г. Калуга |
|
14 марта 2019 г. |
Дело N А62-5175/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.03.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Бутченко Ю.В. |
судей |
Ермакова М.Н. Чаусовой Е.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: |
Кучиной А.А. |
при участии в судебном заседании:
от АО "Лакталис Восток" (ОГРН 1027700247596; ИНН 7716128854): Извековой Ю.В. (доверенность от 29.12.2018);
от Смоленской таможни (ОГРН 1026701425849; ИНН 6729005713): Родина Д.А. (доверенность от 14.05.2018), Лукашевой С.А. (доверенность от 09.06.2018);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.10.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 по делу N А62-5175/2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Лакталис Восток" (далее - заявитель, АО "Лакталис Восток", общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения о стране происхождения и предоставлении тарифных преференций от 17.04.2018 N 10113000/38-11/157.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.10.2018 (судья Еремеева В.И.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 (судьи Мордасов Е.В., Большаков Д.В., Еремичева Н.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с указанными судебными актами, АО "Лакталис Восток" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в ней.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суды установили, что АО "Лакталис Восток" 16.04.2018 по ДТ N 10113110/160418/0049834 осуществило ввоз на территорию Российской Федерации молодого сыра Брынза, TM PRESIDENT, Салакис TM Galbani 20 000 000 кг, страна происхождения Республика Сербия.
В графе 33 указанной ДТ декларантом заявлен код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 0406 10 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
В целях предоставления тарифных преференций в отношении данного товара, задекларированного по ДТ 10113110/170418/0049834, обществом представлен на английском языке сертификат о происхождении товара формы СТ-2 от 12.04.2018 N 22047/С1/4150/2018 (бланк 1223428) (далее - Сертификат).
Смоленским таможенным постом (ЦЭД) принято решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 17.04.2018 N 10113110/38-11/157 в части непредставления тарифных преференций в отношении товара, продекларированного по ДТ N 10113110/160418/0049834. В обоснование указанного решения таможня указала, что оригинал сертификата о происхождении товара формы СТ-2 от 12.04.2018 N 22047/С1/4150/2018 (бланк 1223428) оформлен с нарушением Порядка заполнения сертификатов, установленных статьей 12 Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии от 22.07.2011 (далее - Протокол), поскольку в графе 13 Сертификата присутствуют надписи на языке, отличном от английского или русского.
Ссылаясь на то, что решение таможни не соответствует закону, нарушает права и интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
По мнению суда кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В статье 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлены особенности таможенного контроля происхождения товаров.
При проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения (пункт 1).
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2).
В пункте 5 указанной нормы установлено, что происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях: 1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса; 2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров; 3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения; 4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; 5) иные случаи, определяемые Комиссией.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе (далее - правила определения происхождения ввозимых товаров).
В соответствии с частью 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.
Как следует из части 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие цель создание такой зоны, или снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения (статья 38 Закона о таможенном тарифе).
Из положений указанных правовых норм следует, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано "Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией" (далее - Соглашение), к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров (далее - Протокол, Правила).
Согласно статье 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.
Условия предоставления режима свободной торговли определены статьей 8 Правил, в соответствии с которой товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если:
1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;
2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в Приложениях N 1 и 2;
3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;
4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Правил сертификат представляется в таможенные органы страны ввоза на бумажном носителе на английском или русском языках.
Таким образом, предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 11 Правил в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности представленных декларантом документов, последний вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений.
В силу пункта 9 статьи 11 Правил товар не считается происходящим из государств сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация.
Требования и порядок заполнения сертификата формы СТ-2 определены в статье 12 Правил.
В пункте 1 статьи 12 Правил установлено, что Сертификат оформляется в печатном виде на английском или русском языках на бумаге с защитной сеткой или защитным цветовым полем формата А4 (210 x 297 мм) плотностью не менее 25 г/кв. м и изготавливается типографским способом.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 12 Правил в сертификате не допускается использование факсимиле подписей лиц, наличие подчисток, а также исправлений и (или) дополнений, не заверенных уполномоченным органом, удостоверившим сертификат. Исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью уполномоченного лица и печатью уполномоченного органа, удостоверившего сертификат.
В пункте 5 статьи 12 Правил установлены требования к заполнению Сертификата, согласно подпункту 13 которого в графе 13 - "декларация заявителя" ("Declaration by the applicant") указываются страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке (переработке), дата декларирования сведений о стране происхождения товара и проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы заявителя. Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов заявителя от руки или проставление штампом.
В статьей 13 Правил установлены основания для отказа в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства Стороны, которыми являются:
1) нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил;
2) если таможенные органы страны ввоза в течение 3 лет получат от компетентных органов страны вывоза подтвержденные сведения о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован), аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных или неполных документов и (или) сведений;
3) если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявленный при декларировании товар соответствует критериям происхождения, установленным пунктом 1 статьи 8 Правил; основания для отказа в предоставлении режима свободной торговли, предусмотренные в статье 13 Правил, отсутствуют; недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, не выявлена; подлинность представленного обществом сертификата и производство товара в Сербии таможня не оспаривает; предоставленный при декларировании товаров сертификат происхождения по форме СТ-2 от 12.04.2018 N 22047/С1/4150/2018 (бланк 1223428) не содержит противоречий, обеспечивает идентификацию страны происхождения товара; в графе 13 Сертификата указана страна, в которой товар был полностью произведен, дата декларирования сведений о стране происхождения товара и содержится печать заявителя, подпись, фамилия и имя заявителя, при этом указанная информация не является противоречивой или недостоверной; подпись и сведения о фамилии и имени лица, подписавшего Сертификат, идентичны. Уполномоченный орган Республики Сербии осуществил идентификацию заявителя, и контроль предоставленной им информации.
При этом суды учли, что таможенный орган в порядке пункта 2 статьи 314 ТК ЕАЭС и пункта 4 статьи 11 Правил не обращался с соответствующим запросом о подтверждении подлинности сертификата и (или) достоверности содержащихся в нем сведений, а также представлении дополнительных либо уточняющих сведений.
Выводы судов соответствуют материалам дела и не противоречат им. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суды, принимая во внимание отсутствие у таможенного органа иных сомнений и замечаний в достоверности и подлинности сертификата, противоречий с иными представленными заявителем документами, пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Данные выводы также согласуются с выводами, изложенными в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2016 по делу N А36-4468/2016, от 13.09.2017 по делу N А36-11385/2016.
Ссылка таможни на постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 по делу N А40-4689/2017 и от 02.08.2017 по делу N А40-4694/2017 обосновано не приняты судами, поскольку данные судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам (отсутствие подписи заявителя в графе 13 сертификата).
Доводы кассационной жалобы в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и не опровергают их выводы, а указывают на не согласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.10.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 по делу N А62-5175/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявленный при декларировании товар соответствует критериям происхождения, установленным пунктом 1 статьи 8 Правил; основания для отказа в предоставлении режима свободной торговли, предусмотренные в статье 13 Правил, отсутствуют; недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, не выявлена; подлинность представленного обществом сертификата и производство товара в Сербии таможня не оспаривает; предоставленный при декларировании товаров сертификат происхождения по форме СТ-2 от 12.04.2018 N 22047/С1/4150/2018 (бланк 1223428) не содержит противоречий, обеспечивает идентификацию страны происхождения товара; в графе 13 Сертификата указана страна, в которой товар был полностью произведен, дата декларирования сведений о стране происхождения товара и содержится печать заявителя, подпись, фамилия и имя заявителя, при этом указанная информация не является противоречивой или недостоверной; подпись и сведения о фамилии и имени лица, подписавшего Сертификат, идентичны. Уполномоченный орган Республики Сербии осуществил идентификацию заявителя, и контроль предоставленной им информации.
При этом суды учли, что таможенный орган в порядке пункта 2 статьи 314 ТК ЕАЭС и пункта 4 статьи 11 Правил не обращался с соответствующим запросом о подтверждении подлинности сертификата и (или) достоверности содержащихся в нем сведений, а также представлении дополнительных либо уточняющих сведений.
...
Ссылка таможни на постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 по делу N А40-4689/2017 и от 02.08.2017 по делу N А40-4694/2017 обосновано не приняты судами, поскольку данные судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам (отсутствие подписи заявителя в графе 13 сертификата)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 марта 2019 г. N Ф10-621/19 по делу N А62-5175/2018