г.Калуга |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А83-9432/2018 |
Резолютивная часть постановления составлена 30.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Лукашенковой Т.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования" (295001, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, д. 15, ОГРН 1149102181524, ИНН 9102066790) - не явились;
от заинтересованного лица: государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (295034, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д.125, корпус Б, ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018 (судья Титков С.Я.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 (судьи Карев А.Ю., Омельченко В.А., Привалова А.В.) по делу N А83-9432/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - пенсионный фонд, УПФР) от 22.05.2018 N 091S19180008385, которым учреждение привлечено к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 20.11.2018 заявление учреждения удовлетворено, оспариваемое решение признано недействительным.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления учреждения отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Пенсионный фонд ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, учреждение зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов в территориальном органе Пенсионного фонда РФ под регистрационным номером 091-001-017710.
Учреждение своевременно представило в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года в форме электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи.
Самостоятельно обнаружив ошибку (не были представлены сведения на 15 застрахованных лиц), 25.02.2018 учреждение представило в пенсионный фонд в форме электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи отчетность по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года (дополняющая).
В связи с этим пенсионным фондом в отношении учреждения была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа. По результатам проверки составлен акт от 09.04.2018 N 091S1818000602 о выявлении правонарушения. В акте отражено, что правонарушение выразилось в несвоевременной подаче отчетности по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года в отношении 15 застрахованных лиц.
Решением УПФР от 22.05.2018 N 091S19180008385 учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 7 500,00 руб.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу об обоснованности заявленного требования, суд первой инстанции признал обжалуемое решение недействительным.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом Законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Суд установил, что учреждение самостоятельно выявило недостающие сведения в представленном в установленный законом срок отчете СЗВ-М за октябрь 2017 г. и представило дополняющую форму СЗВ-М, и пришел к выводу, что в таком случае в силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, финансовые санкции применяться не должны.
Довод кассационной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 39 названной Инструкции финансовые санкции не применяются при условии, что страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представил уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, а в рассматриваемом случае учреждение представило дополняющую форму в отношении иных 15-ти застрахованных лиц, сведения о которых ранее не представлялись, не заслуживает внимания.
Как указано выше, законом страхователю предоставлено право дополнять переданные им сведения персонифицированного учета.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа недопустим. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Аналогичный подход высказан Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 05.09.2018 по делу N 303-КГ18-5702.
При таких обстоятельствах суд по праву признал решение УПФР недействительным.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 по делу N А83-9432/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд установил, что учреждение самостоятельно выявило недостающие сведения в представленном в установленный законом срок отчете СЗВ-М за октябрь 2017 г. и представило дополняющую форму СЗВ-М, и пришел к выводу, что в таком случае в силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, финансовые санкции применяться не должны.
...
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа недопустим. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 мая 2019 г. N Ф10-2084/19 по делу N А83-9432/2018