г. Калуга |
|
5 марта 2019 г. |
Дело N А48-845/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР-РАО - Орловский энергосбыт" (ОГРН 1115742001682, ИНН 5754020600, ул.Полесская, д.28к, г.Орел, 302020) - Новосельцевой Е.И. - представителя по доверенности от 28.12.2018 N 89;
от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (ОГРН 1145749004565, ИНН 5751201687, ул. Московская, д. 159, г.Орел, 302006) - Новикова П.А. - представителя по доверенности от 01.03.2019 N 163;
от общества с ограниченной ответственностью "УК Советского района" (ОГРН 1155749008458, ИНН 5753063390, г. Орел, ул. Ломоносова, д. 6, корп. 4, пом. 106, г. Орел, 302040) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу Управления государственной жилищной инспекции Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 10.08.2018 (судья Клименко Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Осипова М.Б.) по делу N А48-845/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕР-РАО - Орловский энергосбыт" (далее - заявитель, ООО "Орловский энергосбыт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - Управление, Инспекция) от 17.01.2017 N 24.
Решением суда от 01.06.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.08.2017, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.11.2017 решение суда первой инстанции от 01.06.2017 и постановление суда апелляционной инстанции от 10.08.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 10.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2018, суд удовлетворил заявленное Обществом требование.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение, постановление суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования или направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Инспекции, Общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения от 12.12.2016 N 2749 Инспекция провела внеплановую документарную проверку в отношении Общества.
Установив, что Обществом, являющимся ресурсоснабжающей организацией, в расчетном периоде "сентябрь 2016" произведено доначисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на ОДН всем собственникам (нанимателям) помещений МКД N 43 по ул. Октябрьская в г. Орле, в связи с перерасчетом размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению собственнику (нанимателю) кв. 4 МКД N 43 по ул. Октябрьская в г. Орле, Инспекция составила акт от 17.01.2017 N 53 и вынесла предписание от 17.01.2017 N 24, которым в связи с нарушением Обществом пп "г" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) обязала в срок (15.02.2017) прекратить выставление в платежных документах в адрес собственников и нанимателей многоквартирного дома N43 по ул.Октябрьская в г. Орле сумму задолженности за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, сложившуюся в результате перерасчета.
Посчитав предписание незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что Общество будучи исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" в силу положений п. 61 Правил N 354 имело право осуществлять перерасчет размера платы, а следовательно направлять платежные документы в адрес собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома.
С данными выводами согласился и суд апелляционной инстанции.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управляющие организации в силу статей 161, 162 ЖК РФ, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пп. "а" пункта 9 Правил N 354 управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 155ЖК РФ, в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Судом установлено, что 01.01.2011 между ОАО "Интер РАО ЕЭС" и ЗАО "ЖРЭУ-1" был заключен договор энергоснабжения от 01.01.2011 N 2314, в том числе по точке поставки: г.Орел, ул. Октябрьская, 43.
01.11.2011 в связи с передачей 01.01.2012 функции Гарантирующего поставщика на территории Орловской области от ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" ООО "Интер РАО-Орловский энергосбыт", было заключено трехстороннее соглашение о замене стороны в договоре N 2314.
13.08.2012 года в адрес ЗАО "ЖРЭУ-1" было направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора от 01.01.2011 N 2314 в связи с неоднократным нарушением ЗАО "ЖРЭУ-1" условий договора по оплате.
Одновременно 14.08.2012 года уведомление об одностороннем расторжении договора было направлено в Управление по тарифам Орловской области.
В газете "Орловская правда" от 21.08.2012 Управлением по тарифам Орловской области размещено извещение потребителей об отказе гарантирующего поставщика ООО "Интер РАО-Орловский энергосбыт" от исполнения договоров энергоснабжения от 01.01.2011 года, в том числе договора от 01.01.2011 N 2314. В сообщении указано, что с 00 час 00 мин 01.09.2012 потребители-граждане приняты на обслуживание гарантирующим поставщиком ООО "Интер РАО-Орловский энергосбыт".
В адрес ООО "Интер РАО-Орловский энергосбыт" было направлено уведомление с требованием принять граждан на обслуживание без письменного обращения граждан.
Типовой договор энергоснабжения граждан-потребителей, на основании которого производилось энергоснабжение также размещен в газете "Орловская правда" на 2012 год -15.02.2012, а также на 2013 год-04.06.2013.
В типовом договоре на 2013 год имеется пункт 54, в котором указано, что в случаях, когда гарантирующий поставщик обязан принять потребителя на обслуживание в особом порядке, установленном действующим законодательством, гарантирующий поставщик и потребитель начинают исполнять обязанности по настоящему договору с даты и времени, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для перехода покупателей электрической энергии на обслуживание к Гарантирующему поставщику.
Исходя из вышеустановленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу, что Общество стало исполнителем коммунальной услуги по поставке энергоресурса в дом N 43 по ул. Октябрьской в г. Орле и обладало этим статусом в 2015 году до заключения договора энергоснабжения с управляющей компанией 29.04.2016.
Согласно подпункту "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Также в силу пункта 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
В пункте 67 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, предоставляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
В платежном документе указываются сведения, в том числе о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно подпункту "ж" пункта 69 Правил N 354 платежные документы содержат сведения о размере перерасчета коммунальной услуги, то есть законодательством не предусмотрена возможность выставления корректировочных квитанций жителям, а предусмотрено отражение перерасчетов в квитанциях за текущий период. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354). Расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется, и платежные документы потребителям выставляются за расчетный период (раздел VI Правил N 354 и Приложение N 2 к Правилам N 354).
Отражение перерасчетов в текущем расчетном периоде также предусмотрено пунктом 61 Правил N 354, а именно, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Осуществление Обществом перерасчета размера платы собственникам помещение МКД на основании проведенной проверки и снятия показаний прибора учета по кв. N 4 данного МКД, не может нарушать права собственников помещений МКД, так как перерасчет осуществлен на основании фактически снятых показаний прибора учета и возникшей у собственников других квартир задолженности по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды в период с 17.06.2015 по 24.08.2016.
Таким образом, указание Обществом в квитанциях за сентябрь 2016 задолженности за март 2015 не является нарушением положений Правил N 354.
Так же суд установил, что ЗАО "ЖРЭУ-1" в спорный период не производило расчет и предъявление платы за коммунальную услугу электроснабжение и не принимало плату за нее от граждан с момента расторжения договора.
По существу, все доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают правильности выводов судов, их соответствия нормам права, а выражают лишь несогласие заявителя жалобы с ними, кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 10.08.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 по делу N А48-845/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отражение перерасчетов в текущем расчетном периоде также предусмотрено пунктом 61 Правил N 354, а именно, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Осуществление Обществом перерасчета размера платы собственникам помещение МКД на основании проведенной проверки и снятия показаний прибора учета по кв. N 4 данного МКД, не может нарушать права собственников помещений МКД, так как перерасчет осуществлен на основании фактически снятых показаний прибора учета и возникшей у собственников других квартир задолженности по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды в период с 17.06.2015 по 24.08.2016.
Таким образом, указание Обществом в квитанциях за сентябрь 2016 задолженности за март 2015 не является нарушением положений Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 марта 2019 г. N Ф10-4617/17 по делу N А48-845/2017
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4617/17
26.10.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4955/17
10.08.2018 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-845/17
23.11.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4617/17
10.08.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4955/17
01.06.2017 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-845/17