г.Калуга |
|
03 апреля 2019 г. |
Дело N А62-2318/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г. Смирнова В.И. |
при участии в заседании представителей:
от управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области - Борецкой А.С. (доверенность от 04.05.2018 N 8), Кочанова А.Н. (доверенность от 01.04.2019 N33),
в отсутствие представителей заявителя - открытого акционерного общества "Жилищник", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилищник" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2018 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А62-2318/2018,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Жилищник" (г. Смоленск, ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371) (далее по тексту - ОАО "Жилищник", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными пунктов 3, 6, 7, 12, 17, 20, 23, 24, 27, 28, 35, 37, 39 предписания управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758334897, ИНН 6730054754) (далее по тексту - управление, Управление ГУ МЧС России по Смоленской области, заинтересованное лицо) от 20.12.2017 N 156/1/52.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 14.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Управления ГУ МЧС России по Смоленской области поддержали позицию, изложенную в ранее направленном письменном мотивированном отзыве. Просили судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представители общества, извещенные надлежащим образом, явку в судебное заседание суда округа не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "Жилищник" является управляющей компанией, осуществляющей управление общим имуществом многоквартирного дома N 15 по улице Юрьева города Смоленска.
На основании распоряжения Управления ГУ МЧС России по Смоленской области от 11.12.2017 N 156 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Смоленска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Смоленской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: город Смоленск, улица Юрьева, дом 15, зафиксированные в акте проверки от 20.12.2017 N 156.
Основанием для проведения внеплановой проверки явились результаты предварительной проверки, проведенной по обращению, поступившему из Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области". В связи с наличием фактов, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в многоквартирном 9-этажном жилом доме по указанному адресу прокуратурой Заднепровского района согласовано проведение указанной проверки согласовано.
По результатам проведенной проверки Управление ГУ МЧС России по Смоленской области выдало обществу предписание от 20.12.2017 N 156/1/52.
Частично не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Жилищник" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленного требования, верно применив совокупность положений статей 198-201 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывали следующее.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Как установлено частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подпункт "е" пункта 11 Правила N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 27 Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Согласно пункту 3.2.16 указанных Правил размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, закреплены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее по тексту - Правила N 390).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункт 33, подпункт "а" пункта 36 Правила N 390).
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.
Судами на основании исследования представленных в материалы дела доказательств было установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, в частности, на пути эвакуации в общем коридоре возле квартир N N 165, 170, 154, 161 дома N 15 по улице Юрьева г. Смоленска установлены перегородки с деревянными дверьми, сужающие ширину пути эвакуации; вторые эксплуатационные выходы на общую лестничную клетку заблокированы, расположены квартиры NN 163, 144, 125, 106, 68, 30.
С учетом вышеизложенных нормативных положений и установленных фактических обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о законности выданного управлением обществу предписания от 20.12.2017 N 153/1/52 в части пунктов 3, 6, 7, 12, 17, 20, 27, 37.
Подпунктом "б" пункта 36 Правил N 390 предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Вместе с тем, как установлено судами и следует из материалов проверки, на 1-4 этажах дома N 15 по улице Юрьева г. Смоленска эвакуационные марши аварийных выходов заблокированы (установлены металлические решетки, блокирующие свободную эвакуацию людей при пожаре, выходы из общих коридоров на лестницы аварийных выходов заблокированы металлическими решетками; на пути эвакуации в общем коридоре возле квартиры N 16 установлен деревянный шкаф, препятствующий свободной эвакуации людей при пожаре).
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно посчитали, что у Управления ГУ МЧС России по Смоленской области имелись достаточные правовые основания для выдачи предписания от 20.12.2017 N 153/1/52 в части пунктов 23, 24, 28, 35, 39.
Давая оценку воспроизводимому в судах первой и апелляционной инстанции основному доводу о том, что управлением не представлено доказательств того, что решетки установлены обществом либо находятся в его собственности, судебная коллегия соглашается с тем, что данные обстоятельства применительно к рассматриваемым правоотношениям не имеют правового значения. При этом, как верно отметил суд апелляционной инстанции, решетки находятся в общих коридорах, которые в силу вышеприведенных норм права относятся к общему имуществу.
Одновременно, исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды учли, что при проведении проверки совместно с представителями ОАО "Жилищник" установлено, что металлическая решетка была заблокирована, что свидетельствует о том, что при возможных обстоятельствах развития пожара эвакуация людей через аварийный выход невозможна. Установленные металлические решетки, блокирующие свободную эвакуацию людей при пожаре, являются препятствием для свободной эвакуации людей при пожаре.
Выданное обществу предписание в оспариваемой части направлено на обеспечение пожарной безопасности, безопасности жизни и здоровья граждан, что является обязанностью управляющей организации в силу требований Закона N 69-ФЗ, Правил N 390, Правил N 491, постановления Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Особенностью такого ненормативного правового акта, как предписание, является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определенных действий.
Суды, оценив реальное содержание оспариваемого предписания, пришли к выводу о том, что оно содержит конкретные указания, четкие формулировки, возможность двоякого толкования отсутствует. Следовательно, предписание является исполнимым.
Категория исполнимости предписания не тождественна сложности его исполнения. То, какими способами будет осуществляться исполнение предписания, зависит от самого субъекта профессиональной деятельности. Тем более, что вопреки доводам кассационной жалобы обязание демонтажа имущества, в предписании не содержится.
В этой связи суды заключили, что отсутствие в предписании конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, не затрагивает права и законные интересы общества, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения допущенных нарушений и не лишает права обратиться за разъяснениями в управление о порядке и способе исполнения выданного предписания.
С учетом вышеизложенного, суды первой и апелляционной инстанций, не установив совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ для признания предписания управления от 20.12.2017 N 156/1/52 в оспариваемой части недействительным, правомерно на основании части 3 статьи 201 АПК РФ отказали в удовлетворении заявленного ОАО "Жилищник" требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражных судов, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 по делу N А62-2318/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.