г.Калуга |
|
25 марта 2019 г. |
Дело N А84-1515/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" (г.Севастополь, ул.Михайловская, д.13"А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (г.Севастополь, ул.Ленина, д.2): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГУП г.Севастополя "УК "Север" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.09.2018 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 (судьи Малышева И.А., Голик В.С., Градова О.Г.) по делу N А84-1515/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания "Север" (далее - заявитель, предприятие, ГУПС "УК "Север") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Главному управлению государственного жилищного надзора города Севастополя о признании незаконным и отмене предписания N 20.10- 10-ВЗ/18/187- ПР от 07.03.2018.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.09.2018 в удовлетворении требований предприятия отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.09.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением ГУП г.Севастополя "УК "Север" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт указав, что протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 74 но ул.Севастопольская в с.Верхнесадовое от 12.07.2016, собственники жилых помещений реализовали свое право по выбору способа управления многоквартирным домом, выбрав непосредственный способ управления многоквартирным домом. Заявитель оказывал услуги по обслуживанию общего имущества в спорном МКД в период с 01.09.2016 по 31.01.2018 на основании решения собственников помещений от 12.07.2016, плата начислялась на основании агентского договора на оказание услуг по начислению и организации сбора платы с населения за предоставленные жилищные услуги N 31604467319 от 30.12.2016. С 01.02.2018 многоквартирный дом предприятием не обслуживается, о чем уведомлены собственники помещений; оплата услуг ГУПС "УК "Север" собственникам многоквартирного дома не начисляется, о чём направленно письмо ГУПС "ЕИРЦ" от 24.01.2018 N 212. Вся техническая документация и ключи, переданы Михалевой Л.Е. Поскольку управление многоквартирным жилым домом не осуществлялось, оснований для лицензионного контроля не имелось, проверка в порядке государственного жилищного надзора не проводилась.
Административный орган в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Стороны представителей в судебное заседание не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, установлено судами, в связи с обращениями жильцов по распоряжению Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя от 16.02.2018 N 20.10-10-ВЗ/18/145 в отношении ГУПС "УК "Север" проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению лицензионных требований, в ходе которой установлены факты ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества собственников вышеуказанного многоквартирного дома, а именно, выявлено, что имеются разрушения бетонного основания и оголение железной арматуры на штатно установленном бетонном козырьке над балконом квартиры N 22 многоквартирного дома N 74 по ул.Севастопольской в с.Верхне-Садовое, что квалифицировано как нарушение обязательных требований в части надлежащего содержания и ремонта общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома, установленных пунктами 4.2.4.1, 4.2.4.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации но строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), о чем составлен акт проверки от N 20.10- 10-ВЗ/18/187-П, в котором отражены выявленные при проведении проверки нарушения обязательных требований.
При проведении проверки присутствовал главный инженер ГУПС "УК "Север" - Гальцова И.И.
По итогам проверки Госжилнадзором Севастополя ГУПС "УК "Север" выдано предписание от 07.03.2018 N 20.10-10-ВЗ/18/187-ПР с требованием в срок до 09.04.2018 осуществить перечень мероприятий с целью устранения нарушений обязательных требований в части надлежащего содержания и ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 74 по ул.Севастопольской в с.Верхне-Садовое, выявленных в ходе проведения внеплановой выездной проверки, а именно: выполнить ремонтные работы козырька над балконом квартиры N 22.
Предписание направлено заявителю и получено 15.03.2018 согласно штампу на копии предписания, приобщенной к материалам дела.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в Арбитражный суд города Севастополя в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.09.2018 в удовлетворении требований отказано, постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 решение оставлено без изменений.
Суды указали, что бездействие предприятия как лица, осуществляющего управление многоквартирными домами на основании лицензии, подтверждено материалами дела.
Не согласившись с решением и постановлением ГУП г.Севастополя "УК "Север" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица 17.02.2015 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Нахимовскому району г.Севастополя, основным видом деятельности заявителя является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код ОКВЭД 68.32).
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (пункт 51). В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Общество такой лицензией от 10.03.2017 N 123 располагает.
На основании части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
ГУПС "УК "Север" осуществляет эксплуатацию и содержание многоквартирного дома N 74 по улице Севастопольская с.Верхне-Садовое в г.Севастополе на основании распоряжения Правительства города Севастополя N 89-РП от 26.02.2015 "Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя".
Согласно указанному распоряжению в связи с необходимостью осуществления надлежащей эксплуатации и содержания многоквартирных домов на территории города Севастополя, руководствуясь Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Уставом города Севастополя Правительство города определило зоны обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя до заключения договоров управления по результатам проведения Правительством Севастополя открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы, либо до даты реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своего права на выбор способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, как верно установлено судами заявитель, независимо от включения или невключения спорного дома в перечень домов, находящихся в управлении общества, при наличии соответствующей лицензии осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 74 по улице Севастопольская с.Верхне-Садовое в г.Севастополе. Данных о том, что спорный дом включён в перечень домов, находящихся в управлении иной управляющей компании не имеется.
В этой связи доводы кассационной жалобы о том, что в отношении него мог осуществляться государственный жилищный надзор с получением согласования органа прокуратуры, но не внеплановая проверка на соответствие лицензионным требованиям, правомерно отклонены судами со ссылкой на части 4.2 и 7 статьи 20 ЖК РФ.
Довод кассационной жалобы общества о том, что с 01.09.2016 деятельность по управлению данным домом им не осуществляется в силу принятия собственниками на общем собрании 12.07.2016 решения о выборе способа управления домом в виде непосредственного управления собственниками получил надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен.
В силу статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени. Договоры, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены указанными собственниками в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, решение о выборе способа управления домом должно быть не только принято, но и реализовано. Вместе с тем безусловных доказательств того, что решение собственников спорного дома, оформленное протоколом от 12.07.2016 было реализовано, судами по материалам дела не установлено, договор на обслуживание дома между ГУПС "УК "Север" и собственниками дома в материалы дела не представлялся, сведений о размещении указанного договора в информационной системе не имеется.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании (в редакции, действовавшей по состоянию на дату проведения проверки и вынесения предписания) лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являлись: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Следовательно, к лицензионным требованиям отнесено соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктами "а", "б" пункта 10, "а", "в", "з" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, в которых перечислено, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Пунктом 4.2.4.1. указанных Правил N 170 установлено, что работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий.
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
При этом работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов балконов включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (пункт 7 приложения N 7 Правил N 170), что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10.
Как установлено судами, административным органом при визуальном обследовании многоквартирного дома N 74 по ул.Севастопольской в с.Верхне-Садовое (акт визуального осмотра от 07.03.2018 том, 1 л.д.83), в ходе осмотра выявлены разрушения бетонного основания и оголение железной арматуры на штатно установленном бетонном козырьке над балконом квартиры N 22 многоквартирного дома N 74 по ул.Севастопольской в с.Верхне-Садовое.
При таких обстоятельствах административным органом правомерно выдано предписание об устранении выявленных нарушений именно в адрес ГУПС "УК "Север" по результатам лицензионного контроля.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленного предприятием требования, признав оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.09.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 по делу N А84-1515/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 марта 2019 г. N Ф10-396/19 по делу N А84-1515/2018