г.Калуга |
|
6 июня 2019 г. |
Дело N А83-19843/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.06.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Бессоновой Е.В. Калуцких Р.Г.
Тарасовой О.В. |
от заявителя: федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г.Севастополю" (295040, Республика Крым, г. Симферополь, пер. Элеваторный, д.4, ОГРН 1149102009760, ИНН 9102007308) - Малуха Н.В. (дов. от 10.01.2019);
от заинтересованного лица: государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым (295034, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д.125, корп.Б, ОГРН 1149102012685, ИНН 9102009129) - не явились;
от третьего лица: инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (295053, Республика Крым, г. Симферополь, ул. М. Залки, д.1/9) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.10.2018 (судья Евдокимова Е.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 (судьи Яковлев А.С., Голик В.С., Омельченко В.А.) по делу N А83-19843/2017,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными пункта 1 решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым (далее - пенсионный фонд) от 29.06.2017 N 091V12170000282 в части начисления штрафа в сумме 161093,60 руб. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и штрафа в сумме 31 037,18 руб. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование; пункта 3.1 решения в части уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1609479,89 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 373106,70 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Республики Крым (далее - налоговая инспекция).
Решением суда от 11.10.2018 требования учреждения удовлетворены частично. Размер штрафов снижен в 10 раз, соответственно до 16 109,36 руб. и до 3 103,78 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 решение суда от 11.10.2018 изменено, требования учреждения удовлетворены полностью, решение пенсионного фонда в оспариваемой части признано недействительным.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований учреждения отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу учреждение просит оставить постановление суда второй инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Судебное заседание, назначенное на 12-00 час. 14.05.2019, было отложено на 09-00 час. 30.05.2019 в связи с ходатайством учреждения об обеспечении участия его представителя в судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования системы ВКС.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель учреждения поддержала доводы отзыва на жалобу и пояснила, что база для начисления страховых взносов указывалась неверно в связи с тем, что в переходный период с 2014 года у работников учреждения - осужденных отсутствовали паспорта, СНИЛС, ИНН. Но оплата страховых взносов производилась правильно, исходя из фактического заработка каждого работника, хотя сроки оплаты иногда нарушались. К 01.01.2017, то есть до начала проверки, у учреждения не имелось никакой задолженности по уплате страховых взносов, а имелась переплата.
Пенсионный фонд и налоговая инспекция надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в судебное заседание не явились. Пенсионный фонд ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя учреждения, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 04.06.2014 (ОГРН 1149102009760), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В пенсионном фонде учреждение зарегистрировано 09.06.2014 в качестве плательщика страховых взносов и поставлено на учет с присвоением регистрационного номера N 091-001-000970.
На основании решения руководителя пенсионного фонда от 03.03.2017 N 091V02170000134 с 03.03.2017 по 26.04.2017 работниками фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.08.2014 по 31.12.2016 плательщиком страховых взносов - учреждением.
В ходе выездной проверки составлен акт выездной проверки от 30.05.2017 N 091V10170000467, на основании которого 29.06.2017 вынесено решение N 091V12170000282, пунктом 1 которого предписано привлечь учреждение к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в том числе в виде штрафа в размере 161093,60 руб. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и штрафа в размере 31 037,18 руб. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование; пунктом 3.1 решения учреждению предписано уплатить недоимку, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1609479,89 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 373106,70 руб.
Полагая, что решение пенсионного фонда в обжалуемой части является недействительным и нарушает права и законные интересы учреждения, последнее обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу о законности оспариваемого решения и о несоразмерности сумм штрафов допущенному нарушению, суд первой инстанции снизил размер штрафов в 10 раз, в остальной части решение пенсионного фонда оставил без изменения.
Установив, что учреждение на момент проверки не имело недоимки по страховым взносам за проверяемый период, апелляционный суд изменил решение суда и признал недействительным решение пенсионного фонда в оспариваемой части - в части взыскания штрафов в размере 161093,60 руб. и 31037,18 руб. за неуплату или неполную уплату страховых взносов (п.1) и в части предложения учреждению уплатить недоимку по страховым взносам: 1609479,89 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 373106,70 руб. страховых взносов на обязательное медицинское страхование (п.3.1).
Суд кассационной инстанции согласен с выводами апелляционного суда.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в проверяемый период регулировались Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 названного Закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В акте проверки и оспариваемом решении пенсионного фонда отмечено, что за период август, сентябрь, ноябрь 2014 года, январь - декабрь 2015 года, январь, февраль, апрель, июнь - сентябрь, ноябрь 2016 года занижена база для начисления страховых взносов на сумму 7315817,68 руб. Сумма заниженных страховых взносов за указанный период на обязательное пенсионное страхование составляет 1609479,89 руб., на обязательное медицинское страхование - 373106,70 руб. Кроме того, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в нарушение части 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ за период август, сентябрь, ноябрь 2014 года, январь, май, июль - ноябрь 2015 года в размере 805468,01 руб. уплачены несвоевременно (отсюда штраф в размере 20% от несвоевременно уплаченной суммы составляет 161093,60 руб.); суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период февраль - апрель, июнь, декабрь 2015 года, январь, февраль, апрель, июнь, июль - сентябрь, ноябрь 2016 года уплачены своевременно и в полном объеме. Суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период январь, май, июль - ноябрь 2015 года в размере 155185,90 руб. уплачены несвоевременно (отсюда штраф в размере 20% от несвоевременно уплаченных страховых взносов составляет 31037,18 руб.); суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период август, сентябрь, ноябрь 2014 года, февраль - апрель, июнь, декабрь 2015 года, январь, февраль, апрель, июнь, июль - сентябрь, ноябрь 2016 года уплачены своевременно и в полном объеме (т.1 л.д.22, 26; т.2 л.д.16, 16 об.).
Апелляционным судом установлено, что фактически страхователем в указанный выше период производилась уплата страховых взносов в размере, превышающем сумму, подлежавшую уплате, что подтверждается платежными документами, данными лицевых карточек.
Согласно лицевой карточке Рег. N 091-001-000970 учреждению подлежало уплатить всего 8461738,27 руб. страховых взносов на ОПС за период с августа 2014 г. по декабрь 2016 г. включительно, фактически учреждение уплатило 8478962,01 руб., переплата 17223,74 руб. (т.2 л.д.80-82).
Согласно лицевой карточке Рег. N 091-001-000970 учреждению подлежало уплатить всего 1961584,79 руб. страховых взносов на ОМС за период с августа 2014 г. по декабрь 2016 г. включительно, фактически учреждение уплатило 1965626,72 руб., переплата 4041,93 руб. (т.2 л.д.83-85).
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на период проверки у учреждения отсутствовала недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с августа 2014 г. по декабрь 2016 г. включительно. А поэтому признал недействительным решение пенсионного фонда от 29.06.2017 N 091V12170000282 в части пункта 3.1, которым учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на ОПС в размере 1609479,89 руб., а также уплатить недоимку по страховым взносам на ОМС в размере 373106,70 руб.
Частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ предусмотрено взыскание штрафа за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Из акта проверки от 30.05.2017 и оспариваемого решения от 29.06.2017 следует, что учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 161093,60 руб. (ОПС) и 31037,17 руб. (ОМС) не за неуплату страховых взносов, а за несвоевременную уплату страховых взносов.
Апелляционный суд, установив, что уплата страховых взносов за период с августа 2014 г. по декабрь 2016 г. произведена учреждением в полном объеме до 01.01.2017, пришел к выводу о недействительности оспариваемого решения пенсионного фонда и в части пункта 1, а именно: в части привлечения учреждения к ответственности в виде штрафа в размере 161093,60 руб. и 31037,17 руб.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019 по делу N А83-19843/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.