г.Калуга |
|
8 февраля 2019 г. |
Дело N А54-9285/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Стрегелевой Г.А. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Управления транспорта администрации города Рязани (390046, г.Рязань, ул. Введенская, д.107, ОГРН 1156234007203, ИНН 6234144601) - Сидорова Н.В. (дов. от 04.10.2018 N 12), Феколкина М.А. (дов. от 04.10.2018 N11);
от индивидуального предпринимателя Гавриковой Н.Л. (390039, г. Рязань, ул. Бирюзова, д.29, корп.1, кв.90, ОГРНИП 304622913500014, ИНН 622700484857) - Ерошина Е.В. (дов. от 01.10.2018);
от третьего лица: акционерного общества "Региональный навигационно - информационный центр по Рязанской области" (390026, г. Рязань, ул. Стройкова, д.54, оф.9, ОГРН 1126234014961, ИНН 6234111370) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гавриковой Натальи Львовны на решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.03.2018 (судья Сельдемирова В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2018 (судьи Еремичева Н.В., Большаков Д.В., Мордасов Е.В.) по делу N А54-9285/2017,
УСТАНОВИЛ:
Управление транспорта администрации города Рязани (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о прекращении действия свидетельства серии 00062С N 000025 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 87аМ2 "Недостоево-пл.Мичурина-Театральная пл.", выданного индивидуальному предпринимателю Гавриковой Н.Л. (далее - предприниматель).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Региональный навигационно-информационный центр по Рязанской области" (далее - региональный центр, центр).
Решением суда от 27.03.2018 требование управления удовлетворено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение и толкование судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предпринимателя поддержала доводы жалобы, представители управления просили оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Региональный центр надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя центра в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Представитель предпринимателя заявила ходатайство об отложении дела в связи с подачей предпринимателем жалобы председателю Верховного Суда Российской Федерации на Определение Верхового Суда РФ от 21.01.2018 N 310-ЭС18-23488, которым отказано в передаче кассационной жалобы предпринимателя по аналогичному делу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам, до рассмотрения жалобы председателем ВС РФ.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения данного ходатайства.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей предпринимателя и управления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 11.01.2017 предпринимателю выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 87аМ2 "Недостоево-пл.Мичурина-Театральная пл." серии 00062С N 000025 сроком действия на 5 лет с 12.01.2017 по 11.01.2022 и 3 карты маршрута серии 00062Р NN 001316-001318 на 3 единицы автобусов (т.1 л.д. 108-110).
1 мая 2015 г. между региональным центром (исполнитель) и предпринимателем (заказчик) заключен договор N 3 на подключение к региональной навигационно-информационной системе Рязанской области и оказания услуг в сфере навигационной деятельности (т.1 л.д.143).
Согласно пункту 1.1 договора исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг в сфере навигационной деятельности в отношении транспортных средств заказчика, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, абонентскими терминалами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в рамках функционирования Региональной навигационно-информационной системы Рязанской области (далее - РНИС), в том числе общей системы диспетчеризации транспорта Рязанской области в течение всего периода работы транспортных средств, указанных заказчиком. Под оказанием услуг в сфере навигационной деятельности понимается, в том числе техническое сопровождение аппаратуры спутниковой навигации и дополнительного оборудования заказчика; мониторинг перемещения и контроль состояния транспортных средств заказчика (сбор, обработка, хранение телематических данных аппаратуры спутниковой навигации...); обработка, формирование и передача пакетов данных от аппаратуры спутниковой навигации в РНИС для использования Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области и иными службами и лицами; диспетчеризация транспортных средств заказчика, включающая в себя централизованный оперативный контроль за транспортными средствами заказчика с использованием оперативной передачи информации между транспортными средствами заказчика и диспетчерской службой исполнителя в экстренные и оперативные службы Рязанской области и муниципальных образований области и иные органы; передача мониторинговой информации в РНИС (создание и совместное использование единого навигационно-информационного пространства на территории Рязанской области).
В приложении N 1 (данные о транспортных средствах заказчика) к договору N 3 от 01.05.2015 с учетом дополнительного соглашения N 2 от 15.02.2016 к договору указаны, в том числе транспортные средства: Peugeot госномер H109CH62, Peugeot госномер С020ОУ62, Peugeot госномер У929РН62 (т. 1 л.д. 119-120). То есть, данные транспортные средства оснащены аппаратурой ГЛОНАСС и в отношении них региональный центр оказывает услуги в сфере навигационной деятельности.
Согласно планам-нарядам выхода транспортных средств на маршрут, составленным предпринимателем за период с 1 июня по 31 августа 2017 г., три указанных транспортных средства обслуживали маршрут N 87аМ2 (т.2 л.д.126-150, т.3 л.д.1-67).
По информации регионального центра количество транспортных средств, заявленных предпринимателем для обслуживания маршрута N 87аМ2, в период с 01.06.2017 по 23.08.2017 составляло 2 единицы, с 24.08.2017 по 31.08.2017 - 3 единицы.
За период с 1 по 30 июня 2017 г. 12 рабочих дней информация в отношении одного из двух заявленных автобусов не передавалась на телематический сервер центра (т.1 л.д.43).
За период с 1 по 31 июля 2017 г. 15 рабочих дней не передавалась информация в отношении одного из двух заявленных автобусов и 6 рабочих дней не передавалась информация в отношении двух из двух заявленных автобусов (т.1 л.д.53).
За период с 1 по 31 августа 2017 г. 13 рабочих дней не передавалась информация в отношении одного из двух заявленных автобусов, 6 рабочих дней не передавалась информация в отношении двух из двух заявленных автобусов, два дня не передавалась информация в отношении одного из трех заявленных автобусов, один день не передавалась информация в отношении двух из трех заявленных автобусов (т.1 л.д.57).
В пункте 2.1 договора от 01.05.2015 перечислены обязанности заказчика, в том числе согласно подпунктам 2.1.2 и 2.1.3 заказчик обязан обеспечить в ежедневном режиме передачу мониторинговой информации от установленной на транспортные средства заказчика аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS напрямую на телематический сервер исполнителя; заблаговременно сообщать исполнителю о проведении технического обслуживания и ремонта транспортного средства; согласно пункту 2.1.17 ежедневно предоставлять исполнителю разнарядки выхода транспортного средства на маршруты в рамках проведения мероприятий по общей системе диспетчеризации транспорта Рязанской области и функционирования РНИС.
Несоблюдение ответчиком требований в сфере организации регулярных перевозок, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Рязанской области, а также муниципальными нормативными правовыми актами, явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и пришли к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
Судами установлено, что управление полномочно выдавать свидетельства об осуществлении перевозок, а поэтому и вправе обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства.
Согласно Положению об управлении транспорта администрации города Рязани, утвержденному решением Рязанской городской Думы от 26.03.2015 80-II, управление транспорта осуществляет следующие функции: выдачу свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, их переоформление и инициирует прекращение их действия; мониторинг работы наземного электрического и автомобильного транспорта на муниципальных маршрутах регулярных перевозок; иные функции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной, власти Российской Федерации и Рязанской области, муниципальными правовыми актами.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно частям 2, 3 статьи 17 названного Закона право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и картами маршрута регулярных перевозок; карта маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ в редакции, действовавшей до декабря 2017 года, допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
Частью 1 статьи 6 Закона Рязанской области от 06.06.2016 N 27-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Рязанской области" (в редакции, действующей в период совершения предпринимателей нарушений - с 1 июня по 31 августа 2017 г., далее - Закон N 27-03) установлено требование к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, согласно которому юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны обеспечить передачу в режиме реального времени мониторинговой информации о параметрах, движении и местонахождении транспортного средства, используемого для осуществлении регулярных перевозок, оснащенного в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в подсистему мониторинга и управлении пассажирскими перевозками на территории Рязанской области региональной навигационно-информационной системы Рязанской области.
Аналогичное требование предусмотрено и пунктом 1.1 Требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по маршрутам регулярных перевозок на территории города Рязани, утвержденных постановлением администрации города Рязани от 12.12.2016 N 5463 (далее - Требования).
Согласно пункту 5 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, обращается в суд с заявлением о прекращении действия указанного свидетельства при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе неосуществление в отсутствие чрезвычайной ситуации предусмотренных данным свидетельством перевозок по маршруту регулярных перевозок в течение более чем трех дней подряд, обстоятельств, предусмотренных соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Статьей 7 Закона N 27-О3 (в редакции, действующей с 1 июня по 31 августа 2017) предусмотрено, что уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, помимо обстоятельств, указанных в части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, имеет право обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного (более двух раз) в течение одного календарного месяца необеспечения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано указанное свидетельство, передачи мониторинговой информации, предусмотренной частью 1 статьи 6 Закона N 27-О3, хотя бы в отношении одного транспортного средства в течение рабочего дня со времени выезда транспортного средства с места парковки до времени заезда его на указанную парковку.
Измененная в дальнейшем редакция статьи 7 Закона N 27-ОЗ также содержит условие о праве уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок в случае неоднократного (более двух раз) в течение одного календарного месяца необеспечения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества передачи информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6 настоящего Закон.
Пункт 1 части 1 статьи 16 соответствует части 1 статьи 16 Закона N 27-ОЗ в прежней редакции.
Довод кассационной жалобы о неправильном применении судами Закона N 27-ОЗ в редакции, действующей до 29.12.2017, несостоятелен, так как применяется закон, действующий в период совершения нарушения, а, кроме того, изменение редакции статьи 7 Закона N 27-ОЗ не повлекло изменения такого условия прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок как необеспечение передачи мониторинговой информации
Несостоятелен и довод кассационной жалобы о том, что Закон N 27-ОЗ противоречит статье 17 Закона N 220-ФЗ в редакции, действующей с 29.12.2017.
Напротив пунктом 3 части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ в новой редакции предусмотрено, что допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, в том числе исходя из обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес.
Как видно из материалов дела, информация о месте нахождения транспортного средства передается только в один адрес - на телематический сервер центра.
Иные доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, суд, установив, что предпринимателем более двух раз в течение одного календарного месяца не была передана мониторинговая информация о параметрах движения и местонахождении транспортного средства по маршруту N 87аМ2, по праву удовлетворил требование управления и прекратил действие свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок серии 00062С N 000025, выданного предпринимателю.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.03.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2018 по делу N А54-9285/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о неправильном применении судами Закона N 27-ОЗ в редакции, действующей до 29.12.2017, несостоятелен, так как применяется закон, действующий в период совершения нарушения, а, кроме того, изменение редакции статьи 7 Закона N 27-ОЗ не повлекло изменения такого условия прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок как необеспечение передачи мониторинговой информации
Несостоятелен и довод кассационной жалобы о том, что Закон N 27-ОЗ противоречит статье 17 Закона N 220-ФЗ в редакции, действующей с 29.12.2017.
Напротив пунктом 3 части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ в новой редакции предусмотрено, что допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, в том числе исходя из обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 февраля 2019 г. N Ф10-5702/18 по делу N А54-9285/2017