г.Калуга |
|
13 марта 2019 г. |
Дело N А14-4841/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сеть связной" (125284, г. Москва, ул. Беговая, д.3, стр.1, эт.36, ОГРН 1057748288850, ИНН 7714617793) - Еремин В.С. (дов. от 11.09.2018 N 58/2018);
от заинтересованного лица - государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (394006, г. Воронеж, ул. Станкевича, д.43, ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) - Золоткова О.И. (дов. от 10.04.2018 N 29);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.09.2018 (судья Аришонкова Е.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А14-4841/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" (в настоящее время - ООО "Сеть связной", далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования, фонд) от 06.09.2017 N 346 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету расходов на выплату пособий по уходу за ребенком в двойном размере застрахованным лицам, проживающим в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 59 376,13 руб.; об обязании фонда принять к зачету и возместить обществу расходы на выплату пособий по уходу за ребенком в двойном размере работникам: Кимейши Т.Л. в размере 20 250,30 руб., Мирошниченко Т.С. в размере 17585,30 руб., Терехиной Т.В. в размере 21540,53 руб. (уточненные требования).
Решением от 24.09.2018 суд признал оспариваемое решение фонда недействительным в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 59376,13 руб. и обязал фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит состоявшиеся судебные решения отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит принятые судебные решения оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель фонда поддержала доводы кассационной жалобы, представитель общества поддержала доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей общества и фонда, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, фондом социального страхования проведена выездная проверка правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.02.2017 по 31.03.2017 в отношении страхователя - ООО "Евросеть-Ритейл" в лице филиала "Центральный", по результатам которой 25.07.2017 составлен акт выездной проверки N 346осс, а 06.09.2017 принято оспариваемое решение N 346. Решением обществу предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов - 106 054,30 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 и доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 106 054,30 руб.
Не согласившись с указанным решением в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 59 376,13 руб., общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу об обоснованности заявленных требований, удовлетворил заявление общества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, под которым в силу статьи 3 Закона N 165-ФЗ понимается свершившееся событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Статьей 12 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 8 названного Закона одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) финансовое обеспечение расходов на выплату рассматриваемого пособия застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя.
Частью 1 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ установлено, что страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет является страховым случаем для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет - пункт 4 части 2 статьи 1.3, пункт 5 части 1 статьи 1.4, часть 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ.
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет определен частью 1 статьи 11.2 закона N 255-ФЗ.
Пунктом 7 части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) в редакции, действовавшей до 01.07.2016, гражданам, указанным в пункте 7 части 1 статьи 13 данного Закона, гарантируется, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлено, что за гражданами, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона N 1244-1 и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30 июня 2016 года, сохраняется право на получение указанного пособия в размере и на условиях, установленных Законом N 1244-1 в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Кимейше Т.Л., Мирошниченко Т.С. и Терехиной Т.В. назначены пособия по уходу за ребенком до 30.06.2016, поэтому в отношении их применяется Закон N 1244-1 в редакции, действовавшей до 01.07.2016.
В силу пункта 7 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1 в редакции, действовавшей до 01.07.2016, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина Российской Федерации могут являться жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства является постановка гражданина на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина и о его нахождении в данном месте жительства.
Согласно пунктам 4, 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. О регистрации по месту жительства в паспорте гражданина ставится соответствующая отметка; в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
Подтверждением факта проживания может быть и справка органа местного самоуправления о проживании гражданина и детей в возрасте до 14 лет на вверенной ему территории.
Судами установлено, что граждане Кимейше Т.Л., Мирошниченко Т.С. и Терехиной Т.В. были зарегистрированы и постоянно проживали на территории зоны проживания с правом на отселение в период получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком (т.2 л.д.8, 38, 83, 87).
Для получения пособия в двойном размере указанными лицами были представлены в организацию по месту работы все необходимые документы, предусмотренные частью 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ.
Одновременно с заявлением о назначении пособия по уходу за ребенком в двойном размере указанными работниками были представлены документы, подтверждающие их проживание на территории с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - справки органов местного самоуправления, из которых следует, что Кимейша Т.Л. зарегистрирована с 28.05.2015 в п. Партизан Узловского района Тульской области, Мирошниченко Т.С. зарегистрирована с 30.09.2014 в г. Белеве Тульской области, Терехина Т.В. зарегистрирована с 29.08.2014 в д. Фролово Кораблинского района Рязанской области.
Данные населенные пункты включены в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074.
При обращении с соответствующими заявлениями данные работницы подтвердили, что им известно о выплате пособия в двойном размере при условии постоянного проживания на территории зон с льготным социально-экономическим статусом и в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение размера пособия или прекращения их выплаты, они обязуются известить об этом работодателя.
Исходя из представленных документов, обществом было назначено Кимейше Т.Л., Мирошниченко Т.С. и Терехиной Т.В. пособие по уходу за ребенком в двойном размере и произведена выплата пособия в двойном размере за проверяемый период - февраль и март 2017 года.
Придя к выводу о том, что факт фактического непроживания указанных граждан в период февраль-март 2017 по месту регистрации достоверно не подтвержден, как не подтвержден достоверно и вывод фонда о фиктивности регистрации указанных граждан по названным выше адресам, суд признал решение фонда социального страхования от 06.09.2017 N 346 в оспариваемой части недействительным и обязал фонд устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы и были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.09.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 по делу N А14-4841/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для получения пособия в двойном размере указанными лицами были представлены в организацию по месту работы все необходимые документы, предусмотренные частью 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ.
Одновременно с заявлением о назначении пособия по уходу за ребенком в двойном размере указанными работниками были представлены документы, подтверждающие их проживание на территории с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - справки органов местного самоуправления, из которых следует, что Кимейша Т.Л. зарегистрирована с 28.05.2015 в п. Партизан Узловского района Тульской области, Мирошниченко Т.С. зарегистрирована с 30.09.2014 в г. Белеве Тульской области, Терехина Т.В. зарегистрирована с 29.08.2014 в д. Фролово Кораблинского района Рязанской области.
Данные населенные пункты включены в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 марта 2019 г. N Ф10-673/19 по делу N А14-4841/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-673/19
05.03.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8650/18
11.12.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8650/18
24.09.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-4841/18