г. Калуга |
|
07 марта 2019 г. |
Дело N А84-164/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Аникиной Е.А., Шильненковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашковой Е.А.
при участии представителей ответчика Сырцовой А.В. (доверенность от 28.12.2018), Курбатова В.Ю. (доверенность от 28.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 июля 2018 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2018 года по делу N А84-164/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Югжилсервис" (ОГРН 1149204006380, ИНН 9203001045, г. Севастополь; далее - общество "Югжилсервис") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя (ОГРН 1159204022922, ИНН 9201510255, г. Севастополь) о взыскании 125 084 руб. в счет возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан по договору от 01.01.2015 N 7 (далее - договор).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, г. Севастополь), Департамент финансов города Севастополя (ОГРН 1149204005390, ИНН 9204002845, г. Севастополь).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19 июля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2018 года, иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 83 119,36 руб., в удовлетворении иска в остальной части отказано; распределены расходы по уплате государственной пошлины (суд первой инстанции: Морозова Н.А.; апелляционный суд: Рыбина С.А., Баукина Е.А., Черткова А.В.).
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 июля 2018 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2018 года в части удовлетворении иска, отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Общество "Югжилсервис", Правительство Севастополя, Департамент финансов города Севастополя надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания (уведомления N 24800031186175, 24800031186199, 24800031186205), своих представителей в суд не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представители Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска является требование управляющей организации к уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации о возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Суды в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), п.п. 5, 3, 8, 9, 10, 14 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2015 N 28-1111, (далее - Порядок N 28-1111) пришли к выводу об обязанности главного распорядителя бюджетных средств возместить управляющей организации расходы на предоставление коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки с учетом частичного перечисления денежных средств.
Как следует из материалов дела, между обществом "Югжилсервис" и Управлением социальной защиты населения Севастополя, правопреемником которого является Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя заключен договор о взаимодействии по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан.
Согласно п.п. 2.1.1 и 2.1.2 договора организация обязана: производить расчеты на возмещение расходов, связанных с социальной поддержки отдельным категориям граждан; формировать и подавать расчеты на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде электронного файла, утвержденного управлением, и на бумажных носителях по формам, утвержденным управлением, в срок до 8-го числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно разд. 2 договора управление обязано: ежемесячно до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, передавать на электронных носителях организации реестры граждан, имеющих право на меры социальной поддержки; производить проверку предоставленных организацией расчетов путем поручения структурному подразделению управления по месту жительства ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществлять сверку представленных организацией реестров граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки. Акт сверки (в 2-х экземплярах) на бумажном носителе, подтверждающий объем предоставленных мер социальной поддержки, подлежащих возмещению в соответствии с установленными тарифами на эти услуги, передается до 15-го числа месяца в управление с подписью должностного лица структурного подразделения управления по месту жительства; не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, произвести расчеты с организацией за счет средств, поступающих из федерального бюджета, и за счет средств бюджета города Севастополя.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 2 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка N 28-ПП возмещение расходов организациям осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя и регулируются договорами о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных и услуг связи отдельным категориям граждан.
В п. 5 Порядок N 28-ПП установлено, что возмещение расходов организациям производится Департаментом за фактически предоставленные льготникам скидки на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи.
В силу п.п. 8, 9, 10 Порядка N 28-1III организации ежемесячно, до 8-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства реестры на магнитных носителях с указанием стоимости фактически предоставленных скидок на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи по каждому получателю. Структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществляет сверку представленных организациями реестров граждан, которым предоставлены скидки на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. Акт об оказании услуг (в 2 экземплярах) на бумажном носителе, подтверждающий объем предоставленных скидок на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи и сумму, подлежащую возмещению в соответствии с установленными тарифами на эти услуги, передается до 15-го числа месяца в Департамент с подписью должностного лица структурного подразделения органа социальной защиты населения по месту жительства. Акт об оказании услуг подписывается (в 2 экземплярах) должностными лицами Департамента и должностными лицами организации, предоставившей скидки на оплату за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, и заверяется печатями сторон.
В соответствии с п. 14 Порядка N 28-ПП реестры, передаваемые на магнитных носителях, и акты сверки служат документами первичного учета для контроля за расходованием бюджетных средств и подлежат хранению в Департаменте в течение трех лет, а в случаях возникновения споров - до их разрешения.
Суды установили, что в период с января по апрель 2017 года исполнитель коммунальных услуг - управляющая организация общество "Югжилсервис" оказало гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, коммунальные услуги в многоквартирных домах, представило Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя документы.
Поскольку возмещение организациям расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя, урегулировано заключенным между сторонами договором, с учетом частичной оплаты за период с января по февраль 2017 года суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в пользу общества "Югжилсервис" 83 119,36 руб. в счет возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан по договору.
Довод заявителя кассационной жалобы о предоставлении обществом "Югжилсервис" не надлежаще оформленных документов не свидетельствует о принятии неправильных судебных актов, поскольку после возбуждения производства по делу и до вынесения решения судом первой инстанции общество "Югжилсервис" представило Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя надлежаще оформленные документы, что не является правовым основанием для отказа в удовлетворении иска.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 июля 2018 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2018 года по делу N А84-164/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка N 28-ПП возмещение расходов организациям осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя и регулируются договорами о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных и услуг связи отдельным категориям граждан.
В п. 5 Порядок N 28-ПП установлено, что возмещение расходов организациям производится Департаментом за фактически предоставленные льготникам скидки на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи.
...
В соответствии с п. 14 Порядка N 28-ПП реестры, передаваемые на магнитных носителях, и акты сверки служат документами первичного учета для контроля за расходованием бюджетных средств и подлежат хранению в Департаменте в течение трех лет, а в случаях возникновения споров - до их разрешения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 марта 2019 г. N Ф10-394/19 по делу N А84-164/2018
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-394/19
06.03.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2277/18
06.11.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2277/18
19.07.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-164/18