г.Калуга |
|
25 февраля 2019 г. |
Дело N А83-7579/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г. Николаевой Н.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании представителей:
от Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя: Сыркова А.В. по доверенности от 28.12.2018, Рысак С.Н. по доверенности от 28.12.2018,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю: не явились, извещены надлежаще,
от общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Голубая лагуна": не явились, извещены надлежаще,
от общества с ограниченной ответственностью "Каламит-Тур": не явились, извещены надлежаще,
от Департамента финансов города Севастополя: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Крымского УФАС России на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2018 (судья Чумаченко С.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 (судьи Омельченко В.А., Голик В.С., Карев А.Ю.) по делу N А83-7579/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - департамент, заказчик) обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 10.05.2018 N в 8/2268с в части пунктов 2, 3, 4 и предписания от 10.05.2018 N 8/2269с.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным постановлением, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Крымское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, представители Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя возражали против доводов кассационной жалобы. Просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.05.2018 Управление, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каламит-Тур" на действия заказчика - Департамента, приняло решение по делу N 08/0387-18, которым (с учетом определения от 02.07.2018) жалоба на действия Департамента при проведении конкурса о ограниченным участием на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в городе Севастополе, извещение N 0174200002018000021 была признана необоснованной. При этом в действиях заказчика установлено нарушения ч. 3 ст. 53, ч. 6 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ).
Одновременно Управлением Департаменту было выдано предписание об отмене протоколов предквалификационного отбора от 23.04.2018 и протокола рассмотрения и оценки заявок от 23.04.2018, составленные в ходе проведения Конкурса. Предписано провести процедуру Конкурса со стадии предквалификационного отбора с учетом решения по делу N 08/0387-18 от 10.05.2018, не учитывая в заявках ООО "Агентство "Голубая лагуна" и ООО "Каламит-Тур".
Названные решение и предписание Крымского УФАС России мотивированы тем, что заказчик правильно пришел к выводу о том, что ООО "Каламит-Тур" в составе заявки не представил документов о полном исполнении заключенного контракта, однако неправильно допустил к предквалификационному отбору заявку N 6 ООО Агентства "Голубая лагуна", так как этот участник по представленным договорам оказывал услуги по проведению спортивно-тренировочных смен в детских лагерях, а не по организации отдыха детей и их оздоровлению.
Несогласие с вынесенными решением и предписанием послужило поводом для обращения заказчика в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 29 Конкурсной документации на конкурс с ограниченным участием на право заключить государственный контракт на оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в городе Севастополе, утвержденной директором Департамента 19.02.2018 и пункту 9 Приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", к участникам закупки применяются требование, в том числе, о "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс", которые подтверждаются копией (копиями) ранее исполненных контракта (контрактов) и (или) договора (договоров), заключенных участником закупки с заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, а также документов, подтверждающих исполнение указанных контрактов и (или) договоров без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней)".
Пунктом 19.1 Конкурсной документации к участникам конкурса установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
23.04.2018 конкурсной комиссией заказчика проведен предквалификационный отбор участников закупки, по результатам которого заявка ООО "Каламит-Тур" признана не соответствующей единым и дополнительным требованиям, а именно по наличию опыта работы, так как представленные в составе заявки копии актов не подтверждают полного исполнения контрактов (договоров); пять заявок, в том числе, заявка ООО "Агентство "Голубая лагуна" признаны соответствующими названным требованиям, о чем составлен протокол предквалификационного отбора.
Конкурсной комиссией заказчика оценены заявки и победителем признан участник с заявкой N 6 - ООО Агентство "Голубая лагуна", о чем составлен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В подтверждение соответствия дополнительным требованиям по опыту исполнения контрактов на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению ООО "Агентство "Голубая лагуна" представило государственный контракт N 17/05-16 от 23.05.2016 и документы о его исполнении, предметом услуг по которому была организация спортивно-тренировочных смен в детских лагерях.
Суды двух инстанций, признавая акты антимонопольного органа недействительными в части, верно исходили из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона N 44-ФЗ.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ установлено, что под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;
организацией отдыха детей и их оздоровления - организация сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.
Суды, признавая верным вывод заказчика о предоставлении ООО "Агентство "Голубая лагуна" необходимых документов, подтверждающих наличие опыта исполнения контрактов на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, верно исходили из того, что понятие "занятие физической культурой, спортом и туризмом" является составляющим понятия "отдых детей и их оздоровление".
Организация спортивно - тренировочных смен в детских лагерях (предмет контракта ООО "Голубая лагуна") соответствует определению "отдых детей и их оздоровление" установленному ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
Таким образом, как верно посчитал заказчик и заключено судами, ООО "Агентство "Голубая лагуна" подтвердило опыт работы по организации совокупности мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Ссылка Управления на нормы Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" необоснованна, так как предметом правового регулирования указанного закона являются основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, а не организация отдыха и оздоровление детей. Указанным законом не регулируются мероприятия по проведению спортивно - тренировочных смен в детских лагерях.
На основании вышеизложенного, как верно заключили суды, Крымское УФАС России ошибочно пришло к выводу, что участником не подтвержден опыт в предоставлении услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражных судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 по делу N А83-7579/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 февраля 2019 г. N Ф10-6483/18 по делу N А83-7579/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6483/18
19.02.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2309/18
10.10.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2309/18
13.07.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7579/18
18.05.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-7579/18