г.Брянск |
|
23 апреля 2010 г. |
Дело N А14-18432-2009/645/34 |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ключниковой Н.В. |
Судей |
Шелудяева В.Н. |
|
Степиной Л.В. |
При участии в заседании: |
|
от заявителя |
- Терещенко Е.П. - представителя (дов. от 16.112009 N 42, пост.); |
от Федеральной антимонопольной службы России |
- Михина С.В. - начальника отдела (дов. от 24.11.2009 N ИА/41692), - Доронина С.В. - представителя (дов. от 12.01.2010 N ИА/172); |
рассмотрев кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы России на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.02.2010 (судья Кораблева Г.Н.) по делу N А14-18432-2009/645/34,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Острогожский завод по производству солода" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы Росси (далее - ФАС, антимонопольный орган) от 14.10.2009 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 1 25/360-09.
Решением суда от 08.02.2010 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе ФАС просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей ФАС, Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в связи с рассмотрением дела N 1 10/94-09 в отношении группы лиц в составе: ОАО "Русский солод", ЗАО "Вороновский завод по производству солода", ООО "Орловский завод про производству солода", ООО "Острогожский завод по производству солода", ООО "Торговая компания "Русский солод" о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом в адрес Общества направлено определение от 05.06.2009, которым запрошены следующие документы: приказ по учетной политике Общества; бухгалтерская отчетность по формам N 1 (бухгалтерский баланс) и N 2 (отчет о прибылях и убытках) за 2007 и 2008 годы; объем производства солода пивоваренного светлого ячменного в 2007 году (поквартально), в 2008 году (помесячно) и 1 квартал 2009 года (помесячно); калькуляция затрат на производство 1 тонны солода пивоваренного светлого ячменного в 2007 году (поквартально), в 2008 году (помесячно) и 1 квартал 2009 года (помесячно) с расшифровкой статей затрат; общий объем затрат на переработку ячменя с расшифровкой статей затрат (переменные затраты: вспомогательные материалы, гиббереллиновая кислота, потери при соложении, заработная плата, энергоресурсы и постоянные затраты производства) по производству солода пивоваренного светлого ячменного в 2007 году (поквартально), в 2008 году (помесячно) и 1 квартал 2009 года (помесячно). Срок представления указанных сведений определен антимонопольным органом до 26.06.2009.
Запрос на представление сведений был получен Обществом 23.06.2009 и данное обстоятельство никем не оспаривается.
В ответ на определение от 05.06.2009 открытым акционерным обществом "Русский солод" 21.08.2009 представлены указанные документы, кроме калькуляции затрат на производство 1 тонны солода пивоваренного светлого ячменного и информации об общем объеме затрат на переработку ячменя с расшифровкой статей затрат по производству солода, то есть документы, указанные в пунктах 4-5 определения от 05.06.2009.
24 августа 2009 года антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела N 1 10/94-09 о нарушении антимонопольного законодательства принято решение, согласно которому действия группы лиц ОАО "Русский солод" в составе: ООО "Орловский завод по производству солода", ЗАО "Вороновский завод по производству солода", ООО "Острогожский завод по производству солода", ООО "Торговая компания "Русский солод", выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на солод пивоваренный ячменный светлый (товарный) с января 2008 года по май 2008 года, признаны нарушением п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В связи с непредставлением запрошенных у Общества документов и информации по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении антимонопольным органом 14.10.2009 вынесено постановление N 1 25/360-09, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 300000 руб.
Полагая, что указанное постановление противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, Общество оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 5 ст.19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.25 Закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.9 Закона N 135-ФЗ группой лиц признается хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).
В соответствии с ч.2 названной нормы установленные настоящим Федеральным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "Острогожский завод по производству солода" входит в одну группу лиц с открытым акционерным обществом "Русский солод". С точки зрения антимонопольного законодательства все действия, осуществляемые каждым отдельным лицом вышеуказанной группы, рассматриваются как деятельность группы лиц.
Объективную сторону вменяемого Обществу административного правонарушения образует непредставление в федеральный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов либо представление заведомо недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что 21.08.2009 ОАО "Русский солод", являющимся учредителем Общества, в антимонопольный орган представлены документы и информация, затребованные определением антимонопольного органа от 05.06.2009 и это обстоятельство ФАС не оспаривается.
С учетом представленных Обществом доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Общество представило по требованию антимонопольного органа все имеющиеся у него документы, за исключением калькуляции затрат на производство 1 тонны солода пивоваренного светлого ячменного, общего объема затрат на переработку ячменя с расшифровкой статей затрат по производству солода пивоваренного, так как такой учет Обществом не ведется, а нормы законодательства о бухгалтерском учете к этому не обязывают.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.02.2010 по делу N А14-18432-2009/645/34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
В.Н. Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.