город Калуга |
|
29 марта 2019 г. |
Дело N А35-1132/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2019 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 29 марта 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
||||
судей |
Сорокиной И.В., Циплякова В.В., |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от заявителя жалобы: от иных участвующих в деле лиц: |
не явился, извещен надлежаще; не явились, извещены надлежаще; |
||||
|
|
||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Горяйновой Екатерины Васильевны на решение Арбитражного суда Курской области от 04.09.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 по делу N А35-1132/2018
УСТАНОВИЛ:
Администрация Поныровского района Курской области (далее - Администрация, истец), уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявленные требования, обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Горяйновой Екатерине Васильевне (далее - ИП Горяйнова Е.В., ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 10.10.2011 N 76 в сумме 412 345,78 руб., пени в сумме 71 538,67 руб., всего 483 884,45 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 04.09.2018 (судья Васильев П.П.) исковые требования Администрации Поныровского района Курской области удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 (судьи: Кораблева Г.Н., Щербатых Е.Ю., Ушакова И.В.) решение суда области оставлено без изменений.
Полагая решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, предприниматель (далее - заявитель) обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд области.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что судами обеих инстанций к рассматриваемым правоотношениям не был применен п.п. в) пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о дате и месте судебного разбирательства, явку уполномоченных представителей не обеспечили. Ходатайствами просят суд рассмотреть жалобу в их отсутствие. Дело рассмотрено без участия участвующих в деле лиц в порядке, предусмотренном ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 10.10.2011 на основании постановления Администрации Поныровского района Курской области от 10.10.2011 N 687 "О предоставлении в аренду земельного участка для ведения садоводства" между Администрацией Поныровского района Курской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Фоса Групп" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 76, в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:18:050101:212, расположенный по адресу: Курская область, Поныровский район, 2-Поныровский сельсовет, с. 2-Поныри, для ведения садоводства (далее - земельный участок) в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 313 416 кв.м. (далее - договор аренды).
Срок аренды участка устанавливается с 10.10.2011 по 08.10.2031 (пункт 2.1. договора). Государственная регистрация договора проведена в установленном законом порядке 30.01.2012. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 10.10.2011 без претензий.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Фоса Групп" (арендатор) и ИП Горяйновой Е.В. (новый арендатор) 08.02.2012 заключен договор переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, согласно пункту 1.1. которого арендатор с согласия арендодателя обязался передать новому арендатору права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка, заключенным между арендатором и арендодателем N 76 от 10.10.2011, а новый арендатор обязался принять переданные ему права и обязанности. По акту приема-передачи от 08.02.2012 общество передало земельный участок ИП Горяйновой Е.В. без претензий.
Согласно пунктам 3.2., 3.3., 3.4 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально в срок до 10 числа последнего месяца квартала. Размер арендной платы устанавливается в соответствии с решением Представительного Собрания Поныровского района. Исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору, которые являются неотъемлемой частью договора (приложение N 1), и заключается ежегодно в течение срока действия договора аренды. Размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно дополнительным соглашениям от 30.01.2014, 30.01.2015, 03.03.2016, 11.01.2017 к договору аренды годовой размер арендной платы за пользование земельным участком в период с 2014 по 2017 годы составил 117 813,07 руб., рассчитан как произведение кадастровой стоимости земельного участка (5 610 146,40 руб.) и базового размера годовой арендной платы (0,021 % от кадастровой стоимости). Арендная плата вносится один раз в квартал каждого года: 10.03 - 29 453,27 руб., 10.06. - 29 453,27 руб., 10.09 - 29 453,27 руб., 10.12 - 29 453,27 руб.
Ответчик обязательство по внесению арендной платы в сроки, установленные договором, в период с января 2015 года по июнь 2018 года не исполнил.
Претензией N 3262 от 07.11.2017 Администрация обратилась к ответчику с требованием погасить образовавшуюся по договору задолженность в срок до 20.11.2017. Ответчик претензию истца не исполнил.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение арендатором обязанностей по внесению арендной платы, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По мнению суда округа, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций в полном объеме исследовали представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и, руководствуясь положениями статей 309, 310, 614, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований, при этом обоснованно исходили из следующего.
Согласно действующей с 01.03.2015 статье 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В пунктах 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу ЗК РФ, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Поскольку в рассматриваемом случае договор аренды земельного участка заключен после вступления в силу ЗК РФ, суды обеих инстанций сделали верный вывод о том, что арендная плата, подлежащая уплате в Курской области, по договорам является регулируемой.
Закон Курской области 28.12.2007 N 137-ЗКО "О порядке определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области или государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Закон N 137-ЗКО) вступил в силу 26.01.2008 и действовал до 03.04.2017.
Статьей 2 вышеназванного Закона установлено, что при определении ставки арендной платы значения всех коэффициентов для земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, устанавливаются Администрацией Курской области; для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в иной местности, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не установлено действующим законодательством.
Постановление Администрации Курской области от 27.03.2017 N 249-па "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Курской области и земельные участкам, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Курской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее - Постановление N 249-па) вступило в силу 28.03.2017.
Порядок определения размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Поныровского района Курской области с 22.03.2012 регулировался Положением о порядке определения размера арендной платы за землю в Поныровском районе (далее - Положение от 22.03.2012), которое утверждено решением представительного собрания Поныровского района Курской области N 80 от 22.03.2012 (с учетом изменений, внесенных решением представительного собрания Поныровского района Курской области N 13 от 27.12.2013). Указанным решением также утверждены значения применяемых при расчете арендной платы коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков из земель населенных пунктов для расчета арендной платы на территории Поныровского района и коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.
В соответствии с решением представительного собрания Поныровского района Курской области N 85 от 31.03.2016 решение N 80 от 22.03.2012 признано утратившим силу.
Решением представительного собрания Поныровского района Курской области N 85 от 31.03.2016 (с учетом изменений, внесенных решениями представительного собрания Поныровского района Курской области N 121 от 29.12.2016, N 137 от 31.08.2017) утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального района "Поныровский район" Курской области и земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав Поныровского района Курской области, а также значения коэффициентов вида разрешенного (функционального) использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального района "Поныровский район" Курской области, и земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав Поныровского района Курской области, и коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельных участков, находящихся в собственности муниципального района "Поныровский район" Курской области, и земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав Поныровского района Курской области (далее - Положение от 31.03.2016).
Указанные муниципальные правовые акты в установленном законом порядке не оспаривались и недействительными признаны не были.
Между тем, в ходе рассмотрения дела, судами обеих инстанций установлено, что отраженная в подписанных между сторонами договора аренды дополнительных соглашениях о размере и порядке внесения арендной платы на период 2015-2017 г.г. методика расчета не соответствует методике, утвержденной Законом N 137-ЗКО, Постановлением N 249-па, а также Положением от 22.03.2012 и Положением от 31.03.2016.
Однако, сам расчет годовой арендной платы за пользование спорным земельным участком произведен истцом в соответствии с вышеуказанными нормативными актами органов государственной власти Курской области и нормативными актами органов местного самоуправления Поныровского района, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденного постановлением Администрации Курской области от 17.01.2012 N 15-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области", с применением коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельного участка (Кви) в размере 1,0 (земельные участки для сельскохозяйственного использования), и коэффициента дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельных участков в размере 0,021 (земельные участки для садоводства), установленных на территории Поныровского района органами местного самоуправления.
Судами обеих инстанций также установлено, что согласно расчету платы за земельный участок арендная плата определяется путем умножения ставки арендной платы на площадь земельного участка, при этом ставка арендной платы устанавливается в расчете на год в рублях за единицу площади земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земли для данного вида использования, коэффициента вида разрешенного (функционального) использования земельного участка и коэффициента дифференциации по видам деятельности арендаторов внутри одного вида функционального использования земельного участка.
По мнению окружного суда, проверив расчет задолженности по арендной плате за заявленный период и найдя его верным, учитывая отсутствие доказательств внесения ответчиком арендной платы, суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу о правомерности заявленных требований.
Также, удовлетворяя требования Администрации о взыскании пени за период с 10.03.2015 по 28.08.2018 в сумме 71 538,67 руб., суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 329, 330, 393, 394, 421 ГК РФ и условиями договора аренды (п. 5.2.), установив, что предпринимателем не заявлено о применении статьи 333 ГК РФ об уменьшении неустойки, обоснованно признали требования правомерными.
Суд округа считает необходимым отметить, что позиция ответчика о необходимости применения в рассматриваемом случае положений Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 основывается на неверном толковании норм права.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отмечено, что положения данного нормативного правового акта применимы только к участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Их действие не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Данный правовой подход определен Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015.
Также, по мнению суда округа, судами обеих инстанций правомерно отклонен довод предпринимателя о противоречии решения представительного собрания Поныровского района Курской области Правилам определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные Постановлением N 582.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, согласно положениям которого к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Вместе с тем проверка обоснованности установления порядка (методики) расчета арендной платы, в том числе на предмет ее экономической обоснованности, производится при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта в установленном законом порядке.
На основании пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с данным Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Данный вывод соответствует правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда РФ от 03.12.2015 по делу N 301-ЭС15- 10449.
Судами обеих инстанций установлено, что размер арендной платы определен истцом на основании методики исчисления арендной платы за расположенные на территории субъекта Российской Федерации земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной нормативными правовыми актами органов государственной власти Курской области, принятыми в пределах полномочий и не оспоренных в установленном законом порядке.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При принятии кассационной жалобы к производству определением Арбитражного суда Центрального округа от 08.02.2019 заявителю была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины до рассмотрения настоящей жалобы по существу.
В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя кассационной жалобы Горяйновой Е.В.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 04.09.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 по делу N А35-1132/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Горяйновой Екатерины Васильевны в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582, согласно положениям которого к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 марта 2019 г. N Ф10-63/19 по делу N А35-1132/2018