г. Калуга |
|
26 февраля 2019 г. |
Дело N А14-19871/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.02.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Аникиной Е.А. |
|
Шильненковой М.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Кузиной И.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
представитель не явился, надлежаще извещен; |
от ответчика |
Мараховой Я.И. (дов. N ЮВОСТ-123/Д от 27.06.2018), |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 по делу N А14-19871/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Минудобрения" (далее - АО "Минудобрения", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании штрафа за задержку подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования в размере 54 540 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2018 (судья Стеганцев А.И.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 (судьи Алферова Е.Е., Письменный С.И., Афонина Н.П.) решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
АО "Минудобрения" направило в суд кассационной инстанции ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 01.11.2013 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Минудобрения" (владелец) был заключен договор N 2/217 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Минудобрения", примыкающего к станции Россошь Юго-Восточной железной дороги, в редакции протокола урегулирования разногласий от 24.03.2014, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 15 к нечетной горловине пассажирского парка станции Россошь, локомотивом владельца.
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится перевозчиком без уведомления в 03 час. 40 мин., в 12 час. 07 мин., в 16 час. 58 мин., в 22 час. 25 мин.
Сторонами утвержден Единый технологический процесс работы железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Минудобрения" и станции примыкания Россошь Юго-Восточной железной дороги (далее - ЕТП) в целях урегулирования вопросов, в том числе и организации обработки поездов на станции примыкания и железнодорожном пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 3.1 ЕТП порядок обработки поезда, поступившего в переработку, представлен в графике N 1, согласно которому время, отводимое перевозчику для обработки поезда, поступившего в переработку, составляет 77 минут.
Согласно пункту 6 договора сдаваемые вагоны подаются локомотивом перевозчика на пути N N 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, являющиеся приемо-отправочными и выставочными путями станции Калитва владельца, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой вагонов по местам погрузки, выгрузки.
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается не более 65 вагонов (пункт 7 договора).
В силу подпункта "г" пункта 17 договора перевозчик уплачивает штраф за задержку подачи вагонов на железнодорожный путь, а также уборки вагонов с железнодорожного пути владельца в порядке и в размерах, предусмотренных ст. 100 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ".
Как усматривается из материалов дела, 03.06.2017 в 18 час. 51 мин. и 05.06.2017 в 03 час. 43 мин. на станцию Россошь ЮВЖД для грузополучателя АО "Минудобрения" прибыли вагоны с грузом, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N N ЭД196123, 50100999, 33032681, ЭД801464, ЭД801401, ЭД801301, 16029428, 16029429, 37230372, 37383593, 37383544, 37346038, 41395252, 41395468, 41395575,41395146, 37369162.
Судами установлено, что вагоны с грузом были поданы на пути необщего пользования грузополучателя ответчиком (перевозчиком) с нарушением установленного договором N 2/217 срока.
За просрочку подачи вагонов истцом был начислен ответчику штраф в сумме 54 540 руб. и предъявлена претензия с требованием об уплате штрафа.
Ссылаясь на неоплату штрафа за задержку подачи вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
По условиям договора, заключенного сторонами, ответственность перевозчика за задержку подачи вагонов на железнодорожный путь, а также уборки вагонов с железнодорожного пути владельца предусмотрена подпунктом "г" пункта 17 договора N 2/217, в силу которого перевозчик уплачивает владельцу штраф в порядке и в размерах, предусмотренных статьей 100 Устава железнодорожного транспорта.
В статье 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) установлено, что за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Основанием для начисления сумм штрафов в соответствии с пунктом 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, транспортные железнодорожные накладные, памятки приемосдатчика, исходя из условий договора N 2/217 от 01.11.2013, суды пришли к выводу об обоснованности требований истца к ОАО "РЖД" о применении меры ответственности в виде штрафа за задержку подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования.
При этом суды признали, что оснований для снижения размера неустойки в соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы ответчика о нарушении стабильной работы пути необщего пользования АО "Минудобрения" в спорный период по вине истца, в том числе вследствие нарушения ЕТП в части сверхнормативной задержки локомотива перевозчика на пути необщего пользования и недостаточности времени для обработки поездов, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Суды, в том числе сослались на то, что подтвержденная доказательствами просрочка подачи вагонов ответчиком составила более трех суток, превышено время на обработку поездов, предусмотренное договором, вина истца в задержке подачи вагонов ответчиком последним не доказана.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе ответчика, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 по делу N А14-19871/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для начисления сумм штрафов в соответствии с пунктом 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, транспортные железнодорожные накладные, памятки приемосдатчика, исходя из условий договора N 2/217 от 01.11.2013, суды пришли к выводу об обоснованности требований истца к ОАО "РЖД" о применении меры ответственности в виде штрафа за задержку подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования.
При этом суды признали, что оснований для снижения размера неустойки в соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26 февраля 2019 г. N Ф10-47/19 по делу N А14-19871/2017