г.Калуга |
|
3 апреля 2019 г. |
Дело N А83-22879/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Набис" (Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, д.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Администрации Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым (Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, д.5): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Ивановского сельского совета Сакского района Республики Крым (Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, д.5): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 (судьи Омельченко В.А., Голик В.С., Градова О.Г.) по делу N А83-22879/2017,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Набис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым (далее - Администрация), согласно которому просит суд:
- признать незаконным письменный отказ Администрации Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым, оформленный письмом исходящий N 02 - 15/1372 от 22.11.2017, ООО "Набис" в выкупе земельных участков муниципальной собственности кадастровый номер 90:11:090101:505 площадью 2 050 м? расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, 1 и кадастровый номер 90:11:090101:503 площадью 4 185 м?, расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, 2;
- признать за ООО "Набис" право выкупа из муниципальной собственности земельного участка муниципальной формы собственности кадастровый номер 90:11:090101:505 площадью 2 050 м, расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, 1, по цене 632 853 рублей 37 копеек;
- признать за ООО "Набис" право выкупа из муниципальной собственности земельного участка муниципальной формы собственности кадастровый номер 90:11:090101:503 площадью 4 185 м, расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, 2, по цене 123 487 рублей 84 копеек;
- обязать Администрацию Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым (ОГРН 1149102108539; место нахождения: Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, площадь Ленина, дом 5) в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о выкупе ООО "Набис" земельных участков муниципальной формы собственности Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым кадастровый номер 90:11:090101:505 площадью 2 050 м, расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, 1, и кадастровый номер 90:11:090101:503 площадью 4 185 м
, расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, 2, а также оформлении договора (договоров) купли - продажи (выкупа).
Арбитражный суд Республики Крым определением от 16.04.2018 объединил дела в одно производство для их совместного рассмотрения дела N А83-22879/2017 и N А83-5302/2018 с присвоением номера дела N А83-22879/2017.
Определением от 16.04.2019 Арбитражный суд Республики Крым в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве соответчика привлёк - Ивановский сельский совет Сакского района Республики Крым (далее - Сельский совет).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.06.2018 заявление общества оставил без удовлетворения.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.06.2018 отменил в части оставления без удовлетворения требований о признании незаконными отказов Администрации в рассмотрении вопроса о выкупе земельных участков муниципальной собственности. Заявление общества в указанной части удовлетворил, признав незаконными оспариваемые отказы в рассмотрении вопроса о выкупе земельных участков муниципальной собственности, обязал Администрацию в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о выкупе ООО "Набис" земельных участков муниципальной формы собственности. Суд апелляционной инстанции взыскал с Администрации в пользу общества 7 500 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы. Возвратил заявителю из федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины, как излишне уплаченной. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.06.2018 оставил без изменения.
Не согласившись с постановлением Администрация Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции, мотивировав свою жалобу отсутствием предмета спора и тем, что Глава является не надлежащим ответчиком. Указала, что в Администрацию поселения, в Сельский совет, обращения от ООО "Набис" для осуществления выкупа земельных участков собственником без торгов не поступало. Администрация указала на несоблюдение обществом претензионного порядка.
ООО "Набис" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, так как из устава МО Ивановское СП Сакского района Республики Крым, Глава МО, является Главой администрации СП и одновременно Председателем сельского совета. Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции.
Ивановский сельский совет Сакского района Республики Крым в отзыве поддержал позицию кассационной жалобы Администрации.
Суд округа рассмотрение кассационной жалобы откладывал на 03.04.2019.
В дополнениях к отзыве общество указало на несоблюдение Администрацией положений статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзывах на неё с учётом представленных дополнений, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность постановления, суд кассационной инстанции считает обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 10.11.2017 общество обратилось в Администрацию с запросом относительно разрешения вопроса по выкупной цене земельных участков кадастровый номер 90:11:090101:505 и 90:11:090101:503, а также порядка выкупа указанных земельных участков.
12.12.2017 в адрес общества поступил ответ Администрации N 02-15/1372 от 22.11.2017, из которого следует, что Администрация не рассматривает вопрос о предоставлении в собственность земельных участков так как бюджет поселения является дотационным и его пополнение происходит за счёт аренды земельных участков собственниками зданий и сооружений, расположенных на территории поселения.
26.12.2017 общество обратилось в Администрацию с заявлением о рассмотрении возможности выкупа заявителем третьего земельного участка муниципальной формы собственности кадастровый номер 90:11:090101:502 общей площадью 2 036 м, по адресу: Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, 4, на котором расположено здание столовой кадастровый номер 90:11:090101:1039, принадлежащей ООО "Набис" на праве частной собственности.
12.01.2018 в адрес общества из Администрации поступило письмо N 02-15/1488 от 26.12.2017, которым общество уведомлено, что вопрос о продаже указанного земельного участка Администрацией не будет рассматриваться по причине того, что бюджет поселения является дотационным и его пополнение происходит за счёт аренды земельных участков собственниками зданий и сооружений, расположенных на территории сельского поселения.
Считая, что указанные отказы, изложенные в письмах, являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.06.2018 требования оставлены без удовлетворения.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые письма носят информационный характер и не подлежат оспариванию в понимании главы 24 АПК РФ, однако производство по заявлению в указанной части не прекратил, в удовлетворении всех заявленных требований отказал.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.06.2018 отменено в части оставления без удовлетворения требований о признании незаконными отказов Администрации в рассмотрении вопроса о выкупе земельных участков муниципальной собственности, суд апелляционной инстанции удовлетворяя требования в части указал, что права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем понуждения Администрации рассмотреть в установленном порядке обращения заявителя о рассмотрении вопроса о выкупе земельных участков муниципальной собственности и принять по результатам их рассмотрения мотивированные решения с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленные законом порядке и сроки.
Не согласившись с постановлением Администрация Ивановского сельского поселения Сакского района Республики Крым обратилась с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что по выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 03.11.2017 обществу на основании свидетельств о праве собственности от 13.02.2006, от 07.04.2006 принадлежат нежилые здания - административный корпус лит."А", площадью 436, 7 м, общежитие площадью 1 249 м
, столовая площадью 587,3 м
, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 90:11:090101:505 площадью 2 050 м
, 90:11:090101:503 площадью 4185 м
, 90:11:090101:502 площадь 2 036 м
, по адресу: Республика Крым, Сакский район, с.Ивановка, пл.Ленина, 1, 2, 4.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Исходя из положений пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Кроме того, частью 3 статьи 39.17 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Так же следует принять во внимание то, что решением Ивановского сельского совета Сакского района Республики Крым от 29.12.2015 N 104 утверждён "Порядок предоставления земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения на территории поселения" (далее - Порядок), опубликованный на сайте муниципального образования в публичном доступе.
Согласно пункту 2.1 Порядка для принятия решения о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, строения и сооружения, заинтересованные лица обращаются в администрацию Ивановского сельского совета Сакского района Республики Крым (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении земельного участка на определенном праве (собственность, аренда, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование). В заявлении должны быть указаны месторасположение земельного участка (адрес), его кадастровый номер, площадь, вид разрешенного использования, вид испрашиваемого права на земельный участок (в случае предоставления земельного участка в аренду или в безвозмездное срочное пользование), наименование объекта недвижимого имущества и сведения о таком объекте, расположенном на испрашиваемом земельном участке, а также информация о заявителе (Ф.И.О., паспортные данные. Адрес места регистрации. Контактные телефоны-дляфизических лиц; наименование, ИНН, ОГРН, адрес местона-хождения, контактные телефоны и прочие реквизиты - для юридических лиц).
На основании пункта 2.2. Порядка к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются следующие документы: копии учредительных документов; копии документов, подтверждающих полномочия исполнительного органа юридического лица; копии документов, удостоверяющих права (полномочия) представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя; копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица; решение уполномоченного органа юридического лица о приобретении земельного участка на определенном праве (в случаях, предусмотренных действующим законодательством); копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет а налоговом органе, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
По материалам дела оспариваемые ответы Главы администрации от 22.11.2017 N 02-15/1372 и от 26.12.2017 N 02-15/1488 даны по заявлениям общества от 10.11.2017 N 01-17/189 и от 26.12.2017 N 01-17/200.
В указанных заявлениях общество просит Администрацию рассмотреть вопрос о возможности выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, для рассмотрения указанного вопроса предоставить обществу информацию о выкупной цене и о порядке выкупа, включая указание на перечень документов необходимых для решения вопроса, приостановить действия по переоформлению договора аренды.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ соответствующие ответы Администрации на заявления общества от 10.11.2017 и от 26.12.2017, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные письма носят информационный характер и не могут быть признаны недействительными в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции посчитал данный вывод ошибочным, так как из заявлений общества усматривается его намерение выкупить земельные участки, но из писем Администрации от 22.11.2017 N 02-15/1372 и от 26.12.2017 N 02-15/1488 не следует, что Администрация рассмотрела заявления общества о возможности выкупа земельных участков и приняла какое-либо решение по существу, в том числе о возврате заявлений в связи с неприложением к ним необходимых документов, либо в связи с направлением в адрес неуполномоченного органа.
Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций. Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Таким образом, суд округа считает необходимым согласится с выводами суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемые ответы Главы администрации поселения о нецелесообразности выкупа земельных участков нарушают право общества на рассмотрение его заявления о выкупе, так как не содержат указания на перечень документов, необходимых для рассмотрения соответствующего заявления и об органе, уполномоченном на его рассмотрение и поэтому не соответствуют установленному статьей 39.17 ЗК РФ порядку рассмотрения заявлений.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцом не соблюдён претензионный порядок урегулирования спора, что Глава администрации поселения не является уполномоченным органом рассматривающим вопрос выкупа земельных участков, поэтому его письма не имеют правового значения, не могут быть приняты, поскольку основаны на неверном толковании положений статьи 39.17 ЗК РФ и части 5 статьи 4 АПК РФ, так как экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для её удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 по делу N А83-22879/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций. Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.
Таким образом, суд округа считает необходимым согласится с выводами суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемые ответы Главы администрации поселения о нецелесообразности выкупа земельных участков нарушают право общества на рассмотрение его заявления о выкупе, так как не содержат указания на перечень документов, необходимых для рассмотрения соответствующего заявления и об органе, уполномоченном на его рассмотрение и поэтому не соответствуют установленному статьей 39.17 ЗК РФ порядку рассмотрения заявлений."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 апреля 2019 г. N Ф10-398/19 по делу N А83-22879/2017