г.Калуга |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А62-3180/2017 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 22.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объёме 29.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Егоровой С.Г. |
|
|
Толкачевой И.Ю. |
|
при участии в заседании:
от истца: АО "АтомЭнергоСбыт" от ответчика: ООО "Смолград" |
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 по делу N А62-3180/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", ИНН 7704228075, ОГРН 1027700050278, (далее - АО "АтомЭнергоСбыт") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Смолград", ИНН 6732104168, ОГРН 1156733005681, (далее - ООО "Смолград") о взыскании 158 406 руб. 51 коп. задолженности за сверхнормативное потребление электрической энергии на общедомовые нужды, в том числе: 60 000 руб. 11 коп. за декабрь 2016 года, 98 406 руб. 40 коп. за январь 2017 года, а также 1 367 руб. 09 коп. неустойки за период с 16.01.2017 по 31.01.2017.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.201(судья Бажанова Е.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 (судьи Егураева Н.В., Дайнеко М.М., Бычкова Т.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2018 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 и удовлетворении заявленных требований.
Представители истца и ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы стороны извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра. АО "АтомЭнергоСбыт" заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отсутствие письменного договора энергоснабжения АО "АтомЭнергоСбыт", являясь гарантирующим поставщиком, в период с декабря 2016 года по январь 2017 года осуществляло поставку электрической энергии, в том числе на общедомовые нужды, в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Смолград".
Ссылаясь на то, что поставленная в спорный период в многоквартирные дома электрическая энергия на общедомовые нужды сверх норматива потребления не оплачена ответчиком в полном объеме и в установленный срок, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался следующим.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном жилом доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при наличии в доме управляющей организации или товарищества собственников жилья подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной организации.
Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац 2 п. 44 Правил N 354 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, вступившей в силу с 30.06.2016).
Таким образом, ООО "Смолград", являясь исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, несет бремя оплаты сверхнормативного объема потребления электроэнергии, предоставленного на общедомовые нужды, в спорный период.
В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.10.2017 по делу N А62-1707/2017, вступившим в законную силу, установлено, что в отношении спорных многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Смолград", приборы учета электрической энергии были установлены сетевой организацией на опорах линии электропередачи, а не на границе балансовой принадлежности многоквартирных жилых домов в соответствии с требованиями п. 8 Правил N 491.
При этом документальные доказательства, свидетельствующие об отсутствии технической возможности установки приборов учета на границах балансовой принадлежности в таких многоквартирных домах, а также о проведении обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета надлежащим образом на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств жилых домов, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не были представлены.
Доказательства принятия общими собраниями собственников помещений спорных многоквартирных домов соответствующих решений о включении участков сети от места установки приборов учета до внешней границы многоквартирных домов в состав общего имущества или об использовании установленных истцом приборов учета в качестве расчетных средств измерения для определения объема поставленной электроэнергии, в материалах дела также отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно указал, что при отсутствии технической документации и в отсутствие согласования с собственниками помещений в многоквартирных домах возможности использования приборов учета, расположенных за пределами внешней границы домов, в качестве средств коммерческого учета, определение истцом объема электроэнергии на основании показаний таких приборов учета является неправомерным.
Возложение на собственников помещений (в том числе физических лиц) обязанности оплачивать электрическую энергию, потребленную в точке поставки, расположенной на объекте электроэнергетики (трансформаторной подстанции, опоре линии электропередач), и находящейся не на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома, существенно изменяет обязанности собственников по оплате коммунального ресурса по сравнению с законодательно установленными правилами.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об обоснованности определения объема поставленной электрической энергии в отношении спорных многоквартирных домов исходя из нормативов потребления за указанный период.
Установив, что ООО "Смолград" произведена оплата электрической энергии, поставленной в спорный период на общедомовые нужды данных многоквартирных домов, исходя из утвержденных нормативов, что подтверждается платежными поручениями от 03.03.2017 N 74, от 27.07.2018 N 407 и не оспаривается истцом, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении настоящего иска.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что пеня за нарушение ответчиком сроков оплаты электроэнергии на общедомовые нужды, поставленной в указанные многоквартирные дома в январе 2017 года и рассчитанной по нормативу потребления, добровольно оплачена ответчиком за период с 16.02.2017 по 30.06.2018, арбитражный суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований АО "АтомЭнергоСбыт" в части взыскания неустойки.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки арбитражного суда, правомерно отклонены по мотивам, изложенным в принятых судебных актах, и по существу направлены на переоценку доказательств, положенных в основу оспариваемых решения и постановления, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется, поскольку арбитражным судом полно установлены обстоятельства дела, всесторонне исследованы имеющиеся доказательства.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018 по делу N А62-3180/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 января 2019 г. N Ф10-5572/18 по делу N А62-3180/2017