г.Калуга |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А64-5716/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Егоровой С.Г., Шильненковой М.В., |
|
|
при участии в судебном заседании: |
|
от ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания": |
представителя Котова С.В. по доверенности от 28.12.2018, |
от МУП "КЖХ" г. Мичуринска Тамбовской области: |
Новикова А.Т., директора на основании распоряжения N 217-к от 04.12.2018, представителя Объедкова С.Н. по доверенности от 09.01.2019, |
от третьего лица: |
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.06.2018 (судья Егорова Т.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 (судьи Мокроусова Л.М., Сурненков А.А., Серегина Л.А.) по делу N А64-5716/2017,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице территориального отделения "Мичуринское" ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210; далее - ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области к муниципальному унитарному предприятию "Коммунальное жилищное хозяйство" г. Мичуринска Тамбовской области (ОГРН 1126827000035, ИНН 6827022153; далее - МУП "КЖХ" г. Мичуринска Тамбовской области, ответчик) с иском о взыскании 15 472 руб. 29 коп. задолженности за сентябрь 2016 года - февраль 2017 года за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию в размере сверхнормативного объема.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация города Мичуринска Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.06.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018, в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель полагает необоснованным вывод о том, что спорный МКД не оборудован общедомовым прибором учета. Считает, что между сторонами сложились договорные отношения в части поставки коммунального ресурса для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Представитель ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители МУП "КЖХ" г. Мичуринска Тамбовской области возразили относительно приведенных в кассационной жалобе доводов, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Администрация города Мичуринска Тамбовской области, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в ее отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области от 12.10.2006 N 36-э ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" с 01.09.2006 является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Тамбовской области, оказывает услуги по поставке электроэнергии потребителям, в том числе в многоквартирные жилые дома.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в период сентябрь 2016 года по февраль 2017 года в отсутствие заключенного договора энергоснабжения осуществило поставку электроэнергии в многоквартирный дом, находящийся в управлении МУП "КЖХ" г. Мичуринска Тамбовской области.
Согласно расчету истца за потребленную электрическую энергию, используемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, МУП "КЖХ" г. Мичуринска Тамбовской области как исполнителю коммунальных услуг в спорный период предъявлен к оплате объем электрической энергии на общую сумму 15 472 руб. 29 коп., что подтверждается актами приема-передачи электроэнергии (мощности) и счетами-фактурами.
Неисполнение МУП "КЖХ" г. Мичуринска Тамбовской области претензионных требований явилось основанием для обращения ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался статьями 329, 330, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), пришел к выводу об отсутствии задолженности.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу изложенного следует, что управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
Согласно пункту 14 Правил N 354 обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с ресурсоснабжающей организацией.
01.07.2016 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", согласно которому объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, ограничен величиной соответствующего норматива потребления. В связи с чем, с 01.07.2016 вне зависимости от наличия, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг договора о приобретении коммунального ресурса, объем сверхнормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды должен оплачиваться управляющей организацией.
Факт поставки ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в заявленный период электроэнергии в спорный многоквартирный дом, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Разногласия сторон сводятся к вопросу об оборудовании общедомовым прибором учета многоквартирного жилого дома, а также являются ли приборы учета расчетными.
В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из положений пункта 8 Правил N 491 внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, по общему правилу точка поставки энергоресурсов в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы электроснабжения с внешними электрическими сетями.
Согласно пункту 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 8, 9 АПК РФ). Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 71, 168 АПК РФ).
Судами установлено, что спорный многоквартирный дом N 4 по ул. ПМС-53 ст. Турмасово Мичуринского района Тамбовской области оборудован сетевой организацией общедомовым прибором учета, расположенным не на внешней границе дома, а в ТП N 23, документы о технической невозможности установки приборов учета не на границе балансовой принадлежности многоквартирного дома не представлены.
Так, согласно представленному в материалы дела акту балансовой принадлежности (граница раздела) источник энергоснабжения потребителя: РУ-04 кВ ПМС-53 от ТП-23 Турмасово (ТП-34/10 Кочетовская), наименование объекта: общежитие ПМС, место разграничения балансовой принадлежности между потребителем и энергоснабжающей организацией: болтовые соединения питающего кабеля в РЩ-04 кВ потребителя.
В соответствии с пунктом 3 указанного акта и пояснениями сторон, трансформатор N 1, где расположен прибор учета, находится на балансе Мичуринской дистанции пути и установлен за территорией спорного дома.
Сторонами не оспаривается факт нахождения прибора учета за границей балансовой принадлежности дома N 4 по ул. ПМС-53 ст. Турмасово Мичуринского района Тамбовской области.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", в нарушение статьи 65 АПК РФ, надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета на границах балансовой принадлежности в многоквартирном доме, а также документальное подтверждение проведения обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета не представило.
Суды, оценив и исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, установили, что в случае непредставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета на границах балансовой принадлежности в многоквартирных домах, и отсутствия решения собрания собственников, принятого в порядке пункта 8 Правил N 491, определение объема потребленной многоквартирными домами электрической энергии, осуществляется по нормативу потребления.
С учетом изложенного, при непредставлении доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета на границе балансовой принадлежности в многоквартирных домах, при отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирных домов об использовании приборов учета, расположенных не на внешней границе многоквартирного дома, расчет объема сверхнормативного потребления электроэнергии относительно многоквартирного дома по приборам учета, установленным не на внешней границе дома, не обоснован.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отклоняя доводы истца относительно наличия сложившихся договорных отношений в части поставки коммунального ресурса для содержания общего имущества в многоквартирном доме, судами также принято во внимание, что предложение о заключении договора энергоснабжения с МУП "КЖХ" г. Мичуринска Тамбовской области как с исполнителем коммунальных услуг в отношении сверхнормативного ОДН потребляемого при использовании общего имущества в многоквартирном доме от 28.02.2017 N исх/ТО/М/1476 получено последним 09.03.2017, после прекращения договорных отношений между сторонами по энергоснабжению и за сроком спорного периода (с сентября 2016 года по февраль 2017 года). В заявленный период истец осуществил поставку электрической энергии и осуществил расчеты за поставленную электрическую энергию с собственниками и нанимателями жилых помещений данных домов по индивидуальным приборам учета, а также за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды в пределах норматива потребления коммунальной услуги.
Исходя из установленных фактических обстоятельств суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 по делу N А64-5716/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, оценив и исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, установили, что в случае непредставления доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки приборов учета на границах балансовой принадлежности в многоквартирных домах, и отсутствия решения собрания собственников, принятого в порядке пункта 8 Правил N 491, определение объема потребленной многоквартирными домами электрической энергии, осуществляется по нормативу потребления.
...
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 января 2019 г. N Ф10-6025/18 по делу N А64-5716/2017