г.Калуга |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А14-20001/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Аникиной Е.А., Егоровой С.Г.
при участии от Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Кучмы С.В. по доверенности от 06.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.07.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу N А14-20001/2017,
установил:
акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в лице обособленного подразделения "Воронежское", ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922 (далее - АО "ГУ ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал", ОГРН 1023601512351, ИНН 3652000070 (далее - МУП "Водоканал") о взыскании 5592 руб. 73 коп. задолженности за оказанные услуги по транспортировке сточных вод за период с 01.08.2016 по 31.03.2017 и 45 836 руб. 63 коп. задолженности за оказанные услуги по транспортировке холодной воды за период с 01.08.2016 по 31.03.2017.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", ОГРН 1117847144876, ИНН 7841443420 (далее - ФКУ "ОСК ЗВО").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.07.2018 (судья Малыгина М.А.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 (судьи Серегина Л.А., Мокроусова Л.М., Маховая Е.В.), в удовлетворении исковых требований отказано.
АО "ГУ ЖКХ", не соглашаясь с вынесенными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.07.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018, направить дело на новое рассмотрение.
ФКУ "ОСК ЗВО" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции просят рассмотреть жалобу АО "ГУ ЖКХ" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
АО "ГУ ЖКХ" и МУП "Водоканал" направили в суд кассационной инстанции ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
АО "ГУ ЖКХ" и МУП "Водоканал" надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ФКУ "ОСК ЗВО", судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации N 1089-р от 11.06.2015 АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем услуг холодного водоснабжения, водоотведения, транспортировки холодной воды для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
21.09.2015 Министерством обороны Российской Федерации и АО "ГУ ЖКХ" заключен государственный контракт N 4-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций, в соответствии с которым истец обязался оказывать услуги по транспортировке холодной воды от ресурсоснабжающей организации в адрес структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Воронежской области.
Для исполнения истцом своих обязательств по указанному государственному контракту Министерство обороны Российской Федерации по договору от 05.10.2015 N 1 передало АО "ГУ ЖКХ" во временное безвозмездное пользование объекты водопроводно-канализационного хозяйства (сети холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные по адресу: Воронежская область, город Лиски, улица Красных зорь, дом 7, в/г N 1).
Приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 21.09.2015 N 2134 "О предоставлении недвижимого имущества в безвозмездное пользование АО "ГУ ЖКХ" (объекты ВКХ)" определен перечень передаваемого в безвозмездное пользование имущества.
Решением Совета народных депутатов городского поселения город Лиски Лискинского муниципального района Воронежской области от 20.06.2013 N 142 статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности - территория городского поселения город Лиски, наделено МУП "Водоканал".
Сопроводительными письмами от 12.11.2015 N 256 и 260, от 27.05.2016 N 1789, от 05.07.2016 N 2304/1 и 2304/2 АО "ГУ ЖКХ" обратилось в адрес МУП "Водоканал" с предложением заключить договоры по транспортировке холодной воды и по транспортировке сточных вод, приложив проекты указанных договоров, а также пакет документов, необходимых для их заключения.
Однако договоры заключены не были.
При этом, в отсутствие заключенных договоров, АО "ГУ ЖКХ" в период с 01.08.2016 по 31.03.2017 посредством переданных в безвозмездное пользование сетей были оказаны услуги МУП "Водоканал" по транспортировке холодной воды и сточных вод до точек потребления, принадлежащих ФКУ "ОСК ЗВО".
Оплату за оказанные услуги ответчик не произвел, в связи с чем его задолженность за период с 01.08.2016 по 31.03.2017 по транспортировке сточных вод составила 5592 руб. 73 коп. и 45 836 руб. 63 коп. по транспортировке холодной воды.
23.08.2017 АО "ГУ ЖКХ" с претензией от N 1712/Исх/7/6 обратилось к МУП "Водоканал" с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовались следующим.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Пунктом 2 Правил N 644 определено, что транзитной организацией является организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
Частью 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
В части 1 статьи 16 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что по договору транспортировки горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Согласно пункту 46 Правил N 644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
Как усматривается из материалов дела, гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения город Лиски является МУП "Водоканал".
01.01.2016 МУП "Водоканал" (организация ВКХ) и ФКУ "ОСК ЗВО" (абонент) заключен государственный контракт N 849 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого организация ВКХ обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Согласно актам о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложения N 1 и 2 государственного контракта N 849) границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства является склад по хранению АВ ВКХ в/ч 55443, расположенный по адресу: Воронежская область, город Лиски, улица Красных зорь, дом 7.
Более того, объектами водоснабжения по государственному контракту N 849 являлись только объекты, расположенные по адресу: город Лиски, улица Красных зорь, дом 7, принадлежащие ФКУ "ОСК ЗВО" и относящиеся к непосредственной деятельности воинской части, тогда как из пунктов 58, 59 акта приема-передачи ссудного имущества АО "ГУ ЖКХ" переданы сети, расположенные по адресу: Воронежская область, город Лиски, улица Красных зорь, дом 7, в/г N 1.
Однако, как верно отмечено судами, указанные объекты в государственном контракте N 849 отсутствуют.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Суды, оценив и исследовав по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, в том числе составленные АО "ГУ ЖКХ" схемы изображения сетей, переданных ему в безвозмездное пользование, из которых следует, что спорный трубопровод располагается на территории ФКУ "ОСК ЗВО", за точками поставки определенными в государственном контракте N 849, пришли к выводу о недоказанности истцом факта оказания ответчику услуг по транспортировке сточных вод и холодной воды за период с 01.08.2016 по 31.03.2017.
Акцент заявителя на факт передачи ему сетей и установления тарифа на транспортировку, не является достаточным доказательством для удовлетворения заявленных требований, так как установление тарифа и получение в пользование сетей может расцениваться лишь как намерение и подготовка к оказанию услуг.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно указано, что в ситуации, когда на обслуживание истцу переданы внутренние водопроводные сети третьего лица и не изменены границы эксплуатационной ответственности сторон, установленные в государственном контракте N 849, не установлены приборы учета на участке трубопровода, обслуживаемого истцом, и конкретных объектов третьего лица, нельзя признать истца лицом, оказывающим услуги по транспортировке воды. Доказательства, подтверждающие объемы переданного ресурса, также в материалах дела отсутствуют (статьи 65 и 9 АПК РФ).
С учетом изложенного, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
Ссылка заявителя жалобы на позицию судов по аналогичным спорам о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги транспортировки холодной воды и сточных вод не может быть принята во внимание, поскольку указанные судебные акты приняты по делам, обстоятельства которых не аналогичны обстоятельствам, установленным в рамках настоящего спора.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда и им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Поскольку на стадии принятия кассационной жалобы к производству окружной суд предоставил АО "ГУ ЖКХ" отсрочку в уплате государственной пошлины на основании статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и его жалоба оставлена без удовлетворения, в соответствии со статьей 110 АПК РФ с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.07.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу N А14-20001/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922) в доход федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 февраля 2019 г. N Ф10-18/19 по делу N А14-20001/2017