г.Калуга |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А83-5463/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя Мелешко Светланы Геннадьевны (295495, Республика Крым, г. Симферополь, пгт. Комсомольское, ул. Шоссейная, д. 19, ком. 27, 28, 29; адрес для корреспонденции: 295017, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Фрунзе, д. 8, ОГРНИП 314910233601818, ИНН 910200280814) - предприниматель Мелешко С.Г., Жуков А.И. (дов. от 22.01.2019);
от заинтересованного лица: Администрации города Симферополя Республики Крым (295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1149102098749, ИНН 9102048470) - Лемтюжникова А.В. (дов. от 24.12.2018 N 24/01-69/5028);
от третьего лица: Управления торговли и бытового обслуживания населения Администрации города Симферополя Республики Крым (295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Самокиша, д. 30) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мелешко Светланы Геннадьевны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2018 (судья Куртлушаев М.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 (судьи Градова О.Г., Голик В.С., Малышева И.А.) по делу N А83-5463/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Мелешко С.Г. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация), выразившегося в неподготовке и ненаправлении ей, как победителю аукциона, проектов договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО).
Третьим лицом по делу выступало Управление торговли и бытового обслуживания населения Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - управление торговли).
Решением суда от 09.11.2018 предпринимателю отказано в удовлетворении её требования.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные акты отменить, её требование удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции предприниматель и её представитель поддержали доводы кассационной жалобы, представитель администрации просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Управление торговли надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя третьего лица в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, по итогам проведенного администрацией аукциона N 2 на приобретение права на размещение НТО предприниматель получила право на заключение договоров на размещение НТО на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым: согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе на размещение НТО от 02.08.2017 - как единственный участник по лотам NN 16, 21, 26 - на размещение НТО по ул. Ракетная, 30 (ТД "Дельфин"); ул. Севастопольская, 72/2 (остановка); ул. Кечкеметская, 97; согласно протоколу об итогах аукциона на размещение НТО от 04.08.2017 - как победитель по лотам NN 12 и 27 - на размещение НТО по ул. Субхи, 4; ул. Евпаторийское шоссе, 6.
11 августа 2017 г. предприниматель подала в администрацию заявление с просьбой заключить договор по выигрышным лотам на размещение НТО (торговля квасом) - т.1 л.д. 117.
Письмом от 25.08.2017 управление торговли сообщило предпринимателю о необходимости представить информацию об отсутствии неправомерно размещенных и эксплуатируемых НТО на территории г.Симферополя и подписанные предпринимателем приложения, являющиеся обязательной составной частью договора на размещение НТО (факт получения предпринимателем данного письма не подтвержден) - т.1 л.д. 118.
26 декабря 2017 г. предприниматель вновь обратилась в администрацию с заявлением о выдаче договоров на размещение НТО, на которое 19.01.2018 администрация дала ответ, аналогичный ответу от 25.08.2017 (т.1 л.д.119, 120).
Получив ответ от 19.01.2018 и полагая, что администрация, которая не подготовила и не направила ей проекты договоров на размещение НТО, незаконно бездействует, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу о необоснованности заявленного требования, отказал в его удовлетворении.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 раздела II Порядка размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой размещения НТО (далее - Схема).
С целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО (пункт 1 раздела V Порядка).
Пунктом 1 раздела VI Порядка определено, что для оформления договора на размещение НТО заказчик обращается в орган местного самоуправления с заявлением относительно оформления договора на размещение НТО с указанием вида деятельности, номера места размещения НТО в Схеме, к которому прилагает: заверенные хозяйствующим субъектом копии свидетельства о регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет; устава (для юридических лиц); схему размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае если органом местного самоуправления прямо предусмотрено их предоставление, в связи с невозможностью определения точного места размещения НТО на местности по данным Схемы); эскиз фасадов НТО в цвете в масштабе 1:50. Договор на размещение НТО оформляется органом местного самоуправления в течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявления с пакетом документов.
Постановлением Администрации г. Симферополя от 15.09.2015 N 893 утверждено Положение о порядке организации и проведения аукционов или конкурсов на право размещения нестационарных торговых объектов, временных нестационарных аттракционов и другого развлекательного оборудования на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Положение N 893).
Согласно пункту 1.3 названного Положения (в редакции от 10.05.2017) размещение НТО осуществляется в соответствии со Схемой размещения НТО на основании договора на размещение НТО, заключенного администрацией с победителем аукциона.
Решением Симферопольского городского Совета от 16.02.2017 N 1107 утверждено Положение об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Положение N 1107).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 названного Положения НТО размещаются в соответствии со Схемой, утвержденной решением Симферопольского городского совета. Основанием для размещения НТО является договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, заключенный администрацией с хозяйствующим субъектом. Приложениями к договору являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что, обращаясь с заявлением о заключении договора на размещение НТО, заявитель, в том числе прилагает к заявлению эскиз фасада НТО и схему размещения НТО с привязкой к местности.
Довод кассационной жалобы о том, что так как извещение о проведении аукциона N 2 на приобретение права на размещение НТО не содержало такого условия, как представление участником аукциона эскиза фасада НТО и схемы размещения НТО с привязкой к местности, то она и не должна представлять эти документы при подаче заявления на заключение договора, несостоятелен.
Извещение не содержало такие условия, так как указанные документы представляются победителями аукциона или единственными участниками аукциона, имеющими право на заключение договора на размещение НТО, на стадии заключения договора. И такие условия содержала аукционная документация.
Согласно пункту 16 раздела "Информационная карта аукциона" Документации по проведению аукциона N 2 на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденной Постановлением администрации города Симферополя от 30.06.2017 N 2060, договор с победителем аукциона заключает администрация, подготовку проекта договора, утвержденного решением Симферопольского городского совета от 16.02.2017 N 1107, выполняет управление торговли не позднее 10 рабочих дней со дня предоставления победителем всех необходимых документов для заключения договора. В случае непредставления победителем аукциона всех необходимых документов для заключения договора в семидневный срок с даты опубликования протокола об итогах аукциона, он считается уклонившимся от заключения договора. Аукционная документация была размещена на официальном сайте администрации города Симферополя в сети "Интернет" по адресу: http://simadm.ru (т.1 л.д.89, т.2 л.д.7).
Приложением к решению Симферопольского городского совета от 16.02.2017 N 1107 является типовая форма договора на размещение НТО. Согласно пункту 6.6 типовой формы договора приложения к договору составляют его неотъемлемую часть: приложение 1 - схема размещения нестационарного торгового объекта с привязкой к местности в масштабе 1:500, приложение 2 - эскиз фасада нестационарного торгового объекта в цвете в масштабе 1:50.
Так как предприниматель не представила с заявлением на заключение договора на размещение НТО всех необходимых для заключения договора документов, суды пришли к верному выводу о том, что администрация по праву не подготовила и не направила предпринимателю проект договора.
Более того, судами установлено, что решением 88 сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 28.06.2018 N 1657 внесены изменения в решение 26-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 20.08.2015 N 361 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым", утвержден новый список адресов размещения НТО, в котором НТО (киоски для реализации кваса) по адресам: ул. Ракетная, 30 (ТД "Дельфин"); ул. Севастопольская, 72/2 (остановка); ул. Кечкеметская, 97; ул. Субхи, 4; ул. Евпаторийское шоссе, 6 отсутствуют.
Так как договор на размещение НТО может быть заключен только на то место НТО, которое указано в Схеме, администрация не вправе заключить договор на размещение НТО, не указанного в Схеме.
Суды пришли к правильному выводку о том, что отсутствие НТО в Схеме исключает возможность возложения на администрацию обязанности по рассмотрению заявления предпринимателя о заключении договора на размещение НТО.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу N А83-5463/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.