г.Калуга |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А48-2332/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Голикова Александра Васильевича (ОГРНИП 313574005100039, ИНН 575103366124, г.Орел) -Голикова А.В. (личность удостоверена, паспорт), Лежепековой М.В. (дов. от 25.04.2018),
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (ОГРН 1025700833784, ИНН 5753004003, наб. Дубровинского, д.70, г.Орел, 302030) - Коротеевой И.В. (дов. от 06.03.2019), Корнеевой С.Ю. (дов. от 06.11.2018),
от Департамента сельского хозяйства Орловской области (ОГРН 1065753011477, ИНН 5753039990, ул. Красина, д. 7, г.Орел, 302001) - Брылевой В.С. (дов. от 01.03.2019),
от администрации Орловского района Орловской области (ОГРН 1025700695448, ИНН 5720001173, ул. Ленина, д. 13, пгт Знаменка, Орловский район, Орловская область, 302520) - Чупахиной Н.А. (дов. от 15.04.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Голикова Александра Васильевича на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 (судьи Михайлова Т.Л., Миронцева Н.Д., Осипова М.Б.) по делу N А48-2332/2018,
установил:
глава крестьянского фермерского хозяйства Голиков Александр Васильевич (далее -глава КФХ) обратился в арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконными действий департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (далее - департамент, ДИЗО Орловской области, уполномоченный орган) по опубликованию извещений о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 57:10:0040101:7547, 57:10:0040101:7549, 57:10:0040101:7553, 57:10:0040101:7554, 57:10:0040101:7546, 57:10:0040101:7552, решения департамента об отказе в предоставлении в аренду без торгов земельных участков с кадастровыми номерами 57:10:0040101:7547, 57:10:0040101:7549, 57:10:0040101:7553, 57:10:0040101:7554, 57:10:0040101:7546, 57:10:0040101:7552, выраженного в письме N 216-з от 07.02.2018, и обязании департамента в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении главе КФХ в аренду без торгов земельных участков с кадастровыми номерами 57:10:0040101:7547, 57:10:0040101:7549, 57:10:0040101:7553, 57:10:0040101:7554, 57:10:0040101:7546, 57:10:0040101:7552 сроком на 5 лет в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и направить в его адрес проекты договоров аренды указанных земельных участков.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Орловского района Орловской области (далее - администрация Орловского района) и департамента сельского хозяйства Орловской области (далее- департамент сельского хозяйства).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 20.08.2018 (судья Парфенова Л.П.) требования главы КФХ Голикова А.В. удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ДИЗО Орловской области по опубликованию извещений о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 57:10:0040101:7547, 57:10:0040101:7549, 57:10:0040101:7553, 57:10:0040101:7554, 57:10:0040101:7546, 57:10:0040101:7552 и решение об отказе в предоставлении в аренду без торгов указанных земельных участков, выраженное в письме N 216-з от 07.02.2018. На Департамент возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения по данному делу в законную силу подготовить проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 57:10:0040101:7547, 57:10:0040101:7549, 57:10:0040101:7553, 57:10:0040101:7554, 57:10:0040101:7546, 57:10:0040101:7552 и направить их в адрес главы КФХ Голикова, а также совершить далее все необходимые действия, предусмотренные частями 5 - 7 статьи 39.17 Земельного кодекса. В удовлетворении требований об обязании департамента принять решение о предоставлении предпринимателю Голикову спорных земельных участков в аренду без торгов отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 решение суда первой инстанции от 20.08.2018 в части признания незаконными действий и отказа ДИЗО Орловской области, обязания подготовить и направить главе КФХ проекты договоров аренды земельных участков отменено и в этой части в удовлетворении заявленных требований отказано В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе с учетом дополнения глава КФХ Голиков просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая на неправильное применение норм материального права, поскольку суд апелляционной инстанции не учел, что глава КФХ обладает исключительным правом на предоставление в аренду испрошенных земельных участков без торгов в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Кроме того, заявитель жалобы указывает на неправильное исчисление судом апелляционной инстанции предусмотренного законом тридцатидневного срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду и публикации извещения о проведении торгов.
В отзыве на жалобу ДИЗО Орловской области выражает несогласие с доводами главы КФХ, считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют, так как возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения без проведения торгов возможно только при отсутствии заявлений от иных лиц.
В судебном заседании, проведенном 21.03.2019, были выслушаны пояснения представителей главы КФХ, Департамента и администрации Орловского района. Рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 16.04.2019 в 16 час. 00 мин., о чем принято определение от 21.03.2019.
В судебном заседании, состоявшемся 16.04.2019 с использованием видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Орловской области, заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в деле.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании Главы КФХ Голикова и его представителя, представителей департаментов и администрации Орловского района, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в 2015 году в рамках проекта "Лес Победы" на территории Большого Куликовского сельского поселения Орловской области был посажен новый лес. С целью сохранения новых саженцев губернатор Орловской области публично принял устное решение о передаче находящегося в собственности Орловской области земельного участка, расположенного рядом с новым лесом, в аренду предпринимателю Голикову А.В.
Из земельного участка с кадастровым номером 57:10:00400101:5651, находящегося в собственности Орловской области, образованы в результате выделения шесть земельных участков с кадастровыми номерами 57:10:0040101:7547, 57:10:0040101:7549, 57:10:0040101:7553, 57:10:0040101:7554, 57:10:0040101:7546, 57:10:0040101:7552, которые поставлены на кадастровый учет 22.08.2017, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно справке управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Орловского района Орловской области от 31.07.2018 N 46, предприниматель Голиков, начиная с 2015 года, приступил к вводу указанных земельных участков в оборот земель сельскохозяйственного назначения. С 2018 года земельные участки введены в оборот и используются для посева сельскохозяйственных культур.
27.11.2017 глава КФХ Голиков обратился в ДИЗО Орловской области с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков с кадастровыми номерами 57:10:0040101:7547, 57:10:0040101:7549, 57:10:0040101:7553, 57:10:0040101:7554, 57:10:0040101:7546, 57:10:0040101:7552 для сельскохозяйственного использования на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, указав в том числе, на соглашение от 05.04.2013 N 20/25 о реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы", заключенное между главой КФХ Голиковым, департаментом сельского хозяйства Орловской области и администрацией Орловского района Орловской области.
13.12.2017 департамент сообщил заявителю о подготовке документов для официального опубликования извещений о предоставлении в аренду спорных земельных участков с целью соблюдения процедуры публичности.
27.12.2017 правительство Орловской области издало распоряжение N 571-р, которым департаменту поручалось обеспечить опубликование извещений о предоставлении в аренду спорных земельных участков и в случае отсутствия заявок от иных граждан о намерении участвовать в аукционе заключить с главой КФХ Голиковым договоры аренды земельных участков.
01.01.2018 уполномоченный орган разместил на официальном сайте orlr.ru в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в сети Интернет извещения о возможности предоставления в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения земельных участок с кадастровыми номерами 57:10:0040101:7547, 57:10:0040101:7549, 57:10:0040101:7553, 57:10:0040101:7554, 57:10:0040101:7546, 57:10:0040101:7552 на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса. Извещениями был установлен срок - в течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения, в который предлагалось гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, заинтересованным в предоставлении земельных участков, подать письменное заявление о намерении участвовать в аукционе. Аналогичное объявление было опубликовано 01.01.2018 в газете "Наша Жизнь" N 1 (9017).
25.01.2018, 26.01.2018, 29.01.2018 в департамент государственного имущества поступили заявления от иных лиц о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров аренды спорных земельных участков.
31.01.2018 департамент направил предпринимателю Голикову письмо N 14531/14534, 14532/14535, 14533/14536, в котором извещал его о том, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 57:10:0040101:7547, 57:10:0040101:7549, 57:10:0040101:7553, 57:10:0040101:7554, 57:10:0040101:7546, 57:10:0040101:7552 им осуществляется подготовка документации по проведению аукциона на право заключения договоров аренды в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса в связи с поступлением заявлений иных заинтересованных лиц о предоставлении их в аренду.
Голиков обратился в ДИЗО с письмом от 02.02.2018 о разъяснении действий уполномоченного органа по инициированию процедуры торгов в отношении права аренды на испрошенные главой КФХ земельный участки для передачи ему в аренду без торгов.
Письмом от 07.02.2018 N 216-з ДИЗО Орловской области сообщило о том, что предоставление указанных земельных участков осуществляется в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса в связи с поступлением в установленный данной статьей срок заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении спорных земельных участков.
Не согласившись с действиями Департамента и решением о проведении торгов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 57:10:0040101:7547, 57:10:0040101:7549, 57:10:0040101:7553, 57:10:0040101:7554, 57:10:0040101:7546, 57:10:0040101:7552, глава КФХ оспорил их в судебном порядке.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, учитывая положения статьи 39.17 Земельного кодекса, пришел к выводу о нарушении уполномоченным органом срока принятия решения по результатам обращения предпринимателя за предоставлением ему земельных участков в аренду без проведения торгов при отсутствии поступления заявок на их предоставление от иных лиц в течение тридцати дней с момента подачи соответствующих заявлений предпринимателем Голиковым, то есть до 27.12.2017. Также суд принял во внимание, что испрошенные в аренду земельные участки находились в фактическом пользовании заявителя, в связи с чем с учетом положений статьей 606-609 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о фактическом заключении субъектом Российской Федерации и главой КФХ договоров аренды, что исключает обязанность уполномоченного органа проводить публичную процедуру предоставления земельных участков в аренду.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда и, отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, применив нормы статьи 39.18 Земельного кодекса в совокупности с положениями статьи 10 Закона N 101-ФЗ, подлежащие применению в настоящем споре, обоснованно исходил из того, что уполномоченный орган совершил действия в соответствии с названными правовыми положениями и не нарушил права и законные интересы главы КФХ.
Суд округа не усматривает оснований для несогласия с выводами апелляционного суда.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральный законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Основания предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 10 Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Таким образом, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило заявление о предоставлении такого земельного участка в аренду, при предоставлении земельного участка должна быть соблюдена процедура предоставления такого участка, предусмотренная статьей 39.18 ЗК РФ.
Правом на предоставление земельного участка без проведения торгов могут обладать сразу несколько лиц по одним и тем же либо по различным основаниям, перечисленным в Земельном Кодексе Российской Федерации и Законе N 101-ФЗ. А при поступлении нескольких заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов право аренды земельного участка может быть приобретено одним из обратившихся лиц посредством участия в аукционе.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт наличия нескольких претендентов на спорные земельные участки, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности принятого уполномоченным органом решения о необходимости выставления на торги права на заключение договора аренды в отношении спорных земельных участков и отказа в предоставлении главе КФХ Голикову земельных участков в аренду без проведения торгов.
Доводы главы КФХ, согласно которым наличие заявления от других заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка, не могли быть приняты во внимание, поскольку лица, подавшие позднее заявления, не отвечают критериям, установленным пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (не являются участниками программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства), обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
То обстоятельство, что не все заявившие о предоставлении такого земельного участка лица участвуют в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, не имеет правового значения. Ни Земельный кодекс, ни Закон N 101-ФЗ не предоставляют участнику такой программы исключительного права на испрашиваемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и не предусматривают в качестве оснований для отказа крестьянскому (фермерскому) хозяйству в предоставлении такого земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в аренду на торгах отсутствие у него статуса участника программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Наличие у одного из претендентов документов об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не влияет на общий порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 39.18 ЗК РФ, при наличии заявлений иных заинтересованных лиц, также желающих приобрести право аренды в отношении такого земельного участка.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает ошибочным довод кассатора о том, что фактическое землепользование главой КФХ без заключения договора аренды является правовым основанием считать, что Голиков имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды на новый срок без проведения торгов, поскольку фактическое землепользование не тождественно пользованию земельным участком на законных основаниях.
Судом апелляционной инстанции дана верная правовая оценка утверждениям главы КФХ о нарушении уполномоченным органом срока принятия решения по поступившим от Голикова заявлениям, а также принятием во внимание при решении вопроса о проведении торгов поступивших 25, 26 и 29 января 2018 года заявлений от иных лиц.
Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 36.18 Земельного кодекса публикация извещения о предоставлении земельного участка должна быть совершена уполномоченным орган в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления соответствующего заявления.
Заявления Голикова поступили 27.11.2017, следовательно, соответствующая процедура (обеспечение опубликования извещения) должна быть совершена не позднее 28.12.2017.
Поскольку земельные участки являются собственностью Орловской области, правительство Орловской области 27.12.2017 приняло соответствующее распоряжение N 571-р, которым Департаменту поручалось обеспечить опубликование извещений. Департамент разместил извещение, как верно указал суд апелляционной инстанции, с нарушением срока, а именно 01.01.2018.
Однако данное нарушение не привело к нарушению публичных процедур, прав и законных интересов заявителя (главы КФХ Голикова), так как в любом случае, ранее 28.01.2018, Департамент не мог принять решения в порядке пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса.
В данном случае, 25 и 26 января 2018 года в уполномоченный орган поступили заявления от общества с ограниченной ответственностью "ЭлитБиоПродукт" и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Астахова И.И. о намерении использовать спорные земельные участки в сельскохозяйственной деятельности, следовательно, дальнейшие действия Департамента осуществлены согласно пункту 7 статьи 39.18 Земельного кодекса.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, правильно применив нормы права с учетом фактических обстоятельств дела, обоснованно отменил решение суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда апелляционной инстанции, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалованного в кассационном порядке постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено. С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 по делу N А48-2332/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Голикову Александру Васильевичу (ОГРНИП 313574005100039, ИНН 575103366124, г.Орел) излишне перечисленную по платежному поручению от 20.12.2018 N 12 государственную пошлину в сумме 2850 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2019 г. N Ф10-687/19 по делу N А48-2332/2018