г.Калуга |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А36-6578/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.Н. Шелудяева |
||
судей |
Е.В. Бессоновой |
||
|
Р.Г. Калуцких |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Е.А. Рихтер |
при участии в заседании:
от Индивидуального предпринимателя Егоровой Натальи Михайловны - Тюрин Р.О., представитель по доверенности от 17.02.2019;
от Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области - Курганникова Н.Ю., представитель по доверенности от 22.10.2018 N 19, Болозина Т.Г., представитель по доверенности от 14.11.2018 N 20,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Егоровой Натальи Михайловны на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.08.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 по делу N А36-6578/2018,
УСТАНОВИЛ:
Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Егоровой Натальи Михайловны (далее - ИП Егорова Н.М.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.08.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018, заявленные требования удовлетворены. Индивидуальный предприниматель Егорова Наталья Михайловна привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей с конфискацией изъятой алкогольной продукции.
Не согласившись с состоявшимися по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда, ИП Егорова Н.М. обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 23.01.2018 на основании приказа руководителя Управления от 22.01.2018 N 23 должностными лицами проводилось информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка алкогольной продукции в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В ходе проведения указанных мероприятий в киоске, расположенном по адресу: г. Липецк, ул. Франко в районе дома N 92 в остановочном комплексе остановки общественного транспорта "ул. Доменщиков", в котором осуществляет предпринимательскую деятельность ИП Егорова Н.М., был выявлен факт незаконного хранения алкогольной продукции.
В частности, при осмотре указанного помещения киоска должностным лицом Управления обнаружена следующая алкогольная продукция: водка "Родники Сибири" объемом 0,5 л, крепостью 40%, производства ООО "Курант" Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Центральная, д. 1, маркировка федеральной специальной маркой и дата розлива отсутствуют в количестве 20 бутылок, о чем 23.01.2018 был составлен протокол осмотра с применением видеозаписи.
На основании протокола об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 23.01.2018 указанная продукция изъята.
Определением должностного лица от 23.01.2018 по факту незаконного хранения алкогольной продукции было возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Указанное определение направлено лицу, привлекаемому к административной ответственности, почтовым отправлением от 24.01.2018.
По факту выявленного правонарушения 11.04.2018 должностным лицом административного органа в отношении ИП Егоровой Н.М. был составлен протокол N 18/0067 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17. КоАП РФ.
Для решения вопроса о привлечении последней к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении ИП Егоровой Н.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Принимая решение о привлечении ИП Егоровой Н.М. к административной ответственности за совершение вышеназванного правонарушения, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные, юридические лица, ответственные за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, в том числе осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.6 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 23 Закона N 171-ФЗ государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя, в том числе лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции).
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
Производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями (ст.11 Закона N 171-ФЗ).
Учитывая вышеизложенные требования действующего законодательства, предпринимательская деятельность, связанная с хранением алкогольной продукции, для индивидуальных предпринимателей является запрещенным видом деятельности.
Как разъяснено в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 265-ФЗ.
Как следует из материалов дела, факт хранения ИП Егоровой Н.М. алкогольной продукции по месту осуществления предпринимательской деятельности подтвержден соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах спора выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о наличии в действиях последней состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, судебная коллегия считает обоснованными.
За совершение вышеуказанного правонарушения судом назначено наказание в пределах санкции закона и с учетом характера допущенного нарушения, степени его общественной опасности, характеризующих данных лица, привлекаемого к административной ответственности.
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, ИП Егорова Н.М. считает, что проверка, в ходе которой выявлен факт хранения алкогольной продукции по месту осуществления предпринимательской деятельности, проведена контролирующим органом с нарушением требований норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее-Закон N294-ФЗ).
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части судебная коллегия считает ошибочными в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, при проведении контролирующим органом информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Липецкой области проверяющими был выявлен факт незаконной продажи ИП Егоровой Н.М. алкогольной продукции (пива).
Непосредственное обнаружение административным органом указанного нарушения служило основанием для проведения осмотра торговой точки, в процессе которого и был выявлен факт незаконного хранения алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Учитывая изложенное, порядок проведения административного расследования по данному факту регулируется нормами КоАП РФ, а поэтому положения Закона N 294-ФЗ на спорные правоотношения не распространяются.
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, ИП Егорова Н.М. считает, что в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о противоправности ее действий, так как административным органом не доказан факт использования обнаруженной алкогольной продукции в предпринимательской деятельности, а также не проведено исследование содержимого в изъятых бутылках на предмет установления наличия в них алкогольной продукции.
Доводы заявителя кассационной жалобы в этой части являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.
Выводы суда о незаконном хранении ИП Егоровой Н.М. алкогольной продукции по месту осуществления предпринимательской деятельности основаны на оценке ряда доказательств по делу, с которыми судебная коллегия соглашается.
Доводы ИП Егоровой Н.М. о неправильной квалификации судом ее противоправных действий основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией также отклоняются.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты по настоящему делу приняты с учетом установленных фактических обстоятельств спора и требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.08.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 по делу N А36-6578/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, факт хранения ИП Егоровой Н.М. алкогольной продукции по месту осуществления предпринимательской деятельности подтвержден соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах спора выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о наличии в действиях последней состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, судебная коллегия считает обоснованными.
...
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, ИП Егорова Н.М. считает, что проверка, в ходе которой выявлен факт хранения алкогольной продукции по месту осуществления предпринимательской деятельности, проведена контролирующим органом с нарушением требований норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее-Закон N294-ФЗ).
...
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Учитывая изложенное, порядок проведения административного расследования по данному факту регулируется нормами КоАП РФ, а поэтому положения Закона N 294-ФЗ на спорные правоотношения не распространяются."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 марта 2019 г. N Ф10-111/19 по делу N А36-6578/2018