г. Калуга |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А84-845/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.02.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
судей |
Аникиной Е.А., Елагиной О.К., |
при ведени протокола судебного заседания помощником судьи |
Дементьевой Т.А. |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя |
не явились, извещены надлежаще; |
от ответчика - ООО "Земельно-Кадастровые Ресурсы" |
Микушин А.С. (дов. б/н от 09.01.2019) |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя, кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.08.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 по делу N А84-845/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя к обществу с ограниченной ответственностью "Земельно-Кадастровые ресурсы" (далее - ответчик, общество, ООО "Земельно-Кадастровые ресурсы") о взыскании неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по государственному контракту N 106-ГК16 от 28.12.2016 в сумме 542 596,97 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.08.2018 (судья Архипова С.Н.) в удовлетворении искового заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 (судьи: Черткова И.В., Баукина Е.А., Рыбина С.А.) решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.08.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.08.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а также нарушение норм материального права.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал на доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) в отсутствие представителей указанный лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё, с учетом пояснений представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.12.2016 между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (государственный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Земельно-Кадастровые ресурсы" (далее -исполнитель) заключен государственный контракт N 106-ГК-16 (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях контракта услуги по выполнению работ по установлению границ зон и (или) границ охранных зон особо охраняемых природных территорий, границ территорий и (или) зон охраны объектов культурного наследия, иных зон с особыми условиями использования территории (далее - услуги), в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к настоящему контракту), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии с пунктом 2.3 контракта общая цена контракта составляет 3 000 000 руб. 00 коп. без НДС (НДС не предусмотрен).
В общую цену контракта включены все расходы исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по контракту в полном объеме и надлежащего качества, в том числе все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи, связанные с оказанием услуг (п. 2.4 контракта).
Расчет за оказанные услуги осуществляется по факту выполненных в полном объеме и (или) отдельных этапов работ в течение 10 (десяти) банковских дней со дня подписания государственным заказчиком акта об оказанных услугах на основании представленного исполнителем счета (пункт 2.5.4 контракта).
Объем и состав работ исполнителя определен в п. 5 технического задания и определен следующим образом:
получение в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя сведений из государственного кадастра недвижимости о земельных участках, на которых расположены Зоны 1 и 2 с особыми условиями использования территории - охранных зон подрывной площадки (полигона) для уничтожения взрывоопасных предметов, в виде кадастровой выписки о земельном участке;
текстовое и графическое описание местоположения границ Зон 1 и 2 в местной системе координат СК-63 геодезическим методом и систем координат WGS-84, цветная фотосьемка основных участков и поворотных точек границ указанных зон с отображением границ радиусом 500 м и 880 м;
составление перечня собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в Зонах 1 и 2 (по каждому земельному участку: наименование правообладателя, кадастровый номер, местонахождение, категория земель, вид разрешенного пользования, площадь, вид вещного права, ограничения (обременения), дата и номер выписки из ЕГРП);
оформление в электронной форме текстового и графического описания местоположения границ Зон 1 и 2;
передача документации в государственный кадастр недвижимости; получение документа, выданного органом кадастрового учета, подтверждающего внесение сведений о границах Зон 1 и 2 в государственный кадастр недвижимости;
определение мест установки информационных знаков (информацию, размещенную на информационных знаках и их расположение на местности согласовать с Управлением обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя);
изготовление и установка информационных знаков на территории Зон 1 и 2 в количестве не менее 600 штук.
На основании пункта 4.1 контракта указанные услуги должны быть оказаны в течение 60 календарных дней с момента заключения контракта, то есть до 26.02.2017, без установления промежуточных сроков для каждого вида работы.
Стороны несут ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение контракта, в том числе за неполное и (или) несвоевременное исполнение своих обязательств по контракту (пункт 7.1 контракта).
В соответствии с пунктом 7.5 контракта в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных к контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), с указанием порядка и сроков соответствующей оплаты, но не более 3 дней со дня направления требования.
Пунктом 7.5 контракта определена формула, по которой начисляются пени.
Контракт вступает в силу со дня заключения его сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств по контракту (пункт 11.1 контракта).
12.01.2017 ответчик направил в Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных запрос о предоставлении материалов и данных из федерального (территориального, ведомственного) картографо-геодезического фонда. Данная информация была необходима для изготовления карты (плана).
Запрашиваемые материалы предоставлены не были, что подтверждается письмом от 10.02.2017 исх. N 120/614.
В связи с отсутствием запрашиваемых данных Общество направило в адрес Департамента письмо от 13.01.2017 с просьбой предоставить в пользование картографические материалы и данные для подготовки картографической основы для изготовления карты (плана) для выполнения работ по государственному контракту.
Письмом от 01.02.2017 (N 05- исх. N 1868/2017) Департамент уведомил исполнителя о том, что был направлен запрос 19.01.2017 в Департамент архитектуры и градостроительства Севастополя с просьбой предоставить картографические материалы.
25.01.2017 Департамент архитектуры и градостроительства Севастополя сообщил обществу об отсутствии актуальных материалов цифровых топографических карт, а также о возможности получения актуальных материалов цифровых топографических карт в Федеральном научно-техническом центре геодезии, картографии и инфраструктуры.
27.01.2017 ответчик представил в Департамент общественной безопасности города Севастополя для согласования форму знаков безопасности и материал изготовления в двух вариантах.
02.02.2017 Департамент общественной безопасности города Севастополя согласовал ответчику форму знаков и материал изготовления.
Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры в ответ на обращение общества сообщило о невозможности предоставления материалов ввиду введения с 01.01.2017 платы за информацию, порядок и способы внесения которой не утверждены.
Общество в адрес Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя направило письмо от 17.02.2017 исх. N 20170217-1 с просьбой предоставить выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
17.02.2017 общество направило Департаменту уведомление о приостановлении выполнения работ по контракту ввиду того, что в Указе Губернатора Севастополя N 15 - УГ от 14.03.2016 не прописан правовой статус обозначения зон с особыми условиями использования территории, поэтому заказчик не обеспечил установку ограждения.
В рамках приостановления работ по контракту 02.03.2017 ответчик уведомил истца о невозможности исполнения работ ввиду непредставления картографических материалов.
Во исполнение условий контракта общество письмом от 22.03.2017 исх. N 20170322 в адрес Департамента направило карты земельных участков по Зонам 1,2.
01.04.2017 общество уведомило Департамент о готовности работ по установке столбов и информационных знаков по периметру Зоны 2.
04.04.2017 общество повторно представило Департаменту карты земельных участков по Зонам 1 и 2.
В период с 17.02.2017 по 22.03.2017 (37 дней) исполнение обязательств ответчиком было приостановлено в связи с невозможностью проведения работ по независящим от него причинам. Соответственно, срок продлен на 37 дней до 27.04.2017.
Письмом от 28.04.2017 ответчик уведомил истца о том, что во исполнение контракта он изготовил план описания границ земельных участков Зон 1 и 2, работ по установке столбов и информационных знаков по периметру Зоны 2. Виду того, что истец не установил ограждения по периметру Зоны 1 дальнейшее выполнение работ по установке информационных знаков невозможно. Также исполнитель передал отчет об установлении информационных знаков, текстовое и графическое описание, перечень собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в границах Зон 1 и 2, карты расположения Зон 1 и 2, компакт-диск с электронными версиями всех отчетных документов.
Общество в адрес Департамента направило письмо от 05.05.2017 исх. N 20170503 с просьбой в течение 10 дней установить ограждения по периметру зоны 1, для продолжения работ по установке информационных табличек на ограждение полигона по периметру зоны 1 на земельном участке.
27.12.2017 стороны подписали акт сдачи-приемки работ по установлению границ охранных территорий, отразив, что услуги фактически оказаны 03.05.2017. В связи с невозможностью исполнения условия контракта об установке информационных знаков Зоны 1 стороны уменьшили цену контракта до стоимости фактически оказанных услуг.
27.12.2017 стороны подписали соглашение о расторжении государственного контракта, в котором стороны пришли к соглашению о расторжении контракта 26.12.2017 и зафиксировали следующее: получение в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя сведений из государственного кадастра недвижимости о земельных участках, на которых расположены Зоны 1 и 2 с особыми условиями использования территории - охранных зон подрывной площадки (полигона) для уничтожения взрывоопасных предметов, в виде кадастровой выписки о земельном участке - выполнены (письмо от 28.04.2017); текстовое и графическое описание местоположения границ Зон 1 и 2 в местной системе координат СК-63 геодезическим методом и систем координат WGS-84, цветная фотосьемка основных участков и поворотных точек границ указанных зон с отображением границ радиусом 500 м и 880 м - выполнены (письмо от 28.04.2017); составление перечня собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в Зонах 1 и 2 (по каждому земельному участку: наименование правообладателя, кадастровый номер, местонахождение, категория земель, вид разрешенного пользования, площадь, вид вещного права, ограничения (обременения), дата и номер выписки из ЕГРП) - выполнены (письмо от 28.04.2017); оформление в электронной форме текстового и графического описания местоположения границ Зон 1 и 2 - выполнены (письмо от 28.04.2017); передача документации в государственный кадастр недвижимости - не выполнены; получение документа, выданного органом кадастрового учета, подтверждающего внесение сведений о границах Зон 1 и 2 в государственный кадастр недвижимости - не выполнены; определение мест установки информационных знаков (информацию, размещенных на информационных знаках и их расположение на местности согласовать с Управлением обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя) выполнены 02.02.2017; изготовление и установка информационных знаков на территории Зон 1 и 2 в количестве не менее 600 штук - изготовление выполнено (02.02.2017), установка выполнена в Зоне 2 (24.02.2017).
Департамент в адрес общества направил претензию от 19.01.2018 исх. N 1066/0505-21/18 с требованием об уплате неустойки в размере 542 596,97 руб., которая была оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В силу п. 1 ст. 401 и п. 3 ст. 405 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
При несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика (пункт 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В силу ст. 34 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с п. 2 технического задания (приложение N 1 к Контракту) основанием для оказания услуг являлся Указ Губернатора города Севастополя от 14.03.2016 N 15-УГ "Об организации проведения работ по очистке местности и акватории от взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной Войны, а также контроле качества их выполнения на территории (акватории) города Севастополя".
Данным Указом установлено место уничтожения ВОП времен Великой Отечественной Войны, однако описания местоположения границ зоны 1, Зоны 2 и содержания ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий Указом не установлено.
Соответственно отсутствие установленного актом органа государственной власти охранной зоны и ее правового режима для зоны 1 и зоны 2 препятствует внесению в ЕГРН сведений об этих зонах, о чем Департамент был предупрежден исполнителем заблаговременно, что подтверждается письмом от 17.02.2017 исх. N 20170217, однако ответа Департамента на данное предупреждение в срок до 26.02.2017 не последовало.
Только 27.04.2017 ДИЗО направил в адрес Департамента общественной безопасности города Севастополя письмо с просьбой "...подготовить проект Положения об установлении охранной зоны и ее правового режима..." (исх. N 1887/05-05-20/17).
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и установленные на их основе обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что истец знал о наличии объективных препятствий в своевременном исполнении ответчиком условий государственного контракта, в связи с чем, основания для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности отсутствуют. С учетом срока приостановления выполнения работ, ответчик исполнил контракт своевременно в части. Оставшиеся работы не исполнены по причинам, не зависящим от исполнителя.
Доводы истца о том, что приведенные ответчиком основания для освобождения его от ответственности за просрочку исполнения обязательств не могут быть признаны обоснованными, опровергаются материалами дела.
Пунктом 4 Технического задания предусмотрено, что графический материал со схематическим отображением границ Зоны 1 и Зоны 2 на местности предоставляется заказчиком. Графические материалы необходимы для выполнения работ, определенных в п. 5 "Объем и состав работ". В соответствии с ч. 2 п. 2 раздела 1 "Общие положения" Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621, карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием, в том числе, картографического материала. Доказательства предоставления государственным заказчиком графических материалов в материалах дела отсутствуют. Кроме того, редакция Указа, действующая в течение срока оказания услуг по выполнению работ в соответствии с условиями государственного контракта, делала невозможным получение документа органа кадастрового учета, подтверждающего внесение сведений о границах Зоны 1 и Зоны 2 в государственный кадастр недвижимости, что предусмотрено пунктом 5 Технического задания.
Как следует из соглашения о расторжении государственного контракта от 27.12.2017, стороны пришли к взаимному согласию о расторжении контракта по независящим от сторон обстоятельствам.
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенным, неустойка не подлежит начислению и взысканию.
Таким образом, доводы кассатора выражают лишь несогласие с выводами судов двух инстанций, что в силу ст. 286 АПК РФ не является самостоятельным основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе, и позволяющих отменить или изменить оспариваемые решение и постановление, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемых судебных актов не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.08.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 по делу N А84-845/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.