г.Калуга |
|
22 февраля 2019 г. |
Дело N А54-5367/2018 |
Резолютивная часть постановления составлена 20.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.02.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Стрегелевой Г.А. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании:
от заявителя - Управления транспорта администрации города Рязани (390046, г.Рязань, ул. Введенская, д.107, ОГРН 1156234007203, ИНН 6234144601) - не явились;
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Автогарант" (390042, г. Рязань, ул. Промышленная, д.5, лит.Ц, ОГРН 1026200799162, ИНН 6220004788) - не явились;
от третьего лица - акционерного общества "Региональный навигационно - информационный центр по Рязанской области" (390026, г. Рязань, ул. Стройкова, д.54, оф.9, ОГРН 1126234014961, ИНН 6234111370) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автогарант" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.09.2018 (судья Матин А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А54-5367/2018,
УСТАНОВИЛ:
Управление транспорта администрации города Рязани (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автогарант" (далее - общество) о прекращении действия свидетельства серии 00062С N 000093 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 42М2 "ЗАО "Русская кожа" - ул.Новаторов", выданного обществу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Региональный навигационно-информационный центр по Рязанской области" (далее - региональный центр).
Решением суда от 06.09.2018 заявление управления удовлетворено, действие названного свидетельства прекращено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления управлению отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение и толкование судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Общество заявило ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы предпринимателя Гавриковой Н.Л. на судебные акты по аналогичному делу N А54-9284/2017 и до вступления в законную силу судебного акта по делу N А54-1182/2019 по заявлению общества, поданного в Арбитражный суд Рязанской области 19.02.2019, к управлению о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоформлении результатов мониторинга работы общественного транспорта и в несоставлении актов о выявленных нарушениях перевозчика-общества.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения данного ходатайства.
Определением Верховного Суда РФ от 21.01.2019 по делу N 310-ЭС18-23488 индивидуальному предпринимателю Гавриковой Н.Л. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Рассмотрение Арбитражным судом Рязанской области дела N А54-1182/2017 не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по настоящему делу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, обществу выдано свидетельство серии 00062С N 000093 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 42М2 "ЗАО "Русская кожа" - ул. Новаторов" на срок с 16.05.2017 по 15.05.2022 и 12 карт маршрута регулярных перевозок на 12 единиц автобусов серии 00062Р NN 002145-002156.
28 декабря 2015 г. между региональным центром (исполнитель) и обществом (заказчик) заключен договор N 133 на подключение к региональной навигационно-информационной системе Рязанской области и оказания услуг в сфере навигационной деятельности (т.2 л.д.42).
Согласно пункту 1.1 договора исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг в сфере навигационной деятельности в отношении транспортных средств заказчика, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, абонентскими терминалами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в рамках функционирования Региональной навигационно-информационной системы Рязанской области (далее - РНИС), в том числе общей системы диспетчеризации транспорта Рязанской области в течение всего периода работы транспортных средств, указанных заказчиком. Под оказанием услуг в сфере навигационной деятельности понимается, в том числе техническое сопровождение аппаратуры спутниковой навигации и дополнительного оборудования заказчика; мониторинг перемещения и контроль состояния транспортных средств заказчика (сбор, обработка, хранение телематических данных аппаратуры спутниковой навигации...); обработка, формирование и передача пакетов данных от аппаратуры спутниковой навигации в РНИС для использования Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области и иными службами и лицами; диспетчеризация транспортных средств заказчика, включающая в себя централизованный оперативный контроль за транспортными средствами заказчика с использованием оперативной передачи информации между транспортными средствами заказчика и диспетчерской службой исполнителя в экстренные и оперативные службы Рязанской области и муниципальных образований области и иные органы; передача мониторинговой информации в РНИС (создание и совместное использование единого навигационно-информационного пространства на территории Рязанской области).
В пункте 2.1 договора от 28.12.2015 перечислены обязанности заказчика, в том числе согласно подпунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 и 2.1.7 заказчик обязан своевременно информировать исполнителя об изменении информации, содержащейся в приложении N 1 к договор, своевременным в целях данного пункта будет считаться уведомление заказчиком исполнителя, сделанное не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала эксплуатации транспортного средства для оказания услуг по пассажирским перевозкам на территории Рязанской области и не позднее, чем в течение 5 рабочих дней с даты прекращения эксплуатации транспортного средства; обеспечить в ежедневном режиме передачу мониторинговой информации от установленной на транспортные средства заказчика аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS напрямую на телематический сервер исполнителя; заблаговременно сообщать исполнителю о проведении технического обслуживания и ремонта транспортного средства; ежедневно предоставлять исполнителю разнарядки выхода транспортного средства на маршруты в рамках проведения мероприятий по общей системе диспетчеризации транспорта Рязанской области и функционирования РНИС.
В приложении N 1 (данные о транспортных средствах заказчика) к договору N 133 от 28.12.2015 с учетом дополнительного соглашения N 37 от 20.09.2017 к договору указаны, в том числе транспортные средства NN О151КХ, К533СЕ, О567РС, Н604СО, Е250ОН, В809СС, Н391РО, С009РК, О564РС (т. 2 л.д. 49, 57). То есть, данные транспортные средства оснащены аппаратурой ГЛОНАСС и в отношении них региональный центр оказывает услуги в сфере навигационной деятельности. Указанные транспортные средства обслуживали маршрут регулярных перевозок N 42М2 "ЗАО "Русская кожа" - ул. Новаторов" (т.2 л.д.46-137).
По информации регионального центра количество транспортных средств, заявленных обществом для обслуживания маршрута N 42М2, в период с 01.10.2017 по 13.12.2017 составляло 8 единиц, с 14.12.2017 по 31.12.2017 - 9 единиц (т.1 л.д.42-45).
Из транспортных средств, заявленных обществом для обслуживания маршрута N 42М2 в октябре 2017 г., не обеспечена передача информации 22 дня (с 01.10.2017 по 12.10.2017, с 14.10.2017 по 15.10.2017, 19.10.2017, 22.10.2017, 23.10.2017, с 27.10.2017 по 31.10.2017), при этом 10 дней - в отношении двух и более машин; в ноябре 2017 г. не обеспечена передача информации - 22 дня (с 01.11.2017 по 19.11.2017, 22.11.2017, 25.11.2017, 26.11.2017), при этом 14 дней - в отношении двух и более машин; в декабре 2017 г. не обеспечена передача информации 20 дней (с 02.12.2017 по 04.12.2017, 06.12.2017, 09.12.2017, 10.12.2017, с 14.12.2017 по 17.12.2017, с 22.12.2017 по 31.12.2017), при этом 12 дней - в отношении двух и более машин (т.1 л.д. 42-45).
Несоблюдение обществом требований в сфере организации регулярных перевозок, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Рязанской области, а также муниципальными нормативными правовыми актами, явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и пришли к выводу о необходимости удовлетворения требования заявителя.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
Судами установлено, что управление правомочно выдавать свидетельства об осуществлении перевозок, а поэтому и вправе обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства.
Согласно Положению об управлении транспорта администрации города Рязани, утвержденному решением Рязанской городской Думы от 26.03.2015 80-II, управление транспорта осуществляет следующие функции: выдачу свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, их переоформление и инициирует прекращение их действия; мониторинг работы наземного электрического и автомобильного транспорта на муниципальных маршрутах регулярных перевозок; иные функции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной, власти Российской Федерации и Рязанской области, муниципальными правовыми актами.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно частям 2, 3 статьи 17 названного Закона право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и картами маршрута регулярных перевозок; карта маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ в редакции, действовавшей до декабря 2017 года, допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.
Частью 1 статьи 6 Закона Рязанской области от 06.06.2016 N 27-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Рязанской области" (в редакции, действующей в период установленного нарушения - с 1 октября по 31 декабря 2017 г., далее - Закон N 27-03) установлено требование к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, согласно которому юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны обеспечить передачу в режиме реального времени мониторинговой информации о параметрах, движении и местонахождении транспортного средства, используемого для осуществлении регулярных перевозок, оснащенного в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в подсистему мониторинга и управлении пассажирскими перевозками на территории Рязанской области региональной навигационно-информационной системы Рязанской области.
Аналогичное требование предусмотрено и пунктом 1.1 Требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по маршрутам регулярных перевозок на территории города Рязани, утвержденных постановлением администрации города Рязани от 12.12.2016 N 5463 (далее - Требования).
Согласно пункту 5 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный орган, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, обращается в суд с заявлением о прекращении действия указанного свидетельства при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе обстоятельств, предусмотренных соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Статьей 7 Закона N 27-О3 (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, помимо обстоятельств, указанных в части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, имеет право обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного (более двух раз) в течение одного календарного месяца необеспечения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано указанное свидетельство, передачи мониторинговой информации, предусмотренной частью 1 статьи 6 Закона N 27-О3, хотя бы в отношении одного транспортного средства в течение рабочего дня со времени выезда транспортного средства с места парковки до времени заезда его на указанную парковку.
Измененная в дальнейшем (в июле 2018 года) редакция статьи 7 Закона N 27-ОЗ также содержит условие о праве уполномоченного органа на обращение в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок в случае неоднократного (более двух раз) в течение одного календарного месяца необеспечения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества передачи информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6 настоящего Закон.
Пункт 1 части 1 статьи 16 соответствует части 1 статьи 16 Закона N 27-ОЗ в прежней редакции.
Довод кассационной жалобы о неправильном применении судами Закона N 27-ОЗ в редакции, действующей до 29.12.2017, несостоятелен, так как применяется закон, действующий в период совершения нарушения, а, кроме того, изменение редакции статьи 7 Закона N 27-ОЗ не повлекло изменения такого условия прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок как необеспечение передачи мониторинговой информации
Несостоятелен и довод кассационной жалобы о том, что Закон N 27-ОЗ противоречит статье 17 Закона N 220-ФЗ в редакции, действующей с 29.12.2017.
Напротив пунктом 3 части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ в новой редакции предусмотрено, что допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, в том числе исходя из обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок. Не допускается установление требования о передаче информации о месте нахождения транспортных средств более чем в один адрес.
Как видно из материалов дела, информация о месте нахождения транспортного средства передается только в один адрес - на телематический сервер центра.
Иные доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, суд, установив, что обществом более двух раз в течение одного календарного месяца не была передана мониторинговая информация о параметрах движения и местонахождении транспортного средства по маршруту N 42М2, по праву удовлетворил требование управления и прекратил действие свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок серии 00062С N 000093, выданного обществу.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.09.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу N А54-5367/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 февраля 2019 г. N Ф10-6521/18 по делу N А54-5367/2018