г.Калуга |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А83-1820/2018 |
Резолютивная часть постановления составлена 22.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя: индивидуального предпринимателя Николаева Олега Леонидовича (298440, Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Скалистое, ул. Школьная, д.13, кв. 4, ОГРНИП 314910234216584, ИНН 910400067459) - не явились;
от заинтересованных лиц:
Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (298440, Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Скалистое, ул. Ленина, д. 35а, ОГРН 1149102169270, ИНН 9104003179) - не явились;
Скалистовского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым (298440, Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Скалистое, ул. Ленина, д. 35а, ОГРН 1149102072789, ИНН 9104001502) - не явились;
муниципального унитарного предприятия муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым "Управляющая компания "Бахчисарай" (298413, Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Каштаны, ул. Ленина, д.16А) - не явились;
от третьего лица: индивидуального предпринимателя Сехчина Дениса Александровича (298400, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Альминская, д.68) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Николаева О.Л. на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.06.2018 (судья Чумаченко С.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 (судьи Карев А.Ю., Голик В.С., Привалова А.В.) по делу N А83-1820/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Николаев Олег Леонидович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (далее - администрация сельского поселения, администрация) и Скалистовского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым (далее - сельский совет), выраженного в уклонении от заключения с ним (предпринимателем) договора аренды на здание магазина общей площадью 100,3 кв. м, кадастровый номер: 90:01:150401:12, расположенное по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Трудолюбовка, ул. Севастопольская, д. 16-А., об обязании администрации и сельского совета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, о принятии решения о понуждении администрации и сельского совета к заключению с предпринимателем договора аренды на указанный объект недвижимости сроком на десять лет и к осуществлению действий, направленных на государственную регистрацию заключенного договора аренды в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в соответствии с требованиями действующего законодательства (уточненные требования, принятые судом - т.1 л.д.91,104-105,108).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым "Управляющая компания "Бахчисарай" (далее - предприятие, т.1 л.д. 124, 127) и индивидуального предпринимателя Сехчина Д.А. (т.2 л.д.25, 29).
Решением от 20.06.2018 (с учетом определения об исправлении описки от 20.06.2018) суд признал незаконным бездействие администрации сельского поселения, выраженное в уклонении от рассмотрении заявления предпринимателя от 07.11.2017 о перезаключении договора аренды от 01.03.2017 N 23/ТА на здание магазина, обязал администрацию рассмотреть заявление предпринимателя от 07.11.2017 о перезаключении договора аренды на указанное здание магазина в течение четырнадцати дней с момента вступления решения по данному делу в законную силу. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные решения отменить, признать незаконным бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в уклонении от заключения договора аренды, и обязать администрацию заключить договор аренды на здание магазина и осуществить действие, направленное на государственную регистрацию договора аренды, ссылаясь на то, что он с 01.06.2014 пользуется спорным зданием магазина на основании договора аренды, а поэтому до 01.01.2019 договор аренды на указанный объект недвижимости муниципальной собственности должен быть с ним заключен без конкурсных процедур, а администрация понуждает его участвовать в конкурсе.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, с 01.06.2014 предприниматель пользуется спорным зданием магазина с целью ведения торгово-закупочной деятельности на основании договора аренды N 32 от 01.06.2014, заключенного с Бахчисарайским районным потребительским обществом (арендодатель). В дальнейшем договор аренды с потребительским обществом неоднократно перезаключался.
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р (с изменением, внесенным распоряжением Совета министров Республики Крым от 18.01.2016 N 6-р), которым предписано безвозмездно передать имущество потребительских обществ, в том числе спорное здание магазина, в собственность муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым (пункт 30 приложения к распоряжению от 14.01.2016 N 3-р), по передаточному акту от 18.01.2016 имущество передано в муниципальную собственность муниципального образования Бахчисарайский район.
Право собственности муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым на здание магазина площадью 100,3 кв.м, кадастровый номер 90:01:150401:12 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость 09.08.2016.
3 июня 2016 г. договор аренды на указанное здание заключен предпринимателем (арендатор) с предприятием (арендодатель).
1 марта 2017 г. между предприятием (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды N 23/ТА на тот же объект на последующий период и в итоге с учетом дополнительных соглашений к договору срок аренды определен до 31.12.2017.
Решением 57 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета от 17.07.2017 N 522 постановлено передать из муниципальной собственности Бахчисарайского района в муниципальную собственность сельских поселений Бахчисарайского района недвижимое имущество, в том числе спорное здание магазина - в собственность муниципального образования Скалистовское сельское поселение Бахчисарайского района (пункт 78 приложения к указанному решению).
Решением 48 сессии 1 созыва Скалистовского сельского совета Бахчисарайского района от 28.07.2017 N 366 предписано принять в муниципальную собственность Скалистовского поселения указанное здание магазина.
7 ноября 2017 г. предприниматель обратился в администрацию сельского поселения с заявлением о перезаключении договора аренды магазина от 01.03.2017 N 23/ТА (т.1 л.д.47).
Письмом от 24.11.2017 исх. N 880а/02-05/2 в адрес предпринимателя администрация сообщила о том, что на сессию Скалистовского сельского совета вынесен вопрос о получении заключения от субъекта оценочной деятельности относительно остаточной стоимости здания магазина, а также - арендной платы по указанному объекту, о результатах которых предпринимателю будет сообщено позднее (т.2 л.д.34).
22 декабря 2017 г. предприниматель вновь обратился в администрацию с заявлением о перезаключении договора аренды (т.1 л.д.48).
Письмом от 11.01.2018 исх. N 22/02-05/2 администрация сельского поселения предложила предпринимателю явиться в администрацию по вопросу перезаключения договора аренды на здание магазина (т.1 л.д.49).
Ссылаясь на то, что при явке в администрацию ему сообщили о необходимости ожидать объявления конкурса на заключение договора аренды на спорное здание магазина и при желании подать заявку на участие в нем, ответ на его заявление от 07.11.2017 предоставлен не был, предприниматель 12.02.2018 обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований заявителя, а именно: признал незаконным бездействие администрации сельского поселения, выраженное в уклонении от рассмотрения заявления предпринимателя о предоставлении здания магазина в аренду, и обязал администрацию рассмотреть заявление предпринимателя от 07.11.2017. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных решений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 5.1 пункта 5 распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.01.2016 N 3-р "О безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность" предусмотрено, что с момента передачи имущества из государственной собственности в муниципальную собственность и на период до 1 января 2019 года имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, передается уполномоченными лицами муниципальных образований в фактическое пользование без проведения конкурентных процедур юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществлявшим по состоянию на 1 января 2016 года деятельность с использованием указанного имущества (кроме сдачи указанного имущества в субаренду), с последующим заключением договоров аренды, определяющих порядок, условия и сроки внесения арендной платы за период фактического пользования имуществом.
В пункте 1 распоряжения (с учетом приложения к данному распоряжению - пункт 30 приложения) указано спорное здание магазина.
Как отмечено выше, здание магазина было передано в муниципальную собственность Бахчисарайского района, а затем - в муниципальную собственность Скалистовского сельского поселения.
Согласно пункту 3 Устава муниципального образования Скалистовское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, принятого решением 6-й сессии 1-го созыва Скалистовского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым от 11.12.2014 N 31, к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Решением 6-й сессии 1-го созыва Скалистовского сельского совета от 11.12.2014 N 33 утверждено Положение об администрации Скалистовского сельского поселения, согласно которому администрация сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Скалистовское сельское поселение наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и может заключать от имени муниципального образования договоры (соглашения) и совершать иные сделки в соответствии с действующим законодательством РФ.
Статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В письме от 24.11.2017 в адрес предпринимателя администрация сослалась на невозможность рассмотрения заявления предпринимателя от 07.11.2017 в связи с решением вопроса об определении рыночной стоимости права пользования спорным зданием магазина и остаточной стоимости здания.
В материалах дела имеется отчет независимого оценщика N 26-11-2017, составленный 13.12.2017, об определении рыночной стоимости прав пользования нежилым зданием (магазином) общей площадью 100,30 кв.м (кадастровый номер N 90:01:150401:12) и его остаточной стоимости (т.1 л.д.50).
Несмотря на это, заявление предпринимателя от 07.11.2017 о перезаключении договора аренды на здание магазина администрацией рассмотрено не было.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что администрация проявила бездействие, выраженное в уклонении от рассмотрения заявления предпринимателя. А поэтому в соответствии с требованиями статьи 201 АПК РФ по праву обязала администрацию рассмотреть заявление предпринимателя от 07.11.2017.
Данный способ восстановления нарушенного права предпринимателя соответствует заявленным требованиям и обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что арбитражный суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления и рассматривать заявление о предоставлении объекта муниципальной собственности - нежилого помещения в аренду. Рассмотрение такого заявления входит в полномочия органа местного самоуправления, в данном случае - администрации сельского поселения. Поэтому довод кассационной жалобы о том, что суд должен был обязать администрацию заключить с предпринимателем договор аренды на спорный объект недвижимости несостоятелен.
Оснований для отмены решения от 20.06.2018 и постановления 08.10.2018 не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.06.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 по делу N А83-1820/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 января 2019 г. N Ф10-6160/18 по делу N А83-1820/2018