г.Калуга |
|
19 марта 2019 г. |
Дело N А08-15966/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Елагиной О.К., Шильненковой М.В., |
|
|
при ведении протокола помощником судьи: |
Жаркиной М.А., |
при участии в судебном заседании: |
|
от ЗАО "Строительный центр": |
представителей Княгиницкой Н.Я. по доверенности от 12.02.2019, Колесника Е.П., директора на основании паспорта, |
от ООО "УК "Зеленый Лог": |
представителей Кириченко М.М. по доверенности от 01.07.2016, Дегтярева В.П., директора на основании паспорта, |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленый Лог" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.08.2018 (судья Танделова З.М.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2018 (судьи Маховая Е.В., Мокроусова Л.М., Серегина Л.А.) по делу N А08-15966/2017,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Стройцентр" (ИНН 3128032361, ОГРН 1023102359170; далее - ЗАО "Стройцентр", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленый Лог" (ИНН 3128111775, ОГРН 1163123057118; далее - ООО УК "Зеленый Лог", ответчик) о взыскании 486 597 руб. задолженности по оплате за потребленную горячую воду по договору горячего водоснабжения N 2/Сев-16 от 01.06.2016 за ноябрь и декабрь 2016 года, 1 907 723 руб. задолженности по оплате за потребленную горячую воду по договору горячего водоснабжения N 2/Сев-17 от 01.01.2017 за период с января по ноябрь 2017 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 24.08.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2018, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ООО "УК "Зеленый Лог" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что объем потребленного коммунального ресурса не должен определяться на основании показаний прибора учета, а определение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, противоречит положениям действующего законодательства.
Представители ООО "УК "Зеленый Лог" в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Представители ЗАО "Строительный центр", считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражали против удовлетворения жалобы.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций судебных актов, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.07.2016 между ЗАО "Стройцентр" (теплоснабжающая организация) и ООО "УК "Зеленый Лог" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения N 2/Сев-16 со сроком действия до 31.12.2016 и 01.01.2017 - договор горячего водоснабжения N 2/Сев-17 со сроком действия до 31.12.2017 с условием о пролонгации на тот же срок.
Согласно пункту 1.1 договоров теплоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду от котельных установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенным договорами, а абонент обязался оплачивать принятую горячую воду, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Пунктом 5.4 договоров предусмотрено, что приборы учета тепловой энергии на системах ГВС определяют объем потребленной горячей воды (м3) и количество тепловой энергии (Гкал) в составе горячей воды, израсходованной для ее нагрева.
Ежемесячно в посуточных ведомостях учета автоматически отражается объем теплоносителя (горячей воды на начало и конец периода учета), а также количество энергии (Гкал) израсходованное на нагрев за этот же период.
В соответствии с пунктом 3.1 договоров оплата осуществляется абонентом, собственниками помещений многоквартирных домов согласно решению общего собрания по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования N 406) и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Тарифы на горячую воду для населения, состоящие из двух показателей: компонента на холодную воду, руб./м3 и компонента на тепловую энергию, руб./Гкал., установлены: на 2016 год - Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Приказом N 29/69 от 17.12.2015 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО "Строительный центр" потребителям микрорайона Северный Старооскольского городского округа Белгородской области, на 2016 год" и на 2017 год - Приказом N 26/41 от 20.12.2016 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО "Строительный центр" потребителям микрорайона Северный Старооскольского городского округа Белгородской области, на 2017 год".
Подпунктами "д" пункта 4.3 и пунктом 3.3 договоров предусмотрено, что ООО "УК "Зеленый Лог" обязано производить расчет за потребленную горячую воду до 15 числа месяца, следующего за расчетным. Оплата считается произведенной после зачисления денежных средств на расчетный счет ЗАО "Стройцентр".
В пункте 3.4 договоров согласовано подписание актов сверки взаимных расчетов 1 раз в квартал. Срок подписания актов установлен в течение 3 (трех) рабочих дней с даты его получения второй стороной. В случае неполучения подписанного акта сверки либо возражений по нему в течение 10 рабочих дней после направления второй стороне, акт считается согласованным сторонами, а услуги принятыми надлежащего качества и количества.
05.12.2017 истец направил ООО "УК "Зеленый Лог" акт выполненных работ, расчет начислений, счет на оплату за ноябрь 2017 года и общий акт сверки взаимных расчетов по договорам горячего водоснабжения по состоянию на 30.11.2017 (получены ответчиком 15.12.2017).
Задолженность образовалась по жилым домам N N 4, 6, 13, 15, 27 мкр. Северный, г. Старый Оскол за период с 26.12.2016 по 25.11.2017; по жилым домам NN 30, 31, 32 мкр. Северный, г. Старый Оскол за период с 26.05.2017 по 25.11.2017 в соответствии с показаниями прибора учета (счетчика) N 16038454, установленного в котельной N 6 по адресу: мкр. Северный дом N 30, что подтверждается актом о принятии в коммерческий учет прибора учета от 26.05.2017; по жилым домам NN 26, 33, 34 мкр. Северный, г. Старый Оскол за период с 26.05.2017 по 25.11.2017 в соответствии с показаниями прибора учета (счетчика) N 16039999, установленного в котельной N 5 по адресу: мкр. Северный дом N 33, что подтверждается актом о принятии в коммерческий учет прибора учета от 26.05.2017; по жилым домам N 26 и N 34 мкр. Северный, г. Старый Оскол за период с 25.10.2016 по 25.05.2017 по теплосчетчикам N 1555221 и N 1554797 соответственно, которые выведены из коммерческого учета для плановой проверки (акты осмотра узла учета тепловой энергии у потребителя от 26.05.2017) и не прошли поверку.
Ссылаясь на неисполнение ООО "УК "Зеленый Лог" принятых по договору обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса, ЗАО "Строительный центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2012 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), принимая во внимание отсутствие иного обоснованного способа расчета в отсутствие утвержденного норматива, суды пришли к выводу о соответствии произведенного истцом расчета стоимости горячей воды установленному Правилами N 354 порядку определения количества тепловой энергии, использованной на подогрев воды, в связи с чем удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Как установлено судами, поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ответчика, решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не принималось, соответствующего уведомления в адрес ЗАО "Стройцентр" не поступало, то предъявление исполнителю коммунальных услуг к оплате разницы между объемом коммунального ресурса (горячего водоснабжения), поставленного в многоквартирные дома и зафиксированного общедомовыми приборами учета и объемами коммунальных услуг на индивидуальное потребление и ОДН определенными в соответствии с нормами жилищного законодательства (сверхнормативный ОДН), соответствует нормам права.
Поскольку ООО УК "Зеленый Лог" длительное время не исполняло принятые на себя обязательства по обеспечению учета количества получаемой коммунальной услуги в многоквартирных жилых домах в соответствии с условиями договоров (подп. "в" п. 4.3), ЗАО "Стройцентр", руководствуясь положениями Правил N 1034 установило приборы учета за свой счет на своих сетях в целях организации коммерческого учета поставленного управляющей организации коммунального ресурса, контрольные показания которых применяются для проведения расчетов стоимости поставленных коммунальных услуг за расчетный месяц.
Снятие контрольных показаний приборов учета, установленных в жилых домах, обслуживаемых ответчиком, и на сетях ЗАО "Стройцентр" производится ежемесячно с уведомлением представителей ООО УК "Зеленый Лог"; представителями сторон подписываются Ведомости учета параметров теплопотребления, либо Карточки регистрации параметров на узле учета тепловой энергии ГВС теплоснабжающей организации (по приборам учета, установленным на сетях ЗАО "Стройцентр" - в котельной) с обязательным указанием периода, за который происходит фиксация параметров теплопотребления.
Как усматривается из материалов дела, между сторонами возникли разногласия относительно порядка определения объема коммунального ресурса (горячей воды), потребленного многоквартирными домами, находящимися в управлении ответчика.
Расчет стоимости горячей воды, поставляемой ЗАО "Стройцентр" по договору горячего водоснабжения N 2/Сев-17 от 01.01.2017 ООО "УК "Зеленый Лог" на содержание общего имущества, в спорный период произведен истцом как разница между объемом потребленного ресурса, определенного по показаниям приборов учета (ОПУ) и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета, а также объемом коммунальных услуг, определенным за расчетный период в помещениях не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, утвержденного для ЗАО "Строительный центр" Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Приказом N 26/41 от 20.12.2016. Расчет норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, равно как и расчет ЗАО "Стройцентр" количества тепловой энергии (Гкал), использованной на подогрев 1 м3 воды производится путем деления количества тепловой энергии (Гкал), содержащейся в горячей воде по показаниям общедомового прибора учета за расчетный месяц на количество горячей воды, потребленной домом согласно показаниям общедомового прибора учета за расчетный месяц. Полученное таким образом количество тепловой энергии (Гкал) использованной на подогрев 1 м3 воды, умножается на объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды (У°дн) для получения Q°OT по формуле 24.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях расчета между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг подлежит применению, в том числе двухкомпонентный тариф на горячую воду, установленный регулирующим органом.
Разделом VII приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении, и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Изложенный порядок не противоречит Правилам N 124, а также части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающий применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Изложенное согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, а также в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548, от 22.05.2018 N 309-ЭС18-545, от 11.07.2018 N 305-ЭС18-3486, от 18.07.2018 N 308-ЭС18-3663.
В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по формулам 23 и 24 Правил N 354 определяется в зависимости от потребленного за расчетный период объема горячей воды, определенного по показаниям приборов учета при их наличии. Тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, так как коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирного дома является горячая вода.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
В Письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670 срок утверждения указанного норматива продлен до 01.01.2020.
Применительно к рассматриваемому спору соответствующий норматив утвержден не был.
Между тем, правовая неопределенность в данном вопросе, а именно отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды, не должна приводить к нарушению прав управляющей организации, отвечающей перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население).
При этом, при рассмотрении дела суд может учесть консультации специалистов, материалы тарифного дела, исходя из которых устанавливалась регулируемая цена, принять во внимание выводы, содержащиеся в судебных актах по делам, при рассмотрении которых уже определялась стоимость того же ресурса, поставленного тем же лицом за тот же регулируемый период, а также назначить в соответствии с процессуальным законодательством судебную экспертизу.
Поскольку суды не исследовали надлежащим образом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, дать оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, с соблюдением требований статей 65, 71 АПК РФ, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела и с учетом установленного разрешить спор.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.08.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2018 по делу N А08-15966/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670 срок утверждения указанного норматива продлен до 01.01.2020."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 марта 2019 г. N Ф10-528/19 по делу N А08-15966/2017