г.Калуга |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А23-4846/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Толкачевой И.Ю., Шильненковой М.В.
при участии от публичного акционерного общества "Калужская сбытовая компания" Хвощинского Н.С. по доверенности от 11.12.2018 N 881/6, от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищное Ремонтно-строительное Управление" Козловой О.В. по доверенности от 15.04.2018 N 1 и Агудиной Е.К. по доверенности от 28.01.2019 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищное Ремонтно-строительное Управление" на решение Арбитражного суда Калужской области от 22.06.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А23-4846/2017,
установил:
публичное акционерное общество "Калужская сбытовая компания", ОГРН 1044004751746, ИНН 4029030252 (далее - ПАО "Калужская сбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 07.05.2018, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищное Ремонтно-строительное Управление", ОГРН 1074027005865, ИНН 4027081170 (далее - ООО УК "ЖРСУ") о взыскании 1 147 102 руб. 11 коп. задолженности за потребленную электроэнергию за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 и 290 552 руб. 75 коп. пени за просрочку оплаты, начисленной за период с 19.08.2016 по 31.03.2018, в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Определением суда от 11.07.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 05.09.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определениями суда от 22.11.2017 и 08.02.2018 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья") и Министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.06.2018 (судья Сидорычева Л.П.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 (судьи Грошев И.П., Егураева Н.В., Селивончик А.Г.), исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО УК "ЖРСУ", не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Калужской области от 22.06.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судами неправильно применены нормы процессуального и материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Указывает, что в отсутствие договора, заключенного в установленном законом порядке, между сторонами на приобретение коммунальных ресурсов в целях предоставления их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, а также внесение потребителями платы за поставленные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, функции исполнителя коммунальных услуг в указанных домах осуществляет истец. Соответственно, именно ПАО "Калужская сбытовая компания" является лицом, на которое должна быть возложена обязанность по оплате электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в объеме, превышающем объем поставленного ресурса, исчисленного исходя из нормативов потребления электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды (сверхнормативные ОДН). Считает, что в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в действиях истца имеются признаки злоупотребления правом.
Представители ООО УК "ЖРСУ" в судебном заседании кассационной инстанции поддержали доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме; уточнили требования, просили отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
ПАО "Калужская сбытовая компания" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят решение суда первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" и Министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и видно из материалов дела, согласно постановлению Комитета государственного регулирования тарифов в Калужской области от 10.10.2006 N 107-ЭК истец является с 01.09.2006 гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Калужской области.
Истец в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 при отсутствии заключенного договора энергоснабжения осуществил поставку электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, в количестве 278 826 кВт/ч на общую сумму 1 147 102 руб. 11 коп., что подтверждается представленными в материалы дела ведомостями потребления активной энергии, счетами и счетами-фактурами за заявленный период.
Письмом от 01.08.2016 N 2636/34 истец направил ответчику проект договора на поставку ресурса на ОДН сверх норматива, который оставлен без акцепта.
Претензия истца от 27.02.2017 N 742 об оплате долга оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Отношения по поставке электрической энергии в целях содержания многоквартирных домов регулируются общими положениями ГК РФ об обязательствах, специальными нормами об энергоснабжении, установленными в параграфе 6 главы 30 ГК РФ, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), с учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу изложенного следует, что управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации). Однако, из норм действующего законодательства не следует, что обязанности управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора энергоснабжения.
Согласно пункту 14 Правил N 354 обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с ресурсоснабжающей организацией.
Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Постановлением Правительства Российской Федерации 29.06.2016 N 603 (далее - Постановление N 603) внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Согласно новой редакции (от 29.06.2016) пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случая, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном законом порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Тем самым, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Постановлением N 603 дополнены пунктом 21 (1) Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
В силу подпунктов "а", "г" и "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491, части 2.3 статьи 161 и статье 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В силу названных норм права обязанности по содержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии и по поддержанию порядка его использования по общему правилу возложены на управляющую организацию. В законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие ресурсоснабжающую организацию, при наличии управляющей компании, следить за общедомовым имуществом, от надлежащего состояния и использования которого, в том числе, зависит объем ресурса, расходуемый на общедомовые нужды.
Из системного толкования пунктов 4, 21 (1), подпункта "а" пункта 22, пункта 30 Правил N 124 следует, что обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного жилого дома возлагается на управляющую организацию, обязанную следить за состоянием общедомового имущества и порядком его использования.
При этом, отсутствие в спорный период письменного договора энергоснабжения сторон не освобождает ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, от обязанности оплатить фактически поставленный ресурс в многоквартирные жилые дома, находящиеся под его управлением, в том числе и на общедомовые нужды.
Факт поставки ПАО "Калужская сбытовая компания" в спорный период электроэнергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО УК "ЖРСУ", подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
ООО УК "ЖРСУ" как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов "е", "е(1)" и "е(2)" пункта 31 Правил N 354 обязано ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Согласно подпункту "б" пункта 82 Правил N 354 исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 64 и статьями 71, 168 АПК РФ устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Оценив представленные сторонами доказательства, суды обеих инстанций установили, что в спорный период многоквартирные дома находились в управлении ООО УК "ЖРСУ".
Расчет требований за спорный период истцом произведен по показаниям общедомовых приборов учета электроэнергии за минусом объема электрической энергии, предъявленного непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Начисления за поставленную электроэнергию в отношении домов, не оборудованных приборами учета, истец произвел в соответствии в подпунктом "в" пункта 21.1 Правил N 124.
Доводов относительно отсутствия технической возможности для установки общедомовых приборов учета ответчик не заявлял, доказательств их отсутствия не представил.
Приказом Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29.09.2015 N 166 (далее - Приказ N 166) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода и метода аналогов на территории Калужской области, введенные в действие с 01.12.2015. Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды утверждены в приложении N 3 к Приказу N 166 и действовали с 01.12.2015.
Решением Калужского областного суда от 07.02.2017, вступившим в законную силу, нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, установленные в приложении N 3 к Приказу N 166, признаны незаконными.
Спорным периодом по настоящему делу является июль - декабрь 2016 года.
Вместе с тем, поскольку оспариваемые нормативы применялись в расчетах за коммунальные услуги на территории Калужской области, суд признал их недействующими со дня вступления вышеуказанного решения в законную силу.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили требования ПАО "Калужская сбытовая компания" о взыскании задолженности.
Поскольку на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для применения к ответчику ответственности, предусмотренной абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Доводы ООО УК "ЖРСУ" сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако не опровергают их и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и (или) процессуального права. Данные доводы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, обоснованно ими отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Наличие признаков злоупотребления правом со стороны истца суды не установили. Доказательств, свидетельствующих о том, что истцом совершены действия с намерением причинить ответчику вред, не представлено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 22.06.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А23-4846/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
И.Ю. Толкачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО УК "ЖРСУ" как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов "е", "е(1)" и "е(2)" пункта 31 Правил N 354 обязано ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Согласно подпункту "б" пункта 82 Правил N 354 исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
...
Поскольку на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для применения к ответчику ответственности, предусмотренной абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 января 2019 г. N Ф10-5722/18 по делу N А23-4846/2017