г.Калуга |
|
28 марта 2019 г. |
Дело N А48-4181/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г. Смирнова В.И. |
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Санадез-Профи": Мнацаканян А.Г. по доверенности от 12.03.2019 N 12, Мишина Ю.Б. по доверенности от 12.03.2019 N 14, Ванденжан И.С. по доверенности от 12.03.2019 N 13,
от Администрации города Орла: не явились, извещены надлежаще,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области: не явились, извещены надлежаще,
от общества с ограниченной ответственностью "Служба санитарной оценки объектов": не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Санадез-Профи" на решение Арбитражного суда Орловской области от 09.08.2018 (судья Клименко Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 (судьи Семенюта Е.А., Малина Е.В., Протасов А.И.) по делу N А48-4181/2018,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Орла (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Управление, УФАС по Орловской области, антимонопольный орган) о признании незаконным решения и предписания N 159-18/03 ТЖ от 11.05.2018.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц - ООО "Служба санитарной оценки объектов", ООО "Санадез-Профи".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.08.2018 заявленные требования администрации удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 решение суда области оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "Санадез-Профи" - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными, ООО "Санадез-Профи" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
До судебного заседания от антимонопольного органа поступил отзыв, в котором поддерживается позиция подателя кассационной жалобы. Также заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя антимонопольного органа.
Администрация также направила письменный мотивированный отзыв, в котором просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Санадез-Профи" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru администрацией было размещено извещение о проведении электронного аукциона 0154300014618000286, а также документация об электронном аукционе N ЭА190/18.
Объект закупки: "Оказание услуги по дезинсекционной обработке подвалов многоквартирных домов, находящихся на управлении МУП ЖРЭП (Заказчик)".
В извещении о проведении электронного аукциона в пунктах 2.1, 3.2.2 раздела III документации об аукционе было установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")"; лицензия на осуществление медицинской деятельности включая услуги по дезинфектологии.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0154300014618000286-1 от 19 апреля 2018 года аукционной комиссией заказчика к участию в аукционе допущены заявки с порядковыми номерами N 1 (ООО "Служба санитарной оценки объектов") и N 2 (ООО "Санадез-Профи"), соответствующие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией участники аукциона и вторые части заявок на участие в аукционе были признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.
При этом во исполнение требований документации об электронном аукционе о наличии лицензии, участниками аукциона были представлены следующие документы:
1) участником аукциона N 1 - ООО "Служба санитарной оценки объектов" представлена копия лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по дезинфектологии, при оказании первичной специализированной медико - санитарной помощи в амбулаторных условиях по эпидемиологии от 19.02.2018 N ЛО-69-01-002129;
2) участником аукциона N 2 - ООО "Санадез-Профи" представлена копия лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по дезинфектологии, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условия по дезинфектологии, организации здравоохранения и общественному порядку от 20.05.2014 N ЛО-32-01-000849.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0154300014618000286-3 от 24 апреля 2018 года победителем аукциона признано ООО "Служба санитарной оценки объектов" (заявка N 1).
ООО "Санадез-Профи" обратилось в Орловское УФАС с жалобой на действия аукционной комиссии (заказчика) при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 11.05.2018 по делу N 159-18/03 антимонопольный орган признал аукционную комиссию заказчика (Администрации) нарушившей требования пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании пункта 4 указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 11 мая 2018 года N 159-18/03 ТЖ об устранении аукционной комиссией заказчика выявленных нарушений.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, верно применив совокупность положений статей 198-201 АПК РФ, удовлетворили заявленные требования, обоснованно учитывая следующее.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно пункту 9 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Основанием для вынесения УФАС по Орловской области оспариваемого решения послужили выводы антимонопольного органа о несоответствии заявки требованиям аукционной документации из-за отсутствия у ООО "Служба санитарной оценки объектов" лицензии по дезинфектологии.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 указанного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 указанного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 указанной статьи, не допускается.
Как указали суды, обстоятельства дела свидетельствуют, что заказчик в документации в информационной карте аукциона установил требования к участникам аукциона, а именно: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"): лицензия на осуществление медицинской деятельности, включая услуги по дезинфектологии.
Следует обратить внимание, что включение в состав аукционной документации требования о наличии у участника аукциона лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, в полном объеме согласуется с соответствующими выводами антимонопольного органа, сторон настоящего спора и складывающейся судебной практики.
Тем не менее, в данном случае вопрос поставлен не об отсутствии лицензии как таковой, а о том, насколько представленная ООО "Служба санитарной оценки объектов" лицензия является "полной" для осуществления соответствующей медицинской деятельности применительно к предмету закупки.
Исследуя данный вопрос, суды первой и апелляционной инстанции, обоснованно учитывали следующее.
Информационная карта никаких иных требований (иначе как само наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291: лицензия на осуществление медицинской деятельности, включая услуги по дезинфектологии), относительно отдельных положений лицензий на осуществление медицинской деятельности, включая услуги по дезинфектологии, не содержала.
Тем не менее, проверяя повторяющийся довод ООО "Санадез-Профи" о том, что указание в представленной ООО "Служба санитарной оценки объектов" лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии исключительно при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, является недостаточным, не соответствующим требованиям закупочной документации, суды принимали во внимание следующее.
Наименование объекта закупки, как это следует из Раздела III Информационной карты, "Оказание услуг по дезинсекционной обработке подвалов многоквартирных домов, находящихся на управлении МУП ЖРЭП (Заказчик)".
В соответствии с классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14 мая 1996 г., дезинфекция, дезинсекция, дератизация отнесена к группе "Дезинфектология".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
Указанное постановление Правительства Российской Федерации содержит перечень работ (услуг) по медицинской деятельности, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Данный перечень работ (услуг) по медицинской деятельности включает в себя работы (услуги) по дезинфектологии.
Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2013 г. N 121н (далее -Требования)
Судами детально проанализированы положения пунктов 2,3 Требований.
Сопоставляя приведенные требования нормативных актов, содержание лицензии участников с положениями аукционной документации, суды первой и апелляционной инстанции указали, следующее.
В соответствии с положениями документации об аукционе оказание услуг по дезинсекционной обработке подвалов многоквартирных домов, находящихся на управлении МУП ЖРЭП (Заказчик), должны осуществляться исполнителем согласно санитарно-эпидемиологических правилам СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", введенным в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 09.06.2013 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03).
Дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.
Пункт 3.8.1. СП 3.5.1378-03 устанавливает, что дезинсекция включает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе.
Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 N 707н к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности "Дезинфектология" установлены следующие квалификационные требования: уровень профессионального образования - высшее образование по специальности "Медико-профилактическое дело", подготовка в ординатуре по специальности "Дезинфектология"; дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Дезинфектология" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Эпидемиология".
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н установлены требования к квалификации "Инструкторов дезинфекторов" и "Медицинских дезинфекторов". Последние осуществляют свою деятельность под руководством врача-дезинфектолога. При этом, на должность "Инструктора дезинфектора" назначается работник, имеющий среднее профессиональное (медицинское) образование по специальности "Медико-профилактическое дело" и сертификат специалиста "Дезинфекционное дело" без предъявления требований к стажу работы; на должность "Медицинский дезинфектор" назначается работник, имеющий среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.
Одновременно, пунктом 2.20 СП 3.5.1378-03 установлено требование к организации дезинфекционной деятельности, а именно: лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, проходят профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что в соответствии с действующим законодательством для осуществления дезинфекционной деятельности юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "дезинфектологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.
Как усматривается из материалов дела и было принято во внимание судами, заказчик предпринимал попытки для уяснения фактического содержания лицензии, выданной ООО "Служба санитарной оценки объектов".
В частности, из разъяснений Министерства здравоохранения Тверской области, которое выдало ООО "Служба санитарной оценки объектов" лицензию от 19.02.2018 N ЛО-69-01-002129 на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по дезинфектологии, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условия по эпидемиологии следует, что данная лицензия от 19.02.2018 N ЛО-69-01-002129 выдана в соответствии с действующим законодательством.
Это означает, что ООО "Служба санитарной оценки объектов" проверена компетентным органом на предмет наличия в штате специалистов с необходимым медицинским образованием для осуществления медицинской деятельности по "дезинфектологии".
При обстоятельствах настоящего спора, важным является уяснение полномочий аукционной комиссии при проверке содержания представленных лицензий, в том числе, их полноты и достаточности для оказания услуг, являющихся предметом закупки.
В рассматриваемом случае представители администрации неоднократно указывали, что в документации об электронном аукционе требование о необходимости представить лицензию на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии при оказании первичной доврачебной или первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях установлено не было. Лицензированию же подлежит медицинская деятельность, включая осуществление конкретных видов деятельности, в том числе, работы (услуги) по дезинфектологии; при этом каждый из видов оказываемых услуг указываются в лицензии.
Учитывая, что обе заявки содержали лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая услуги по дезинфектологии, аукционная комиссии признала вторые части заявки на участие в аукционе соответствующими требованиям документации об аукционе.
В этой связи, суд округа поддерживает выводы судов о том, что комиссия действовала обоснованно, не выходя за пределы своих полномочий, и не допуская самостоятельной оценки законности документации, а также выданных участникам лицензий.
Коллегия полагает необходимым обратить внимание на выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении, при тех обстоятельствах, как они были установлены и исследованы при рассмотрении жалобы ООО "Санадез-Профи".
Делая вывод об отсутствии лицензии по деизинфектологии у участника N 1, антимонопольный орган предварительно заключил, что при оказании услуг по дезинсекционной обработке необходимо наличие лицензии, в том числе при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии.
При этом никакого анализа тому, по какой причине представленная лицензия на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по дезинфектологии не является достаточной - не приведено. Фактически с учетом ранее приведенных положений СП 3.5.1378-03, Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 N 707н, как следует из позиции заявителя кассационной жалобы, спорным представляется вопрос о наличии в штате ООО "Служба санитарной оценки объектов" врача-дезинфектолога, который осуществляет руководство инструкторами дезинфекторами и медицинскими дезинфекторами.
Тем не менее, данные обстоятельства никем не исследовались, и довод носит исключительно предположительный характер, учитывая, в том числе, наличие у ООО "Служба санитарной оценки объектов" лицензии при оказании первичной специализированной медико - санитарной помощи в амбулаторных условиях по эпидемиологии и предъявляемые к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности "Дезинфектология" квалификационных требований: дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Дезинфектология" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Эпидемиология".
Кроме того, следует отметить, что в случае неясности положений аукционной документации, заинтересованное лицо вправе обратиться за разъяснением данной документации. Однако, данным правом никто из участников не воспользовался.
В этой связи, с учетом обстоятельств конкретного спора, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов об отсутствии у заказчика оснований для признания заявки ООО "Служба санитарной оценки объектов" не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражных судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 09.08.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 по делу N А48-4181/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Делая вывод об отсутствии лицензии по деизинфектологии у участника N 1, антимонопольный орган предварительно заключил, что при оказании услуг по дезинсекционной обработке необходимо наличие лицензии, в том числе при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: дезинфектологии.
При этом никакого анализа тому, по какой причине представленная лицензия на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по дезинфектологии не является достаточной - не приведено. Фактически с учетом ранее приведенных положений СП 3.5.1378-03, Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 N 707н, как следует из позиции заявителя кассационной жалобы, спорным представляется вопрос о наличии в штате ООО "Служба санитарной оценки объектов" врача-дезинфектолога, который осуществляет руководство инструкторами дезинфекторами и медицинскими дезинфекторами."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 марта 2019 г. N Ф10-606/19 по делу N А48-4181/2018