г.Калуга |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А14-17049/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Бессоновой Е.В. |
при ведении протокола
помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Бутурлиновский лесхоз" (397500, Воронежская область, Бутурлиновский район, г. Бутурлиновка, ул. Петровского, д.16, ОГРН 1113629000693, ИНН 3605007631) - Фефелова Н.Н. (дов. от 13.03.2019);
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (394036, г. Воронеж, проспект Революции, д.21, ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) - Сисева Н.И. (дов. от 30.07.2018 N 02-16/3944);
от третьего лица: Управления лесного хозяйства Воронежской области (394036, г. Воронеж, ул. Сакко и Ванцетти, д.58, ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бутурлиновский лесхоз" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.10.2018 (судья Ловчикова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А14-17049/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бутурлиновский лесхоз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС) от 11.05.2018 N 05-16/2716 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвовало Управление лесного хозяйства Воронежской области (далее - управление лесами).
Решением суда от 08.10.2018 в удовлетворении требования общества отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права при принятии судебных актов.
В отзывах на кассационную жалобу УФАС и управление лесами просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы, представитель УФАС поддержала доводы отзыва на жалобу.
Управление лесами надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя третьего лица в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 21.07.2014 по результатам проведенного аукциона между управлением лесами (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор N 56 аренды лесных участков для заготовки древесины на срок с 21.07.2014 по 20.07.2044. Общая площадь предоставленных в аренду лесных участков составляет 18 478,1 га (т.1 л.д.22).
В силу пункта 5 договора, приложения N 5 к договору арендная плата по договору составляет 50 559 506,40 руб. в год, в том числе 6 265 662,00 руб. - в федеральный бюджет, 44 293 844,40 - в бюджет субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ), а также в соответствии с изменением законодательства в отношении лесных ресурсов. Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате (зачету) без внесения изменений и (или) дополнений в договор.
Договор прошел государственную регистрацию.
В связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 17.09.2014 N 947, которым ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в 2015 году применяются с коэффициентом 1,37, управление лесами произвело перерасчет арендной платы в 2015 году с применением коэффициента 1,37.
Полагая, что управление лесами неверно произвело перерасчет арендной платы с применением коэффициента 1,37, чем нарушило требования пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), общество обратилось в УФАС с жалобой на действия управления (т.1 л.д.18).
Рассмотрев жалобу общества, УФАС письмом от 11.05.2018 N 05-16/2716 сообщило об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, не усмотрев в действиях управления лесами признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также ссылаясь на рассмотрение арбитражным судом спора по данному вопросу между управлением лесами и обществом, как сторонами договора аренды (дело N А14-14570/2015) - т.1 л.д.15.
Полагая, что решение УФАС об отказе в возбуждении антимонопольного дела против управления лесами является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и, придя к выводу о необоснованности заявленного требования, отказал в его удовлетворении.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
Пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которой хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Как указано выше, между обществом и управлением лесами заключен договор аренды лесных участков по заготовке древесины. В процессе исполнения договора между сторонами возник спор по перерасчету арендной платы в связи с установлением Постановлением Правительства РФ в 2015 коэффициента 1,37 к ставкам арендной платы. В Арбитражном суде Воронежской области рассматриваются два дела по данному вопросу (дело N А14-14570/2015 по иску управления лесами к обществу о взыскании задолженности по арендной плате и дело N А14-24112/2017 по иску общества к управлению лесами о признании ошибочной величины арендной платы и об обязании произвести перерасчет задолженности по арендной плате).
Пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
Суд, установив, что в действиях управления лесами отсутствует признаки нарушения антимонопольного законодательства, а поэтому УФАС по праву в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, отказал в удовлетворении заявления общества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.10.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А14-17049/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 мая 2019 г. N Ф10-1617/19 по делу N А14-17049/2018