город Калуга |
|
07 июня 2019 г. |
Дело N А62-4400/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 07 июня 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
|||||
судей |
Леоновой Л.В., Шульгиной А.Н., |
|||||
при ведении протокола судебного заседания |
помощником судьи Маркиной М.П., |
|||||
при участии в заседании: |
|
|||||
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Востенков С.С. - представитель Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, доверенность N 13 от 01.03.2019;
Пиминов А.А. - индивидуальный предприниматель, паспорт; Корнеев Д.А. - представитель ИП Пиминова А.А., доверенность от 17.07.2018; |
|||||
|
|
|||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области кассационную жалобу Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по делу N А62-4400/2018,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - истец, арендодатель, департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к индивидуальному предпринимателю Пиминову Андрею Алексеевичу (далее - ответчик, арендатор, предприниматель, ИП Пиминов А.А.) о взыскании задолженности по арендной плате по санитарно-оздоровительным мероприятиям за 2017 год в размере 140 671,76 руб., из которых 70 335,88 руб. - в федеральный бюджет и 70 335,88 руб. - в бюджет Смоленской области; взыскании пени, начисленной за несвоевременное внесение арендной платы, в размере 5 263,35 руб., из которых 2 364,90 руб. - в федеральный бюджет и 2 898,45 руб. - в областной бюджет; расторжении договора аренды лесного участка от 30.12.2011 N 35 (в редакции дополнительного соглашения от 18.12.2017); обязании передать департаменту по акту приема-передачи лесного участка в течение 20 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу лесные участки общей площадью 4 309 га: лесной участок площадью 2 462 га, расположенный: Смоленская область, Ярцевский район, Ярцевское лесничество, Репинское участковое лесничество, КХ "Репино", кварталы 1-24, лесной участок площадью 1 847 га, расположенный: Смоленская область, Ярцевский район, Ярцевское, лесничество, Репинское участковое лесничество, СХПК "Мирополье", кварталы 1-6, 26-35.
В свою очередь, предприниматель обратился в суд первой инстанции со встречным исковым заявлением к департаменту о признании дополнительного соглашения от 18.12.2017 к договору аренды лесного участка N 35 от 30.12.2011 недействительным.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.11.2018 (судья Красильникова В.В.) в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 (судьи: Заикина Н.В., Дайнеко М.М., Капустина Л.А.) решение суда области оставлено без изменений.
Полагая решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, департамент (далее - заявитель, кассатор) обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда области и апелляционное постановление отменить и разрешить спор по существу, удовлетворив требования департамента и отказав в удовлетворении встречного искового заявления.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на представление доказательств, свидетельствующих о существенном нарушении предпринимателем условий договора, и как следствие наличие правовых оснований для его расторжения. Указывает на то, что дополнительное соглашение от 18.12.2017 к договору аренды лесного участка N 35 от 30.12.2011 не содержит существенных изменений, а лишь конкретизирует условия договора аренды в части проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, в связи с чем у сторон отсутствовали основания для внесения изменений в договор в судебном порядке, а у судов первой и апелляционной инстанций - основания для признания оспариваемой сделки недействительной.
В судебном заседании представитель кассатора поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Индивидуальный предприниматель Пиминов А.А. лично и его представитель, возражая, считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, 30.12.2011 между Департаментом Смоленской области по лесному хозяйству, правопреемником которого является Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (арендодатель) и ИП Пиминовым А.А. (арендатор) на основании протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 28.12.2011 N 35 заключен договор аренды лесного участка N 35 (далее - договор), по условиям которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесные участки общей площадью 4 309 га (далее - участки):
1) лесной участок площадью 2 462 га, расположенный: Смоленская область, Ярцевский район, Ярцевское лесничество, Репинское участковое лесничество, КХ "Репино", кварталы 1-24 (далее - участок N 1);
2) лесной участок площадью 1 847 га, расположенный: Смоленская область, Ярцевский район, Ярцевское лесничество, Репинское участковое лесничество, СХПК "Мирополье", кварталы 1-6, 26-35 (далее - участок N 2).
Стороны при заключении договора определили в нем размер арендной платы, сроки ее внесения и другие обязательства сторон. Ежегодный размер арендной платы на момент заключения договора составил 235 510 руб.
Приложением N 3, являющимся неотъемлемой частью договора, определены объемы использования лесов для заготовки древесины на лесном участке - всего 5 300 куб.м.
В июне 2016 года в результате стихийного бедствия - урагана, пронесшегося над территорией муниципального образования "Ярцевский район", лесные участки (на площади 34,75 га), находящиеся в аренде у ИП Пиминова А.А., подверглись разрушительному воздействию порывов ветра, ставшему причиной ветровала и бурелома.
ИП Пиминовым А.А. в начале октября 2016 года на арендованном лесном участке в кв. 21 Репинского участкового лесничества выявлен массовый ветровал и бурелом деревьев.
В адрес арендатора 03.10.2016 им направлен листок сигнализации, в котором сообщено о повреждении насаждений неблагоприятными факторами.
Департаментом проведено оперативное лесопатологическое обследование лесного участка с целью проверки информации, указанной в листке сигнализации. Информация подтвердилась.
На основании вышеизложенного департаментом предложено предпринимателю в кратчайший срок произвести отвод и таксацию указанного насаждения для получения разрешительных документов на проведение санитарно-оздоровительного мероприятия на поврежденном лесном участке.
Между ИП Пиминовым А.А. (заказчик) и филиалом ФБУ "Рослесозащита" - "Центр защиты леса Смоленской области" (исполнитель) 16.01.2017 заключен договор N 002 на проведение лесопатологического обследования на площади 95,5 га.
По результатам обследования составлены акты лесопатологического обследования и переданы на рассмотрение в департамент. Данные акты подписаны начальником департамента и размещены на официальном сайте департамента 24.07.2017.
Впоследствии на арендованном лесном участке проведены работы, связанные с отводом поврежденных ураганом насаждений в рубку (прорубку визиров, постановка столбов на углах лесосеки, промер линий, инструментальная привязка к постоянным ориентирам). Таксация поврежденного насаждения в границах отведенной лесосеки на площади 34,75 га отражена в актах лесопатологического обследования. Всего на отведенной лесосеке по материалам таксационных описаний определен объем древесины, который составил 5 676 куб.м в ликвидном выражении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 18.12.2017 дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 35 от 30.12.2011 (далее - дополнительное соглашение), которым установлена арендная плата по санитарно-оздоровительным мероприятиям на 2017 год в размере 140 671,76 руб. Также указано, что размер арендной платы по санитарно-оздоровительным мероприятиям на 2017 год устанавливается сверх размера арендной платы, определенного п. 2.1 договора; арендатор вносит арендную плату по санитарно-оздоровительным мероприятиям на 2017 год согласно приложению 5.1 к договору, которое является неотъемлемой частью договора и не подлежит государственной регистрации. Объем санитарно-оздоровительных мероприятий на 2017 год устанавливается приложением 3.1 к договору, которое является неотъемлемой частью договора и не подлежит государственной регистрации. Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора, не подлежит государственной регистрации и вступает в силу после его подписания сторонами.
Согласно приложению N 3.1 к данному дополнительному соглашению объем использования лесов на арендуемом лесном участке на 2017 год составляет 5 676 куб.м (сплошные санитарные рубки).
Согласно приложению N 5.1 к дополнительному соглашению арендная плата по санитарно-оздоровительным мероприятиям на 2017 год составляет 140 671,76 руб. и подлежит уплате до 30.12.2017.
Ссылаясь на то, что дополнительное соглашение предпринимателем не исполнено ни в части оплаты, ни в части осуществления рубок, департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Предприниматель, обратившись в суд первой инстанции со встречным иском, сослался на то, что несмотря на существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка в результате стихийного бедствия в июне 2016 года, стороны сделки в суд с иском о внесении изменений в договор аренды лесного участка не обращались. Таким образом, дополнительное соглашение не соответствует требованиям статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в связи с чем просил признать его недействительным.
По мнению суда округа, отказывая в удовлетворении первоначальных требований и удовлетворяя встречный иск, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия доказательств существенного нарушения условий договора со стороны предпринимателя как основания для расторжения договора аренды лесного участка в судебном порядке, а также наличия оснований для признания оспариваемой сделки недействительной, поскольку в нарушение требований 74.1 ЛК РФ дополнительным соглашением изменены условия договора без соответствующего решения суда.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает, что сделанные судебными инстанциями выводы основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и приведенных сторонами доводов, соответствуют установленным обстоятельствам по делу и действующему законодательству.
Так, согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу части 1 статьи 74 ЛК РФ (ред. от 18.07.2011) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В редакции части 2 статьи 74 ЛК РФ, действовавшей до 22.07.2014, возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, была ограничена случаем, предусмотренным в части 7 статьи 53.7 данного Кодекса. Подобным императивным предписанием исключалось применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора, а также на основании решения суда в случаях изменения объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 ЛК РФ была изменена, положения которой предусматривали случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
Введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ часть 2.1., вступившая в силу с 22.07.2014, устанавливала возможность изменения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам аукциона, по решению суда в случае существенных изменений количественных и качественных характеристик такого участка.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 206-ФЗ дополнил главу 6 ЛК РФ статьей 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", действующей с 01.10.2015.
Так, согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ в указанной редакции изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, мог быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральным законом от 30.12.2015 N 455-ФЗ статья 74.1 ЛК РФ изменена, из текста части 2 указанной статьи исключены слова: "а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса".
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Из содержания указанных норм закона следует, что изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, возможно на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Законодатель не наделил названные нормы обратной силой, поставив изменение условий сделки в зависимость от судебного решения.
В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 (действовавших на момент подписания дополнительного соглашения) (далее - Правила), граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений, обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее - заинтересованные органы).
Из материалов дела усматривается, что во исполнение указанных норм 03.10.2016 в адрес арендатора предпринимателем направлен листок сигнализации, в котором сообщено о повреждении насаждений неблагоприятными факторами.
Из положений пунктов 28 - 30 Правил следует, что санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иное негативное воздействие. Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования.
По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов (п. 30 Правил).
В силу пункта 37 Правил сплошные санитарные рубки лесных насаждений проводятся независимо от их возраста в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки не могут обеспечить сохранение жизнеспособности лесных насаждений и выполнение ими полезных функций.
Материалами дела (корректирующая записка к Проекту освоения лесов, заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.01.2018) подтверждается факт необходимости проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном предпринимателем лесном участке вследствие ветровала.
При этом условиями договора аренды лесного участка определен ежегодный размер арендной платы на момент заключения договора в сумме 235 510 руб. Приложением N 3, являющимся неотъемлемой частью договора аренды, определены объемы использования лесов для заготовки древесины на лесном участке - всего 5 300 куб.м.
Однако, в результате произошедшего ветровала объем (необходимый) заготовки древесины увеличился на 5 676 куб.м в ликвидном выражении, то есть фактически в 2 раза; арендная плата за санитарно-оздоровительные мероприятия на 2017 год установлена в 140 671,76 руб.
При исследовании материалов настоящего дела судебными инстанциями установлено, что изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, возникло вследствие природных явлений. Таким образом, существенное изменение параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов), существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) являются основаниями для изменения договора аренды лесного участка по решению суда.
По мнению суда округа, установив заключение сторонами договора аренды лесного участка дополнительного соглашения от 18.12.2017 в нарушение положений действующего законодательства (ч. ч. 2, 3 статьи 74.1 ЛК РФ в редакции, действующей с 01.10.2015), суды обеих инстанций, руководствуясь статьями 166, 167, 168 ГК РФ, правовой позицией, изложенной в пунктах 74 и 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", обоснованно признали недействительным (ничтожным) данное дополнительное соглашение, правомерно удовлетворив встречные исковые требования и отказав в удовлетворении требований департамента о взыскании задолженности по арендной плате по санитарно-оздоровительным мероприятиям за 2017 год, начисленной исходя из условий дополнительного соглашения от 18.12.2017.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно статье 619 ГК РФ основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 этого Кодекса могут быть установлены договором аренды.
Из положений статьи 619 ГК РФ следует, что расторжение договора является крайней мерой, к которой может прибегнуть арендодатель в случае неисполнения условий договора арендатором, и такое последствие, как досрочное расторжение договора, наступает, когда иные способы воздействия на недобросовестную сторону исчерпаны. Предупреждение о необходимости устранения таких нарушений предполагает возможность сохранения договорных отношений при выполнении арендатором претензий арендодателя.
Как следует из материалов дела, пунктом 6.2 договора предусмотрено, что расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае существенных нарушений другой стороной условий настоящего договора. Существенными нарушениями являются:
1) несвоевременное и (или) неполное внесение арендной платы;
2) неиспользование лесного участка по назначению или нецелевое использование лесного участка;
3) невыполнение арендатором объемов работ по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с договором аренды и проектом освоения лесов.
Согласно пункту 3.4.13 договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления и иного негативного воздействия). Применительно к данному пункту, настаивая на требовании о расторжении договора, департамент указывал, что предпринимателем не осуществлены санитарно-оздоровительные мероприятия в 2017 году в связи с произошедшим в июне 2016 года ветровалом, то есть не была осуществлена вырубка в объемах, установленных дополнительным соглашением от 18.12.2017.
С учетом того, что данное дополнительное соглашение обоснованно признано судом недействительным, доводы департамента о невыполнении предпринимателем указанного пункта договора правомерно отклонены судами обеих инстанций.
Согласно пункту 3.4.14. договора арендатор обязан осуществлять лесовосстановление на арендованном лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, указанные в проекте освоения лесов и в приложении N 7 к настоящему договору.
Согласно приложению N 7 к договору арендатор обязан ежегодно в апреле-мае производить посадку леса на площади 12 га.
Из материалов дела следует, что по результатам осмотра, проведенного с участием представителей департамента, Ярцевского лесничества, Репинского участкового лесничества и ИП Пиминова А.А., в суд первой инстанции представлен акт N 1 приемки выполненных работ на арендованном предпринимателем лесном участке от 25.07.2018, согласно которому в квартале 28 выд. 17, 18 Репинского участкового лесничества КХ "Мирополье" произведена посадка лесных культур в 2016 году на площади 7,3 га. Комиссией заложена пробная площадь размером 50x50 кв.м. Культуры посажены по предварительно подготовленной почве, произведенной механизированным способом путем нарезки борозд. Борозды напаханы через 3,0-3,5 метра, шаг посадки в ряду - через 1,0 метр. Количество сохранившихся лесных культур составляет 500 шт./га (в соответствии с пунктом 39 Правил лесовосстановления должно высаживаться не менее 2 000 шт./га). На момент проверки арендатором не предоставлен проект лесовосстановления. Комиссия считает возможным принять посадку лесных культур на данной площади после предоставления арендатором проекта лесовосстановления. В квартале 29 выд. 6 Репинского участкового лесничества КХ "Мирополье" произведена посадка лесных культур в 2016 году на площади 8,2 га. Комиссией заложено две пробных площади размером 50x25 кв.м. Культуры посажены без предварительной механизированной подготовки почвы. В соответствии с пунктом 35 Правил лесовосстановления без предварительной обработки почвы допускается создание лесных культур при отсутствии опасности возобновления быстрорастущими лесными насаждениями малоценных древесных пород. На момент проверки количество сохранившихся лесных культур составляет 320 шт./га (в соответствии с пунктом 39 Правил лесовосстановления должно высаживаться не менее 2 000 шт./га), которые заросли лиственным молодняком и травяной растительностью. Проект лесовосстановления не предоставлен. Комиссия считает возможным принять посадку лесных культур на данной площади после предоставления проекта лесовосстановления.
Предпринимателем в материалы дела представлены проекты лесовосстановления на весну, осень 2016 года, а также сопроводительное письмо с отметкой Департамента о получении данных проектов 25.05.2016.
Однако Департамент указал, что предоставленные проекты лесовосстановления не соответствуют пункту 8 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 "Об утверждении правил лесовосстановления" (действовал до 27.11.2016).
Данный довод департамента по результатам исследования представленных предпринимателем проектов лесовосстановления судами первой и апелляционной инстанций признан обоснованным. Вместе с тем, учитывая результаты осмотра лесного участка, а также тот факт, что в настоящее время не представляется возможным однозначно установить год посадки сеянцев ели обыкновенной; точное количество высаженных лесных культур, количественного либо процентного соотношения сохранившихся лесных культур ввиду значительной площади посадки, наличия зарослей и травяной растительности, препятствующих подсчету, судебные инстанции верно указали на то, что в материалах дела имеются доказательства проведенных предпринимателем мероприятий по лесовосстановлению. При этом имеющиеся сомнения относительно сроков проведения данных мероприятий, объемов и качества посаженных сеянцев, в данном конкретном случае не может являться достаточным основанием для расторжения договора аренды лесного участка.
Согласно пункту 3.4.17. договора аренды арендатор обязан осуществлять уход за лесом на условиях, объемах и сроках, указанных в проекте освоения лесов и в приложении N 7 к настоящему договору, на основании технологических карт, согласованных с арендодателем и лесничеством.
Согласно приложению N 7 к договору арендатор обязан ежегодно в мае - сентябре осуществлять уход за лесными культурами на площади 20 га.
Как указал предприниматель, агротехнический уход за лесными культурами проводился в квартале 29 выделе 6 Репинского участкового лесничества КХ "Мирополье" на площади 8,2 га и в квартале 28 выделе 17, 18 Репинского участкового лесничества КХ "Мирополье" на площади 7,3 га.
В пункте 3 акта N 1 приемки выполненных работ на арендованном ИП Пиминовым А.А. лесном участке от 25.07.2018 отражено, что в настоящее время установить проводился ли агротехнический уход за лесными культурами в 2016-2017 г.г. невозможно.
Как указывал арендодатель, арендатор работы по проведению агротехнического ухода за лесными культурами не выполнил в предусмотренном объеме по 20 га в 2016 и 2017 годах.
В соответствии с пунктом 46 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 183 (действующих до 27.11.2016), пункта 44 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375 (начало действия документа с 28.11.2016) в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве проводится агротехнический уход за лесными культурами.
К агротехническому уходу относятся:
- ручная оправка растений от завала травой и почвой, заноса песком, размыва и выдувания почвы, выжимания морозом;
- рыхление почвы с одновременным уничтожением травянистой и древесной растительности в рядах культур и междурядьях;
- уничтожение или предупреждение появления травянистой и нежелательной древесной растительности;
- дополнение лесных культур, подкормка минеральными удобрениями и полив лесных культур.
Документального подтверждения осуществления в 2016-2017 годах указанных мероприятий предпринимателем в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств предоставления арендатором в территориальные единицы управления лесным хозяйством проектов рубок ухода, лесовосстановления, технологических карт на проведение лесохозяйственных работ к разработке лесосек для согласования, в соответствии с проектом освоения лесов. Однако, как обосновано указано в судебных актах, департаментом в соответствие с положениями статьи 65 АПК РФ не указано, в чем заключается существенность таких нарушений, и влекут ли данные нарушения наступление неблагоприятных и возможно необратимых последствий. В предмет доказывания по настоящему делу входит доказывание истцом не просто факта нарушения арендатором договорных обязательств, но и существенность таких нарушений, влекущая наступление неблагоприятных, зачастую необратимых последствий, а также невозможность воздействия на арендатора иными способами, не прибегая к прекращению договорных отношений.
Таким образом, доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.11.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2019 по делу N А62-4400/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений статьи 619 ГК РФ следует, что расторжение договора является крайней мерой, к которой может прибегнуть арендодатель в случае неисполнения условий договора арендатором, и такое последствие, как досрочное расторжение договора, наступает, когда иные способы воздействия на недобросовестную сторону исчерпаны. Предупреждение о необходимости устранения таких нарушений предполагает возможность сохранения договорных отношений при выполнении арендатором претензий арендодателя.
...
Предпринимателем в материалы дела представлены проекты лесовосстановления на весну, осень 2016 года, а также сопроводительное письмо с отметкой Департамента о получении данных проектов 25.05.2016.
Однако Департамент указал, что предоставленные проекты лесовосстановления не соответствуют пункту 8 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 183 "Об утверждении правил лесовосстановления" (действовал до 27.11.2016).
...
В соответствии с пунктом 46 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 N 183 (действующих до 27.11.2016), пункта 44 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375 (начало действия документа с 28.11.2016) в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве проводится агротехнический уход за лесными культурами."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 июня 2019 г. N Ф10-1794/19 по делу N А62-4400/2018