г. Калуга |
|
6 марта 2019 г. |
Дело N А14-9290/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Созвездие" (ОГРН 1163668067200, ИНН 3661071310, ул. Переверткина, д. 23, оф. 4, г. Воронеж, 394063) - Палютина М.И. - директора (выписка из ЕГРЮЛ от 27.02.2019), Мурина И.Б. - представителя по доверенности от 14.06.2018 N 17-м;
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1163668067200, ИНН 3661071310, ул. Кирова, д. 6А, г. Воронеж, 394018) - Кузьмич Н.О. - представителя по доверенности от 09.01.2019;
от товарищества собственников недвижимости "ТСЖ "Генерала Лизюкова, 36" (ОГРН 1163668062909, ИНН 3662225178, ул. Генерала Лизюкова, д. 36, кв. 79, к. 2, 394077) - Мурина И.Б. - представителя по доверенности от 23.08.2018;
от акционерного общества "Управляющая компания Коминтерновского района" (ОГРН 1123668009629, ИНН 3662173603, проспект Московский, д. 116А, оф. 12, г. Воронеж, 394068) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Созвездие" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2018 (судья Симонова И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 (судьи Михайлова Т.Л., Малина Е.В., Донцов П.В.) по делу N А14-9290/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Созвездие" (далее - заявитель, Общество, ООО "Созвездие") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - Инспекция, ГЖИ) от 06.02.2018 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области.
Дело рассмотрено с участием товарищества собственников недвижимости "ТСЖ "Генерала Лизюкова, 36" (далее - ТСЖ "Генерала Лизюкова, 36") и акционерного общества "Управляющая компания Коминтерновского района" (далее - АО "УК Коминтерновского района").
Решением суда от 16.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление суда. По мнению заявителя жалобы, оспариваемые судебные акты противоречат положениям части 2 и части 3.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с фактическим выбором двойного способа управления многоквартирным жилым домом без прекращения предыдущего способа управления. Общество в жалобе ссылается на противоречие выводов суда области правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 29.09.2017 N АКПИ17-704 "О признании недействующим в части подпункта "А" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя и ЖКХ от 25.12.2015 N 938/ПР".
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, Инспекции, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судом, Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 11.12.2017 о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Реестр лицензий) в отношении многоквартирного дома N 36 по ул. Генерала Лизюкова в г. Воронеже (далее - МКД) к заявлению Общество приложило копию протокола заседания членов правления ТСЖ "Генерала Лизюкова, 36" от 22.11.2017 N 1, копию соглашения о расторжении договора управления от 22.11.2017, заключенного между товариществом собственников недвижимости "ТСЖ "Генерала Лизюкова, 36" и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунальник", копию договора управления многоквартирным домом от 22.11.2017, заключенного между ТСЖ "Генерала Лизюкова, 36" и обществом "Созвездие".
Инспекция провела проверку на предмет соблюдения условий, указанных в пункте 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Решением от 19.01.2017 N 69-05-22/895 Инспекция приостановила рассмотрение заявления от 11.12.2017 на основании подпункта "а" пункта 10 Порядка N 938/пр, а именно: выявленное по итогам проверки заявлений и документов, представленных лицензиатом, противоречие сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (дом включен в перечень многоквартирных домов, находящихся под управлением АО "УК Коминтерновского района", в реестре лицензий).
На запрос Инспекции о получении дополнительной информации, в том числе и оснований управления данным многоквартирным домом, ни ТСН "ТСЖ "Генерала Лизюкова,36", ни ООО "Созвездие" ответы не были направлены.
Решением от 06.02.2018 N 69-05-22/91 Инспекция отказала ООО "Созвездие" во внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области сведений об управлении многоквартирным домом 36 по ул. Генерала Лизюкова г. Воронежа на основании подпункта "б" пункта 9 Порядка (отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка) в связи с несоответствием требованиям подпункта "б" пункта 5 Порядка (недостоверность сведений представленных лицензиатом - способ управления данным многоквартирным домом с ТСН "ТСЖ "Генерала Лизюкова,36" изменен в соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ на управление - АО "УК Коминтерновского района" на основании решений собственников, оформленных протоколом от 15.01.2017) и подпункта "в" пункта 5 Порядка (противоречие сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления - в реестре лицензий Воронежской области размещена информация об управлении многоквартирным домом 36 по ул. Генерала Лизюкова г. Воронежа АО "УК Коминтерновского района").
Посчитав решение Инспекции от 06.02.2018 незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка (в действовавшей редакции) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 упомянутого Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
При проверке Инспекцией заявления Общества от 11.12.2017 и приложенных к нему документов было установлено следующее.
На общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома N 36 по ул. Лизюкова в г. Воронеже, оформленного протоколом от 15.01.2017, были приняты следующие решения:
- о выходе из членов ТСЖ "Генерала Лизюкова, 36" - 97,4 процента голосов от числа проголосовавших;
- о выборе в качестве способа управления жилым домом управление управляющей организацией - 97,4 процента голосов от числа проголосовавших;
- о выборе в качестве управляющей организации общества "Управляющая компания Коминтерновского района", ИНН 3662173603, ОГРН 1123668009629 - 97,4 процента голосов от числа проголосовавших;
- об утверждении условий договора, подлежащего заключению между собственниками помещений в многоквартирном доме N 36 по ул. Генерала Лизюкова, 36 и обществом "Управляющая компания Коминтерновского района" - 97,4 процента голосов от числа проголосовавших. Между собственниками МКД N 36 по ул. Генерала Лизюкова и АО "УК Коминтерновского района" заключен договор управления от 17.01.2017.
Иных протоколов общих собраний собственников по вопросу выбора управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению данным многоквартирным домом, в Инспекцию не поступало.
В реестре лицензий Воронежской области сведения о доме N 36 по ул. Г.Лизюкова г. Воронежа размещены в перечне домов, находящихся под управлением АО "УК Коминтерновского района".
Принимая оспариваемое постановление, суд апелляционной инстанции правомерно учел, что законность решения собрания собственников помещений, зафиксированного в протоколе от 15.01.2017, являлась предметом рассмотрения в рамках гражданского дела N 2-2651/17 в Коминтерновском районном суде г. Воронежа, который определением от 07.09.2017 принял отказ гражданки Прямоглядовой Л.В. от заявленных требований и прекратил производство по делу.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из части 3 статьи 161 ЖК РФ следует, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, судами верно указано, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 ЖК РФ, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В данном случае такой факт подтверждается решением собственников помещений МКД от 15.01.2017, а поэтому решение о выборе общества "Созвездие" в качестве управляющей организации, принятое 22.11.2017 на заседании правления ТСЖ "Генерала Лизюкова,36" (члены правления Прямоглядова Л.В., Реуцкая Л.В., Зибров Л.И.), не является основанием для внесения изменений в Реестр лицензий.
Соблюдение положений части 3.1 статьи 161 ЖК РФ по передаче технической документации не имеет правового значения в данном споре.
Суды правомерно отклонили ссылки ООО "Созвездие" на необходимость учитывать при вынесении спорного решения требований статей 61-63 ГК РФ, регулирующих порядок ликвидации юридического лица. Сам по себе факт продолжения деятельности ТСН "ТСЖ Лизюкова 36" в качестве самостоятельного юридического лица не свидетельствует о незаконности принятого собственниками жилых помещений решения об изменении способа управления многоквартирным жилым домом на собрании 15.01.2017.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о неправильном применении судами положений 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, как указывает заявитель кассационной жалобы, а направлены на переоценку выводов судов по вопросам соблюдения Инспекцией действующего порядка внесения изменений в реестр по заявлению ООО "Созвездие".
Иные доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда обстоятельств по делу и доказательств, представленных в материалы дела, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, суды пришли к мотивированным выводам о том, что оспариваемое решение Инспекции соответствует законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы Общества.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.10.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 по делу N А14-9290/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соблюдение положений части 3.1 статьи 161 ЖК РФ по передаче технической документации не имеет правового значения в данном споре.
Суды правомерно отклонили ссылки ООО "Созвездие" на необходимость учитывать при вынесении спорного решения требований статей 61-63 ГК РФ, регулирующих порядок ликвидации юридического лица. Сам по себе факт продолжения деятельности ТСН "ТСЖ Лизюкова 36" в качестве самостоятельного юридического лица не свидетельствует о незаконности принятого собственниками жилых помещений решения об изменении способа управления многоквартирным жилым домом на собрании 15.01.2017.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о неправильном применении судами положений 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, как указывает заявитель кассационной жалобы, а направлены на переоценку выводов судов по вопросам соблюдения Инспекцией действующего порядка внесения изменений в реестр по заявлению ООО "Созвездие"."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 марта 2019 г. N Ф10-36/19 по делу N А14-9290/2018
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-36/19
27.02.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8766/18
24.12.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8766/18
16.10.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-9290/18