляционный суд оставил без изменения принятое по делу решение суда первой инстанции, предметом рассмотрения кассационного суда являются решение Арбитражного суда Брянской области от 28 мая 2018 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2018 года.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены принятых по делу судебных актов.
Предметом иска являются требования фонда капитального ремонта многоквартирных домов к собственнику помещений многоквартирных домов о взыскании задолженности за взносы на капитальный ремонт общего имущества и пени за нарушение срока их внесения.
Суды в соответствии со ст.ст. 210, 249, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст. 153, 154, 158, 169 ЖК РФ пришли к выводу об обязанности собственника помещений многоквартирных домов оплатить задолженность за взносы на капитальный ремонт общего имущества с момента регистрации права собственности и пени за нарушение срока их внесения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, кооператив Агрофирма "Культура" является собственником помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Брянская обл., п. Добрунь, ул. Луговая, д. 13, кв. 4, 5, 7, 10, 12, 14, 17, 20, 21, 23, 24; ул. Школьная, д. 12, кв. 15, 16 (выписка из ЕГРН по состоянию на 20.10.2017).
На основании ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Между кооперативом Агрофирма "Культура" и фондом заключен договор от 23.05.2016 N 589 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.
Установив, что у кооператива Агрофирма "Культура" право собственности на квартиру 4 в д. 13 по ул. Луговая в п. Добрунь возникло 02.02.2017, квартиру 5 в д. 13 по ул. Луговая в п. Добрунь - 31.01.2017, квартиру 7 в д. 13 по ул. Луговая в п. Добрунь - 20.01.2017, квартиру 10 в д. 13 по ул. Луговая в п. Добрунь - 20.02.2017, квартиру 12 в д. 13 по ул. Луговая в п. Добрунь - 20.01.2017, квартиру 14 в д. 13 по ул. Луговая в п. Добрунь - 20.02.2017, квартиру 17 в д. 13 по ул. Луговая в п. Добрунь - 20.01.2017, квартиру 21 в д. 13 по ул. Луговая в п. Добрунь - 31.01.2017, квартиру 23 в д. 13 по ул. Луговая в п. Добрунь - 20.02.2017, квартиру 24 в д. 13 по ул. Луговая в п. Добрунь - 20.02.2017, квартиру 15 в д. 12 по ул. Школьная в п. Добрунь - 18.01.2010, квартиру 16 в д. 12 по ул. Школьная в п. Добрунь - 18.01.2010, суды пришли к выводу о возникновении у кооператива Агрофирма "Культура" обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества с момента регистрации права собственности.
Вместе с тем из материалов дела следует, что право собственности кооператива Агрофирма "Культура" на помещения в многоквартирных домах зарегистрировано на основании актов приемки законченных строительством объектов (выписка из ЕГРН по состоянию на 20.10.2017 N 99/2017/3203418; т. 1 л. 17-19).
Как следует из акта приемки законченного строительством объекта от 31.12.2005 кооператив Агрофирма "Культура" принимал участие в строительстве 24 квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Брянская обл., Брянский р-н, д. Добрунь, ул. Луговая, д. 13 (т. 1 л. 71).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт.
В силу с п. 7 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, введенного в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 30.06.2015, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В то же время до вступления в силу указанного положения по смыслу ст. 153 ЖК РФ точно также обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В соответствии с принципами, лежащими в основе функционирования централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, уплата таких взносов призвана обеспечить совместное участие всех собственников помещений этих домов в создании финансовой основы для осуществления капитального ремонта.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы", в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Тем самым обеспечивается фактически индивидуально возмездный характер данных взносов.
Следовательно, положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающее в качестве общего правила обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как таковое не противоречит Конституции Российской Федерации.
С учетом системного толкования изложенных норм, существа правого института формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, распределения бремени содержания имущества, а также конкретных обстоятельств дела: кооператив Агрофирма "Культура" принимал участие в строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: Брянская обл., Брянский р-н, д. Добрунь, ул. Луговая, д. 13, который принят как законченный объект 31.12.2005, в то время как право собственности кооператива Агрофирма "Культура" на помещения зарегистрировано в 2017 году, суды пришли к преждевременному выводу о возникновении обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт с момента регистрации права собственности.
Иной подход в определении момента возникновения обязанности собственника помещений многоквартирного дома уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества может привести к нарушению конституционно-правового смысла совместного и равного участия всех собственников помещений в таких домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения - в формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Как определено в ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Поскольку в данном случае региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Брянской области" (2014-2043 годы) утверждена постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 802-п (в ред. постановлений Правительства Брянской области от 07.07.2014 N 304-п, от 15.09.2014 N 436-п, от 24.07.2015 N 339-п) и опубликована в информационном бюллетене Правительства Брянской области "Официальная Брянщина" N 38/1 (174) 31.12.2013, суды пришли к правильному выводу о том, что собственник помещений многоквартирных домов, включенных в утвержденную региональную программу капитального ремонта, обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества с 01.09.2014.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 39, 156 (части 3, 7 и 8) и 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Истец произвел расчет задолженности за период с 01.09.2014 - по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликована в информационном бюллетене Правительства Брянской области "Официальная Брянщина" N 38/1 (174) 31.12.2013 утвержденная постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 802-п (в ред. постановлений Правительства Брянской области от 07.07.2014 N 304-п, от 15.09.2014 N 436-п, от 24.07.2015 N 339-п) региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Брянской области" (2014-2043 годы) и по 30.09.2017 в размере 99 805,86 руб.
Таким образом, в данном случае предметом судебного исследования также является вопрос о наличии права кооператива Агрофирма "Культура" на помещения в многоквартирном доме N 13 по ул. Луговаяв д. Добрунь Брянского р-на Брянской обл. в период с 01.09.2014 по момент регистрации такого права в установленном законом порядке.
В силу ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Суды проверили произведенный истцом расчет пени за нарушение срока уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 14 624,01 руб. за период с 26.03.2016 по 18.05.2018.
Таким образом, выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, об обязанности собственника помещений в многоквартирном доме уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома с момента регистрации права собственности без учета обстоятельств принадлежности помещений до момента регистрации права собственности сделаны при неправильном применении норм материального права, в нарушение ст. 15 АПК РФ принятые по делу судебные акты являются недостаточно обоснованными, приняты без исследования всех имеющих значение для дела доказательств и установления обстоятельств.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу о том, что в части отказа в удовлетворении иска и в части распределения расходов по уплате государственной пошлины решение Арбитражного суда Брянской области от 28 мая 2018 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2018 года подлежат отмене и, поскольку для правильного разрешения спора необходимо установить новые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, и оценить доказательства, а суд кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ такими полномочиями не наделен, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует: установить кому принадлежали помещения в многоквартирном доме N 13 по ул. Луговая в д. Добрунь Брянского р-на Брянской обл. в период с 01.09.2014 по момент регистрации такого права в установленном законом порядке; наличие или отсутствие прав у кооператива Агрофирма "Культура" на эти помещения в указанный период и обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома; оценить представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ; рассмотреть спор по существу и распределить расходы по уплате государственной пошлины, в том числе за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч.ч. 1-2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 28 мая 2018 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2018 года по делу N А09-15473/2017 отменить в части отказа в удовлетворении иска и в части распределения расходов по уплате государственной пошлины, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Брянской области от 28 мая 2018 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2018 года по делу N А09-15473/2017 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 января 2019 г. N Ф10-6053/18 по делу N А09-15473/2017