г.Калуга |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А36-8037/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2019 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Бессоновой Е.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии:
от акционерного общества "Липецк-Лада" -Беляевой Т.Н. доверенность от 01.08.2018 N 1;
от главного государственного инспектора Липецкой области по использованию и охране земель; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 по делу N А36-8037/2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Липецк-Лада" (далее - АО "Липецк-Лада", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Липецкой области (далее - административный орган, главный инспектор) по использованию и охране земель о назначении АО "Липецк-Лада" административного наказания по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 201 914 тысяча рублей.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанции, административный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение представителя общества, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 48:20:0010601:612 площадью 7015 кв. м, расположенный по адресу: г. Липецк, ул. Московская д. 36, принадлежит на праве собственности АО "Липецк-Лада" и относится к категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием: для размещения промышленных объектов.
В соответствии с заданием (плана) на проведение административных обследований объектов земельных отношений на апрель 2018, 23.04.2018 проведено административное обследование объекта земельных отношений, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Московская д. 16 (кадастровый номер 48:20:0010601:612); 23.04.2018 составлен акт обследования, 01.06.2018 -протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Административный орган в протоколе вменил в вину АО "Липецк-Лада" использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования, полагая нарушенными требования статей 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
По утверждению административного органа заявитель использует земельный участок с кадастровым номером (КН) 48:20:0010601:612 площадью 7015 кв. м, расположенный в зоне, занятыми промышленными объектами 4 и 5 класса вредности (СЗЗ 100 и 50 м) (П-3) для размещения автоцентра "ЛипецкЛада", используется для торговой деятельности и размещения объектов придорожного сервиса, в то время как для указанного земельного участка документировано-учтенным видом разрешенного использования является "для размещения производственных зданий" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 12.04.2018 года N 48/077/011/2018-2209), что недопустимо.
Постановлением от 19.06.2018 АО "Липецк-Лада" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 201914 тысяча рублей.
Не согласившись с постановлением Общество, обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды пришли к выводу, что выявленный административным органом факт не является нарушением земельного законодательства и не образует состава вмененного административного правонарушения.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, судом правильно применены нормы материального права.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
Из положений статьи 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) суды обоснованно заключили, что фактическое землепользование должно соответствовать установленному для конкретного земельного участка правовому режиму землепользования, который определяется документами территориального планирования и градостроительного зонирования, к числу которых на землях населенных пунктов относятся Правила землепользования и застройки, и их часть - градостроительные регламенты.
В свою очередь, сведения об основных, вспомогательных и условно-разрешенных видах использования земельных участков в первую очередь отражаются в такой части Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), как Реестр границ (пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее - Закон N 218-ФЗ), куда поступают в порядке межведомственного информационного взаимодействия (статья 32 Закона N 218-ФЗ), и затем в кадастре недвижимости (пункт 4 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ) в качестве дополнительных сведений.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Таким образом, с принятием указанного Федерального закона у правообладателей отпала обязанность внесения сведений об избранном виде разрешенного использования в кадастровые сведения в ЕГРН, то есть отражение сведений о фактически осуществляемом виде разрешенного использования является правом, а не обязанностью землепользователя.
Позиция административного органа, который в настоящем деле исходит из отсутствия сведений в отношении автоцентра, как вида деятельности, в ЕГРН, и полагает такую деятельность нарушением режима целевого использования земельного участка, ошибочна.
Ввиду изложенного сведения ЕГРН и государственного кадастра, как его части, не являются единственным источником сведений о целевом использовании земельных участков для органов, осуществляющих государственный земельный надзор - указанные органы должны проверять правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительные регламенты и сверять с ними фактически осуществляемую деятельность.
Указанное административным органом, настаивающего в кассационной жалобе на обратном, не учтено.
Суды установили, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Липецка, утвержденных решением Липецкого городского Совета депутатов от 30.05.2017 года N 399, земельный участок с кадастровым номером 48:20:0010601:612 расположен в границах общественной зоны районного значения с индексом П-3. Для данной зоны установлены, в том числе следующие основные виды разрешенного использования земельных участков: размещение объектов изготовления и ремонта продукции машиностроения, а также другие подобные промышленные предприятия; склады: размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов); объекты придорожного сервиса; обслуживание автотранспорта.
На основании решения Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 года N 51 "О правилах землепользования и застройки города Липецка", к основным разрешенным видам использования земельного участка, расположенного в границах общественной зоны районного значения с индексом П-3 относятся: автосалоны, станции технического обслуживания автомобилей, авторемонтные предприятия, автомойки.
К условно-разрешенным видам разрешенного использования отнесены, в том числе, магазины, деловое управление.
Судами установлено, что основными видами деятельности АО "Липецк-Лада" являются: техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств (ОКВЭД 45.20.1); торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах (ОКВЭД 45.11.1); торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах (ОКВЭД 45.11.2); торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая (ОКВЭД 45.11.3).
Деятельность АО "ЛипецкЛада" связана с производством и осуществляется в производственном здании, именуемым Главный корпус, согласно свидетельству о государственной регистрации права БВ 065686, выданном 27.05.2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 48:20:0010601:612, отведенном для этих целей, возведен без нарушений правил целевого использования и в соответствии с правилами градостроительного зонирования.
Таким образом, использование земельного участка не по целевому назначению Обществом не допущено. Выявленный факт не является нарушением земельного законодательства и не образует состава вмененного административного правонарушения; постановление заместителя главного государственного инспектора Липецкой области по использованию и охране земель по делу N 55-18 от 19.06.2018 обоснованно признано незаконным и отменено.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.12.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 по делу N А36-8037/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 мая 2019 г. N Ф10-1500/19 по делу N А36-8037/2018