г. Калуга |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А64-9570/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.04.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Шильненковой М.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Кузиной И.А. |
при участии в заседании: |
|
от ООО "Транзит 68/52" |
Ступниковой Е.И. (дов. от 01.03.2018); |
от публично-правового образования Тамбовской области в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области
от Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан" от Финансового управления Тамбовской области
от ФГУП "Почта России" |
Дубровиной Д.Ю. (дов. N 03/1146 от 11.03.2019), Толкачевой С.А. (дов. N 01/7332 от 13.12.2018);
Масловой О.А. (дов. от 18.01.2019);
Абызовой С.Ю. (дов. N 47 от 12.09.2018);
представитель не явился, надлежаще извещен, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транзит 68/52" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 по делу N А64-9570/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транзит 68/52" (далее - ООО "Транзит 68/52", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (Управление Федерального казначейства по Тамбовской области), Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области и Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки граждан" (далее - ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан") с требованием о взыскании с ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", а при недостаточности денежных средств просило произвести взыскание в порядке субсидиарной ответственности с публично-правового образования Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области за счет средств казны Тамбовской области в пользу ООО "Транзит 68/52" расходов, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда, в сумме 1 576 633 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Тамбовской области) на надлежащего - Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области. Финансовое управление Тамбовской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
В соответствии с определением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.05.2018 ответчиком по делу является публично-правовое образование Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ФГУП "Почта России" УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2018 (судья Захаров А.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 (судьи Алферова Е.Е., Письменный С.И., Афонина Н.П.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2018 отменено, в иске отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда от 13.12.2018, ООО "Транзит 68/52" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 05.09.2018, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в постановлении апелляционного суда, обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель ООО "Транзит 68/52" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки граждан", Финансового управления Тамбовской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель ФГУП "Почта России" надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явился.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами, в июне 2016 года ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" во исполнение постановления Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 N 801 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации" были заключены договоры о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, с организациями, осуществляющими пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова и Тамбовского района.
Между ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" (учреждение) и ООО "Транзит 68/52" (перевозчик) был заключен договор N 10-ОК от 24.06.2016 о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 17.04.2017), согласно п. 1.1 которого предметом договора является возмещение учреждением перевозчику расходов, связанных с предоставлением льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова, категориям граждан, указанным в разделе 2 приложения N 1 к постановлению Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 N 801.
В п. 5.3 договора стороны установили, что настоящий договор вступает в силу с 01.07.2016 и действует до 31.12.2016.
Договор считается пролонгированным на каждый последующий год, если ни одна из сторон не менее чем за 20 дней до предполагаемого окончания срока его действия не уведомила в письменном виде о намерении расторгнуть, либо изменить условия настоящего договора (п. 5.4 договора).
Согласно п. 2.1 договора перевозчик обязался обеспечивать предоставление льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 настоящего договора (п. 2.1.1); подекадно (01, 11 и 21 числа каждого месяца) представлять в учреждение талоны, полученные от граждан, указанных в разделе 1 настоящего договора (талоны представляются по акту приема-передачи раздельно по номиналу), акт оказанных услуг, счет на возмещение расходов за предоставленный льготный проезд граждан в общественном транспорте (представляется после сверки и подписания акта оказанных услуг) (п. 2.1.2).
В силу п. 2.2 договора учреждение обязалось производить подсчет предъявленных талонов (п. 2.2.1); в течение 10 рабочих дней организовывать внесение представленных талонов в электронный реестр по форме, установленной Управлением социальной защиты и семейной политики области, производить их сверку (п. 2.3.2); подписывать ежедекадно акты оказанных услуг с перевозчиком по результатам сверки предъявленных талонов, акты подписываются руководителями, главными бухгалтерами и заверяются гербовыми печатями сторон (п. 2.3.3); осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств возмещение расходов перевозчика, связанных с предоставлением льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 настоящего договора, путем перечисления денежных средств на расчетный счет перевозчика не позднее 3 дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет учреждения (п. 2.3.4).
Во исполнение условия договора об обязанности ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" в течение 10 рабочих дней организовывать внесение представленных талонов в электронный реестр ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" 13.06.2017 по результатам проведения открытого конкурса был заключен договор аутсорсинга с правом получения субсидий из бюджета Тамбовской области с ООО "Тамбовский центр регионального развития" (ООО "ЦРР-Тамбов"), по условиям которого ООО "ЦРР-Тамбов" передана функция по формированию электронного реестра льготных талонов, предоставленных в ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" от перевозчиков, в том числе от ООО "Транзит 68/52".
После получения талонов от перевозчика ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" ежедекадно передавало эти талоны по акту приема-передачи ООО "ЦРР-Тамбов" для формирования электронного реестра.
После получения сформированного электронного реестра ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" производило его сверку с программным комплексом "Сверка реестров льготных талонов". Данный программный комплекс осуществляет сверку базы данных о выпущенных талонах и базы данных электронных реестров талонов перевозчиков. Талоны в результате сверки не принимаются к возмещению по двум причинам: талон отсутствует в базе данных выпущенных талонов; талон уже присутствует в базе данных электронных реестров талонов перевозчиков и уже принят к возмещению. По результатам сверки формируется протокол сверки реестров льготных талонов.
ООО "Транзит 68/52" в качестве подтверждения факта оказания услуг по льготному проезду отдельным категориям граждан за период июнь 2017 года по декабрь 2017 года представило акты оказанных услуг на общую сумму 8 927 320 руб.
ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" данные акты подписаны с протоколами разногласий, согласно которым сумма разница составляет 1 634 944 руб., в том числе: за июнь 2017 года - 138 654 руб., за июль 2017 года - 245 065 руб., за август 2017 года -210 036 руб., за сентябрь 2017 года - 316 742 руб., за октябрь 2017 года - 348 826 руб., за ноябрь 2017 года - 231 085 руб., за декабрь 2017 года - 144 536 руб.
ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" оплата расходов перевозчика, связанных с льготным проездом отдельных категорий граждан, в части отсутствия разногласий осуществлена в полном объеме, что не оспаривается сторонами.
ООО "Транзит 68/52" в письме N 51 от 30.06.2017 просило возместить расходы за льготный проезд отдельных категорий граждан в общественном транспорте в г. Тамбове и Тамбовской области в сумме, указанной в протоколах разногласий к актам оказанных услуг.
ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" отказало в возмещении требуемых расходов со ссылкой на то, что учреждением проведена работа по формированию в электронном виде реестра талонов, полученных по актам приема-передачи от перевозчика, и сверке их с данными программного комплекса и по результатам сверки были выявлены талоны, которые по данным программного комплекса не реализовывались распространителем, а также количество которых превысило количество выпущенных талонов, что свидетельствует о вероятности наличия задвоенных талонов на льготный проезд. Также указано, что организована работа по отбору талонов, не прошедших проверку с помощью программного комплекса, с целью обращения в правоохранительные органы для выявления виновных лиц.
Утверждая, что обществу не возмещены расходы, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, ООО "Транзит 68/52" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан", а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с публично-правового образования Тамбовская область в лице Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области за счет средств казны Тамбовской области расходов по предоставлению льгот в сумме 1 576 633 руб.
Суд первой инстанции, признав доказанным факт расходов по предоставлению истцом льгот гражданам в размере 1 576 633 руб., удовлетворил исковые требования
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
С учетом правовой природы отношений, вытекающих из договора, заключенного сторонами, к возникшему спору судами применены нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре перевозки.
Согласно п. 1 ст. 786, п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В силу п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 льгота по проезду на общественном транспорте отдельных категорий граждан из предусмотренного вышеперечисленными законодательными актами перечня льгот была исключена, предоставление соответствующей льготы в натуральной форме заменено на денежную компенсацию.
Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 N 801 утвержден Порядок предоставления и финансирования льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и возмещения реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации, согласно п. 4.1 которого проезд в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам в пригородном сообщении гражданин оплачивает льготными проездными талонами с предъявлением необходимых документов.
Согласно п. 5.1 Постановления Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 N 801 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации" при проезде в автомобильном транспорте на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок граждане, пользующиеся льготами, приобретают билеты с оплатой 50 процентов от действующих тарифов на перевозки пассажиров или бесплатные билеты в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - у водителя или кондуктора непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта на основании документа, удостоверяющего личность, удостоверения установленного образца, справки о реабилитации, исходя из категории, к которой они относятся.
В силу п. 3.4 Постановления Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 N 801 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации" средства, полученные от реализации талонов, ежемесячно, не позднее 3 рабочих дней со дня подписания обеими сторонами акта оказанных услуг, распространитель перечисляет в доход бюджета Тамбовской области на лицевой счет администратора доходов по соответствующему коду бюджетной классификации. Отчет о полученных и перечисленных в доход бюджета Тамбовской области средств от реализации льготных проездных талонов по форме, утвержденной приказом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, представляется в управление.
Таким образом, сумма, перечисляемая перевозчику за оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан складывается из компенсации денежных средств в порядке п. 5.1 и п. 3.4 Постановления Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 N 801 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации" и составляет 50% - это средства, поступившие в доход бюджета Тамбовской области от продажи талонов, 50% - средства бюджета Тамбовской области по взятым на себя расходным обязательствам.
Истец осуществлял перевозку пассажиров с соблюдением прав отдельных категорий граждан на льготный проезд и предъявил исковые требования о взыскании убытков, утверждая, что расходы на такую перевозку ему возмещены не в полном объеме.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Иск о взыскании убытков может быть удовлетворен судом в случае доказанности в совокупности наличия у истца убытков, их размера, причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) ответчика и возникновением убытков у истца.
Представленные истцом акты оказанных услуг за спорный период на общую сумму 8 927 320 руб. подписаны ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" после сверки их с данными программного комплекса с протоколами разногласий на сумму 1 634 944 руб.
Апелляционным судом установлено, что оплата оказанных обществом услуг произведена в сумме 7 340 686 руб., что не оспаривается сторонами и подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями.
Таким образом, разница между стоимостью услуг по перевозке льготных категорий граждан, указанной в представленных актах оказания услуг, и суммой оплаченных истцу услуг составляет 1 586 634 руб.
В силу п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
В качестве доказательства оказания услуг истцом были представлены акты оказанных услуг, путевые листы, подтверждающие факт выезда автобуса на маршрут, и билетно-учетные листы за период июнь - декабрь 2017 года.
В соответствии с представленными билетно-учетными листам за период июнь - декабрь 2017 года стоимость проданных льготных билетов ООО "Транзит 68/52" составила: в июне 2017 года - 689 990 руб.; в июле 2017 года - 634 813,5 руб.; в августе 2017 года - 668 297 руб.; в сентябре 2017 года - 645 183 руб.; в октябре 2017 года - 692 364,50 руб.; в ноябре 2017 года - 645 650 руб.; в декабре 2017 года - 595 645 руб.
Согласно п. 5.5 Должностной инструкции кондуктора автобуса, утвержденной на предприятии истца, кондуктор обязан проверять наличие билетов (талонов) и документов, предъявляемых для бесплатного, а также льготного проезда.
Установлено, что в представленных перевозчиком билетно-учетных листах указано общее количество льготных талонов номиналом 7,5 руб. и номиналом 15 руб., но отсутствует информация о сериях и номерах этих талонов.
Суд апелляционной инстанции указал, что из анализа билетно-учетных листов не представляется возможным сделать вывод о том, что они подтверждают факт перевозки именно по талонам, в отношении которых ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" составлены протоколы разногласий и не произведена оплата.
Апелляционным судом обоснованно приняты во внимание данные, содержащиеся в протоколах сверки реестров льготных талонов, а также информация о непринятых талонах, оплаченных ранее другим перевозчикам, подтверждающие количество перевезенных лиц, пользующихся льготами, за спорный период.
Судом апелляционной инстанции установлено, что по итогам проведенной сверки предъявленных перевозчиком талонов по сериям и номерам и талонов, уже внесенных в электронный реестр и оплаченных ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" другим перевозчикам, выявлены талоны, которые не реализовывались распространителем, а также талоны, количество которых превысило количество выпущенных талонов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции сослался на то, что в ходе экспертизы, проведенной сотрудниками полиции, установлено, что спорные талоны были изготовлены способом электрофотографии, по факту нахождения в обороте талонов, не реализованных распространителем, талонов, количество которых превышает количество выпущенных талонов, правоохранительными органами проводится проверка.
Данная ссылка основана на сведениях, содержащихся в имеющемся в деле письме УМВД России по Тамбовской области от 28.06.2018 N 12/6-2290 (л.д.80 т.40).
Суд апелляционной правомерно исходил из того, что поскольку исковые требования общества касаются возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате, общество, предъявляя настоящее требование, должно доказать его обоснованность с целью исключения возможности возникновения у перевозчика неосновательного обогащения за счет средств соответствующего бюджета.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что истец не доказал факт произведенных на проезд льготных категорий граждан расходов в сумме 1 576 633 руб. и наличие вины ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" в возникновении у ООО "Транзит 68/52" убытков, возмещения которых последнее требует, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм материального права или процессуального права, допущенных апелляционным судом при вынесении обжалуемого постановления и влекущих его отмену, судебной коллегией не установлено.
Суд кассационной инстанции полагает, что постановление апелляционного суда вынесено в соответствии с требованиями п. 12, п. 13 ч. 2 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в нем указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны его выводы об этих обстоятельствах; нормы права, которыми руководствовался апелляционный суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил решение.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 по делу N А64-9570/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 льгота по проезду на общественном транспорте отдельных категорий граждан из предусмотренного вышеперечисленными законодательными актами перечня льгот была исключена, предоставление соответствующей льготы в натуральной форме заменено на денежную компенсацию.
...
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
...
В силу п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 апреля 2019 г. N Ф10-579/19 по делу N А64-9570/2017