г. Калуга |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А84-4007/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дементор" (ОГРН 1149204035177, ИНН 9204017104, ул. Токарева, д. 6, кв. 3, г. Севастополь, 299003) - Кущевой М.Г. - представителя по доверенности от 10.09.2018 N 3;
от Департамента капитального строительства города Севастополя (ОГРН 1149204006434, ИНН 9204003373, пр. Героев Сталинграда, д. 64, г. Севастополь, 299059) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя, кассационную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.12.2018 (судья Мирошник А.С.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 (судьи Малышева И.А., Голик В.С., Градова О.Г.) по делу N А84-4007/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дементор" (далее - заявитель, ООО "Дементор", общество, застройщик) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Департамента капитального строительства города Севастополя (далее - Департамент) от 01.10.2018 N 18/04-01-03.
Решением суда от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.03.2019, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО "Дементор" привлекает денежные средства участников долевого строительства на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Севастополь, ул. Горпищенко, 104-г (далее - Объект).
Департаментом произведен анализ отчетности ООО "Дементор" об осуществлении своей деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 2 квартал 2018 года.
По мнению Департамента, ООО "Дементор" в нарушении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.11.2006 N 06-137/пз-н, отразило в отчете недостоверные сведения о размере показателя целевого использования денежных средств застройщиком. По данным застройщика размер показателя целевого использования денежных средств застройщиком составил 0,09, по данным проверки указанный показатель составил - 18,9.
Департамент выдал предписание от 01.10.2018 N 18/04-01-03, которым Обществу предписывалось в отчете за 2 квартал 2018 года отразить достоверные сведения о размере показателя целевого использования денежных средств, рассчитанном в соответствии с Инструкцией о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службой по финансовым рынкам от 30.11.2006 N 06-137/пз-н; представить пояснения о причинах несоблюдения норматива целевого использования денежных средств; отчетность с внесенными изменениями предоставить в адрес контролирующего органа в срок до 25.10.2018.
Не согласившись с Департаментом, Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
В силу положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо (в предусмотренных законом случаях) на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с данным федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона N 214-ФЗ контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В данном случае таким уполномоченным органом является Департамент.
Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, формы отчетности (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 данных Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Пунктом 4 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 233 расчет нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика производится застройщиком в соответствии с инструкцией, утверждаемой Федеральной службой по финансовым рынкам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Указанная инструкция утверждена Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 ноября 2006 года N 06-137/пз-н (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 2.2 Инструкции норматив целевого использования средств (Н2) рассчитывается по следующей формуле: Н2 = Ан / Д, где: Ан - стоимость активов застройщика, не связанных со строительством, включающая в себя сумму следующих показателей: внеоборотные активы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), краткосрочные финансовые вложения за вычетом стоимости активов незавершенного строительства и денежных средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа; Д - общая сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств застройщика, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
При рассмотрении спора судом установлено, что разница в расчетах норматива целевого использования (по расчетам ООО "Дементор-0,09, по расчетам Департамента -18,9) возникла в результате того, что заявитель вычел из стоимости активов застройщика, не связанных со строительством (Ан), сумму 56 948 000 руб., которая отражена в бухгалтерском балансе на 30.06.2018 в строке 1232 в составе дебиторской задолженности как авансы, выданные подрядчикам.
По мнению Департамента, положениями п. 2.2. Инструкции не предусмотрен вычет авансовых платежей, выданных подрядчикам, при расчете данного показателя авансовые платежи до получения результата работ должны учитываться как активы, не связанные со строительством.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выплата подрядчикам спорной суммы авансов, отраженной в бухгалтерском балансе на 30.06.2018 в строке 1232, связана с целями строительства, поскольку использование денежных средств застройщика в указанных целях предусмотрено ч. 1 ст. 18 Закона N 214-ФЗ, а факт уплаты этой суммы подтвержден документами, предоставленными с пояснениями от 07.12.2018, и подрядчиками (ООО "СУ-82" и индивидуальным предпринимателем Шупик С.Ф.), что не позволяет рассматривать данные выплаты как вложения, не связанные со строительством, и включать их в показатель Ан (стоимость активов застройщика, не связанных со строительством) для расчета норматива целевого использования.
Таким образом, расчет нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика за 2 квартал 2018 года был рассчитан Обществом в соответствии с Инструкцией.
Суды двух инстанций исследовали материалы дела полно, всесторонне и объективно. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.12.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 по делу N А84-4007/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.И. Смолко |
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.