г.Калуга |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А14-5788/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г. Смирнова В.И. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании представителей:
от Вышегородцева Игоря Алексеевича: Струкова А.Д. представителя по доверенности от 20.07.2018,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Осипова М.Б.) по делу N А14-5788/2018,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий Вышегородцев Игорь Алексеевич (далее - заявитель, арбитражный управляющий, Вышегородцев И.А.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - административный орган, Управление, Управление Росреестра по Воронежской области) о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2018 об отмене постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции от 28.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 решение суда области отменено. Признано незаконным и отменено постановление Управления Росреестра по Воронежской области от 19.03.2018 об отмене постановления о прекращении дела об административном правонарушении от 04.10.2017 в отношении арбитражного управляющего Вышегородцева И.А.
Не согласившись с апелляционным постановлением, управление обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, представитель арбитражного управляющего поддержала позицию, изложенную в ранее направленном отзыве. Просила апелляционное постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами, в адрес Управления Росреестра по Воронежской области поступила жалоба Чаплиева Н.И. от 01.06.2017 из Лискинской межрайонной прокуратуры Воронежской области исх. N 08-06.2017 N 1р-2017 (вх. N 0892-1/17 от 13.06.2017).
По доводам, изложенным в жалобе Чаплиева Н.И., проведено административное расследование в отношении арбитражного управляющего Вышегородцева И.А. при исполнении им обязанностей конкурсного управляющего ООО "СМП686", в ходе которого установлено следующее.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2016 (резолютивная часть от 20.06.2016) по делу N А14-5885/2016 в отношении общества с ограниченной ответственностью "СМП-686" (ОГРН 1023601512340, ИНН 3652007050), г. Лиски, Лискинский район, Воронежская обл., (далее - ООО "СМП686") введена процедура наблюдения.
Временным управляющим утвержден Дегтярев Андрей Николаевич.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 06.02.2017 по делу N А14-5885/2016 ООО "СМП-686" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Вышегородцев Игорь Алексеевич.
Из доводов жалобы следует, что Чаплиев Н.И. был сокращен с прежнего места работы ООО "СМП-686" в ноябре 2016 года. Однако до настоящего времени конкурсным управляющим ООО "СМП-686" Вышегородцевым И.А. Чаплиеву Н.И. не выплачена задолженность по заработной плате в виде пособий по сокращению штатов.
Поскольку задолженность по заработной плате в виде пособий по сокращению штатов перед Чаплиевым Н.И. возникла за период с ноября 2016 года по февраль 2017 года, указанная задолженность относится к текущим платежам. Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности. Таким образом, требования Чаплиева Н.И. по заработной плате, должны погашаться во вторую очередь текущих платежей в порядке календарной очередности.
Согласно документам, представленным арбитражным управляющим Вышегородцевым И.А., а именно реестра текущих платежей ООО "СМП-686" по состоянию на 03.10.2017 следует, что задолженность перед Чаплиевым Н.И. включена во вторую очередь текущих платежей: выходное пособие при сокращении штата в размере 27631,87 рублей (дата возникновения 30.11.2016); выходное пособие при сокращении штата в размере 27631,87 рублей (дата возникновения 31.12.2016); выходное пособие при сокращении штата в размере 27631,87 рублей (дата возникновения 17.02.2017).
Из реестра текущих платежей ООО "СМП-686" по состоянию на 03.10.2017, а также выписки из основного счета должника и специального счета должника по состоянию на 03.10.2017 следует, что арбитражный управляющий Вышегородцев И.А. к погашению текущей задолженности второй очереди, в том числе и перед Чаплиевым Н.И., не приступал.
Как следует из представленных арбитражным управляющим документов, текущая задолженность по заработной плате, в том числе, в виде пособий по сокращению штатов перед работниками должника составляет 1 421 438,74 рубля.
Документы (доказательства), подтверждающие факт выплаты текущей заработной платы работникам должника заявителем к жалобе не приложены и в ходе административного расследования не выявлены.
По результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Управления Росреестра 04.10.2017 вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вместе с тем, впоследствии в адрес Управления поступило обращение Чаплиева Н.И. от 01.12.2017 из Лискинской межрайонной прокуратуры Воронежской области от 06.12.2017 исх. N 1р-2017 (вх. N 0892-3/17-17 от 11.12.2017) на действия (бездействие) конкурсного управляющего ООО "СМП-686" Сукочева А.И.
По доводам, изложенным в жалобе Чаплиева Н.И., проведено административное расследование в отношении арбитражного управляющего Сукочева А.И., исполняющего обязанности конкурсного управляющего ООО "СМП-686", в ходе которого установлено следующее.
Из выписки операций по лицевому счету N 40702810913160000867 ООО "СМП-686" от 09.01.2018 следует, что 29.12.2017 произведено погашение текущей заработной платы: - Надирадзе Н.И.- в сумме 13 434 руб. 84 коп. - за ноябрь, декабрь 2016 года; - Бурко А.В.- 14 310 руб. 84 коп. - за ноябрь, декабрь 2016 года; Иваненко А.В. - 29 538 руб. 54 коп. - за ноябрь, декабрь 2016 года, январь 2017 года; Андреевой О.В. - 44 347 руб. 90 коп. (35 143 руб. за ноябрь, 9 204 руб. 90 коп. - за декабрь), Ромасеву С.Н. - 67 771 руб. 55 коп. за ноябрь, декабрь 2016 года, январь 2017 года.
Вышеуказанное погашение задолженности по заработной плате было произведено на основании платежных документов, выставленных в банк 11.09.2017 арбитражным управляющим Вышегородцевым И.А. при исполнении им обязанностей конкурсного управляющего ООО "СМП - 686" в период с 06.02.2017 по 30.10.2017.
Из документов, представленных конкурсным управляющим ООО "СМП-686" Сукочевым А.И., следует, что текущая заработная плата Чаплиеву Н.И. за период с ноября 2016 года по январь 2017 в сумме 82 895 руб. 61 коп. не погашена.
При рассмотрении докладной записки и имеющихся в Управлении документов, начальником отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций, установлено, что конкурсным управляющим ООО "СМП-686" Вышегородцевым И.А. допущены нарушения требований Федерального закона, а именно выставление платежных документов с нарушением очередности установленной Федеральным законом (статья 134).
В связи с вышеизложенным, Управление пришло к выводу, что требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела. В этой связи 19.03.2018 Управлением самостоятельно вынесено постановление об отмене постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
В этот же день Управлением составлен протокол об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Вышегородцева И.А., в том числе, ему вменено нарушение в части выставления платежных документов с нарушением очередности установленной Федеральным законом.
14.05.2018 решением Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5522/2018 арбитражный управляющий Вышегородцев И.А., в том числе и по указанному нарушению, привлечен к административной ответственности по основаниям ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде штрафа.
Не согласившись с постановлением от 19.03.2018 об отмене постановления о прекращении дела об административном правонарушении, Вышегородцев И.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление Управления от 19.03.2018 об отмене постановления о прекращении производства по административному правонарушению от 04.10.2017 в отношении арбитражного управляющего является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Арбитражный суд апелляционной инстанции посчитал решение суда области подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В пункте 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (в ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд. Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ (порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности).
В соответствии со ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 статьи 211 КоАП РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", указано, что в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечений к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Арбитражный управляющий в обоснование своих доводов ссылался на тот факт, что действующим законодательством Управление не наделено полномочиями по самостоятельной отмене актов, вынесенных им в отношений лиц, занимающихся предпринимательской или иной экономической деятельностью.
Соглашаясь с данным тезисом, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях предусмотрен положениями главы 30 КоАП РФ.
Проанализировав данные нормы, апелляционная коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях допускается лишь при обжаловании соответствующих постановлений и решений.
Права на подобное обжалование предоставлены лицам, указанным в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, а их рассмотрение производится либо вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом), либо судом.
В настоящем случае было учтено, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Вышегородцева И.А. прекращено постановлением от 04.10.2017 за отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, оно никем не оспаривалось (не подвергалось проверке ни вышестоящим органом (должностным лицом), ни судом), на момент его отмены вступило в законную силу.
Приведенные ссылки на судебную практику не могут быть приняты во внимание, учитывая, что всех случаях оспариваемые постановления прошли стадию обжалования. Именно на данной стадии и возможно выявление существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях, если это привело к неправильному разрешению дела. Действующие же положения КоАП РФ не предусматривают иного порядка отмены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении вышестоящим органом (должностным лицом) либо судом без соответствующей жалобы заявителя (потерпевшего и т.п.) или протеста прокурора.
В этой связи в силу прямого указания закона вторичное возобновление производства по делу об административном правонарушении этим же административным органом по тем же нарушениям является незаконным.
Одновременно приняты во внимание положения пункта 7 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в силу которых наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи Кодекса, является обстоятельством, исключающим производство по делу.
А также отмечено, что сбор и получение новых доказательств после проведения административного расследования, вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении не может быть произведено административным органом.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционный инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление Росреестра по Воронежской области не имело полномочий для вынесения постановления об отмене постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2018 по делу N А14-5788/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные ссылки на судебную практику не могут быть приняты во внимание, учитывая, что всех случаях оспариваемые постановления прошли стадию обжалования. Именно на данной стадии и возможно выявление существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях, если это привело к неправильному разрешению дела. Действующие же положения КоАП РФ не предусматривают иного порядка отмены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении вышестоящим органом (должностным лицом) либо судом без соответствующей жалобы заявителя (потерпевшего и т.п.) или протеста прокурора.
В этой связи в силу прямого указания закона вторичное возобновление производства по делу об административном правонарушении этим же административным органом по тем же нарушениям является незаконным.
Одновременно приняты во внимание положения пункта 7 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в силу которых наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи Кодекса, является обстоятельством, исключающим производство по делу."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 января 2019 г. N Ф10-6279/18 по делу N А14-5788/2018