г. Калуга |
|
14 марта 2019 г. |
Дело N А83-20867/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.03.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Арабаткурортстрой-2007" (ОГРН 1149102134576, ИНН 9102061961, ул. Субхи, д. 2, г. Симферополь, Республика Крым, 295015) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Службы государственного строительного надзора Республики Крым (ОГРН 1149102049678, ИНН 9102029252, ул. Крейзера, д. 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295051) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН 1149102098749, ИНН 9102048470, ул. Горького, д. 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН 1149102017426, ИНН 9102012080, ул. Севастопольская, д. 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Войсковой части 6917 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ОГРН 1147746480705, ИНН 7706809300, ул. Субхи, д. 1, г. Симферополь, Республика Крым, 295015) - Рамазанова Р.Т. - представителя по доверенности от 11.03.2019 N 154,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арабаткурортстрой-2007" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.04.2018 (судья Чумаченко С.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 (судьи Малышева И.А., Привалова А.В., Яковлев А.С.) по делу N А83-20867/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арабаткурортстрой-2007" (далее - заявитель, ООО "Арабаткурортстрой-2007", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными приказов Службы государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Служба) от 24.04.2017 N 9 ПД "О прекращении действия на территории Республики Крым декларации от 09.07.2012 N КР08212113893", от 24.04.2017 N 10 ПД "О прекращении действия на территории Республики Крым декларации от 15.10.2012 N КР 14212190179".
Дело рассматривалось с участием Войсковой части 6917 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Администрации города Симферополя Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением суда от 20.04.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.10.2018, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Войсковой части 6917 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании решения 10 сессии V созыва Симферопольского городского совета от 09.11.2006 N 120 войсковой части N 3009 (далее - в/ч 3009) МВД Украины выдан государственный акт от 21.02.2007 серии ЯЯ N 000809 на право постоянного пользования земельным участком общей площадью 7,0309 га по ул. Субхи, 1 в городе Симферополе для обслуживания казарменно-жилого фонда.
26.09.2006 между Главным управлением внутренних войск МВД Украины, в/ч 3009 Крымского территориального командования внутренних войск МВД Украины и обществом с ограниченной ответственностью "Агросбыт" заключен договор N 194/13-11 на проектирование, реконструкцию и строительство комплекса жилых и нежилых объектов по адресу: г. Симферополь, ул. Субхи, 1.
В соответствии с заключением Комитета по управлению земельными ресурсами Симферопольского городского Совета Автономной Республики Крым от 16.07.2010 N 1722/36-01-18, решением Симферопольского городского Совета Автономной Республики Крым (64 сессии, V созыва) от 23.09.2010 N 1061, решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 11.08.2010 N 2214 утвержден выбор места расположения земельного участка и разрешена разработка проектов землеустройства по отводу земельных участков юридическим и физическим лицам-предпринимателям, а также по изменению целевого назначения земельного участка площадью 0,0795 га по ул. Субхи для строительства комплекса торговых объектов. Юридическим и физическим лицам-предпринимателям разрешено выполнить проекты землеустройства.
На основании четырёхстороннего соглашения от 05.12.2011 N 3/20/1-194/13-11/11/Д3 сторона по договору от 26.09.2006 N 194/13-11 - ООО "Агросбыт" заменена на частное предприятие "Арабаткурортстрой-2007" (далее - ЧП "Арабаткурортстрой-2007").
По акту приема-передачи от 12.01.2012 в/ч 3009 передала ЧП "Арабаткурортстрой-2007" земельный участок, расположенный по адресу: АР Крым, г. Симферополь, ул. Субхи, 1, общей площадью 0,0795 га (государственный акт от 21.02.2007 серии ЯЯ N 000809) для строительства пристроенных нежилых помещений - комплекса торговых объектов.
Государственной архитектурно-строительной инспекцией в Автономной Республике Крым 09.07.2012 зарегистрирована декларация заказчика ЧП "Арабаткурортстрой-2007" N КР 08212113893 о начале выполнения строительных работ "Строительство пристроенных нежилых помещений - комплекса торговых объектов по ул. Субхи, 1 в г. Симферополе", в пункте 14 которой в качестве документа, удостоверяющего право заказчика на земельный участок с кадастровым номером 0110100:00:03:002:0531 площадью 7,0309 га с целевым назначением "коммерческое использование", указан государственный акт на право постоянного пользования участком серия ЯЯ N 000809, выданный Симферопольским городским Управлением земельных ресурсов 21.02.2007.
15.10.2012 Государственной архитектурно-строительной инспекцией в Автономной Республике Крым зарегистрирована декларация заказчика ЧП "Арабаткурортстрой-2007" N КР 14212190179 о готовности объекта к эксплуатации "Строительство пристроенных нежилых помещений - комплекса торговых объектов по ул. Субхи, 1 в г. Симферополе", в пункте 11-1 которой указана аналогичная информация о документе, удостоверяющем право собственности или пользования земельным участком, акт серии ЯЯ N 000809, выданный Симферопольским городским Управлением земельных ресурсов 21.02.2007 на использование земельного участка с кадастровым номером 01 101 000:00:03:002:0531 площадью 7,0309 га.
После вступления Республики Крым в состав Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:22:010302:172 площадью 71 166 кв. м. (категория земель: земли населенных пунктов - обеспечение обороны и безопасности) зарегистрировано за восковой частью 6917 ВВ МВД России (свидетельство о государственной регистрации права от 09.06.2016, запись о регистрации 90-90/016-90/016/976/2016-2242/1).
Частное предприятие "Арабаткурортстрой-2007" было перерегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации 13.12.2014 в одноименное общество с ограниченной ответственностью.
В соответствии с представленными в дело кадастровыми паспортами на здания (сооружения), а также свидетельствами о государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости от 25.02.2016, 26.02.2016 за ООО "Арабаткурортстрой-2007" зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости, построенные на земельном участке, предоставленном войсковой части в постоянное (бессрочное) пользование.
В ходе проверки соблюдения требований градостроительного законодательства, проведенной прокуратурой г. Симферополя в соответствии с заданием прокуратуры Республики Крым от 17.01.2017 по обращению командира войсковой части 6917 от 13.12.2016 N 14/2703, был установлен факт внесения в вышеуказанные декларации о начале выполнения строительных работ и о готовности объекта к эксплуатации недостоверных сведений о документе, удостоверяющем право собственности или пользования земельным участком, на котором велось строительство, поскольку указанный в декларациях акт Симферопольского городского Управления земельных ресурсов от 21.02.2007 серии ЯЯ N 000809 на использование земельного участка с кадастровым номером 01101000:00:03:002:0531 площадью 7,0309 га был выдан не заявителю или его правопредшественнику для использования в коммерческих целях, а войсковой части МВД Украины для обслуживания казарменно-жилого фонда.
По результатам проверки в Службу 28.03.2017 в поступило представление прокурора г. Симферополя от 16.03.2017 N 01-321в-2017 об устранении нарушений градостроительного законодательства, содержащее требование о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, способствовавших им причин и условий, а также требование о прекращении действия декларации начале выполнения строительных работ от 09.07.2012 и декларации о готовности объекта к эксплуатации от 15.10.2012 на территории Республики Крым.
Приказами Службы от 24.04.2017 N 9 "ПД", N 10 "ПД" были прекращены действия на территории Республики Крым декларации от 09.07.2012 N КРО08212113893 о начале выполнения строительных работ и от 15.10.2012 N КР14212190179 о готовности объекта к эксплуатации по объекту "Строительство пристроенных нежилых помещений - комплекса торговых объектов по ул. Субхи, 1 в г. Симферополе".
Посчитав данные приказы незаконными, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования градостроительных, земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым урегулированы Законом Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" (далее - Закон N 67-ЗРК/2015).
Разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора (пункт 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым").
В соответствии с пунктом 4.39 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 N 169 (далее - Положение N 169), Служба в случае выявления недостоверных сведений в документах, несоответствия документов требованиям законодательства, действовавшего на дату их регистрации или выдачи, имеет право прекращать действие на территории Республики Крым уведомлений и деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ, регистрация и выдача которых осуществлена Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины и ее территориальным органом - Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым.
Основанием прекращения действия декларации является не любая недостоверность сведений содержащихся в ней, данный факт должен быть установлен документально с указанием на несоответствие документов требованиям законодательства, действовавшего на дату ее регистрации.
На момент регистрации деклараций от 09.07.2012 и от 15.10.2012 о начале осуществления строительных работ и о готовности объекта к эксплуатации порядок начала выполнения строительных работ и ввода объекта в эксплуатацию был установлен положениями статей 34, 39 Закона Украины 17.02.2011 N 3038-VI "О регулировании градостроительной деятельности", постановлением Кабинета министров Украины от 13.04.2011 N 466, которым утвержден Порядок выполнения подготовительных и строительных работ (далее- Порядок N 466), а также постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 N 461, которым утвержден Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, определяющий процедуру принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов (далее - Порядок N 461).
Пунктом 16 Порядка N 466, а также пунктом 19 Порядка N 461 был введен уведомительный порядок регистрации деклараций о начале осуществления строительных работ и о готовности объекта к эксплуатации, а также установлена ответственность заказчика за полноту и достоверность данных, указанных в соответствующих декларациях о начале выполнения строительных работ и о готовности объекта к эксплуатации.
Частью 1 статьи 376 Гражданского кодекса Украины было предусмотрено, что жилой дом, здание, сооружение или другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этих целей.
Статьями 82, 93 Земельного кодекса Украины, статьями 14, 15 Закона Украины от 6 октября 1998 года N 161-XIV "Об аренде земли" определялось, что условием для начала строительства и ввода объекта в эксплуатацию являлось наличие права (собственности, аренды) на земельный участок, предоставленный для указанных целей.
В декларации о начале выполнения строительных работ от 09.07.2012 и декларации о готовности объекта к эксплуатации от 15.10.2012 в качестве документа, удостоверяющего право заказчика на земельный участок с кадастровым номером 01101000:00:03:002:0531 площадью 7,0309 га с целевым назначением "коммерческое использование", указан государственный акт на право постоянного пользования участком серии ЯЯ N 000809, выданный Симферопольским городским Управлением земельных ресурсов 21.02.2007.
Доказательств формирования земельного участка площадью 0,0795 га, расположенного по адресу: АР Крым, г. Симферополь, ул. Субхи, 1, для строительства комплекса торговых объектов, установления его границ и координат, вида разрешенного использования земельного участка, предоставления Обществу этого земельного участка для строительства, в соответствии с вышеуказанным законодательством Украины, заявителем не представлено.
Данные обстоятельства Обществом и не оспариваются, что следует из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Обжалуя принятые по делу судебные акты, Общество не приводит каких-либо доводов, которые не были проверены судами первой и апелляционной инстанций и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку его законности и обоснованности, либо опровергали выводы судов.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела документов, пришли в соответствии с вышеприведенными нормами права к мотивированному выводу о том, что заявленные Обществом требования не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы, сводящиеся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций относительно установленных обстоятельств спора, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку направлены на их переоценку, что в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судами доказательств по делу суд кассационной инстанции не усматривает.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2016 N 305-ЭС16-7224 по делу N А40-26249/2015, вопросы факта устанавливаются судами первой и апелляционной инстанций в пределах полномочий, предоставленных им Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, на основании исследования и оценки представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательств.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Кроме того, как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 300-КГ18-16152 по делу N СИП-515/2017, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.04.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 по делу N А83-20867/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арабаткурортстрой-2007" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.04.2018 (судья Чумаченко С.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2018 (судьи Малышева И.А., Привалова А.В., Яковлев А.С.) по делу N А83-20867/2017,
...
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования градостроительных, земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 марта 2019 г. N Ф10-101/19 по делу N А83-20867/2017