г. Калуга |
|
17 июня 2019 г. |
Дело N А35-6443/2018 |
Резолютивная часть постановления принята 11.06.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06.2019.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г., |
|||
судей |
Платова Н.В., |
|||
|
Серокуровой У.В. |
|||
при участии в судебном заседании: |
|
|||
от истца - Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" |
не явились, извещены надлежаще; |
|||
от ответчика - Курский областной союз потребительских обществ |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем кассационную жалобу Курского областного союза потребительских обществ на решение Арбитражного суда Курской области от 18.12.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу N А35-6443/2018,
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - Фонд капитального ремонта, истец, ОГРН 1134600001029, ИНН 4632132778) обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Курскому областному союзу потребительских обществ (далее - Курский облпотребсоюз, ответчик, ОГРН 1034637011705, ИНН 4629006928) о взыскании 246 788 руб. 28 коп. долга и 30 698 руб. 90 коп. пени (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.12.2018 (судья Арцыбашева Т.Ю.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 (судьи: Ушакова И.В., Кораблева Г.Н., Щербатых Е.Ю.) решение Арбитражного суда Курской области от 18.12.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательстваам, неправильное применение норм материалного и процессуального права, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области от 18.12.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019.
В обоснование доводов жалобы кассатор указывает на следующие обстоятельства:
- отсутствие у него обязанности уплачивать взносы без заключенного в установленном порядке договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта;
- истцом не представлено решение собственников многоквартирного дома о выборе способа формирования специального счета и о выборе Регионального оператора в качестве владельца специального счета;
- среди уставных целей истца отсутствует возможность взыскания взносов на капитальный ремонт в судебном порядке.
В порядке части 3 статьи 284 АПК РФ, судебное заседание проведено в отсутствие представителей истца и ответчика, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (в том числе, в публичном порядке путем размещения информации на официальном интернет-сайте суда).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.08.2013 принят Закон Курской области N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" (далее - Закон Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО).
26.08.2013 на основании части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьи 17 вышеуказанного Закона Курской области создан Фонд "Региональный оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
В силу статьи 180 ЖК РФ основными задачами Фонда являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
27.12.2013 постановлением Администрации Курской области N 1038-па утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области (далее - Программа).
В Приложении N 3 к Программе содержится перечень многоквартирных домов, включенных в Программу, указаны стоимость и виды работ по капитальному ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома.
Согласно разделу 2 Программы ее целью являются планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области и включенных в указанную Программу.
Программа реализуется в течение 2014-2043 годов поэтапно (5-летними периодами).
Ресурсным обеспечением Программы служат средства фонда капитального ремонта, формируемого за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах (раздел 3 Программы).
Судами установлено, что между истцом и ответчиком договор на формирование фонда капитального ремонта и организацию проведения капитального ремонта не заключен.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и свидетельства о государственной регистрации права с 07.07.2004 ответчик является правообладателем нежилого помещения I, IV площадью 794,4 кв. м на 1-м этаже в здании литер А дома 66 по улице Ленина города Курска (многоквартирный жилой дом, включенный в Приложение N 3 к Региональной программе капитального ремонта общего имущества).
Ответчик наличие в собственности соответствующего помещения не оспорил.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ответчиком обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт в период с сентября 2014 года по май 2018 года не исполнялись, что привело к образованию задолженности.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по своевременной и полной уплате взносов на капитальный ремонт явилось основанием для начисления истцом неустойки.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчиком нарушаются обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1,3 ст. 158 ЖК РФ, а также в силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственники помещения в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также участвуют в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственников на помещения в этом доме.
В соответствии со ст. ст. 153, 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК кодекса РФ).
Постановлением Администрации Курской области от 27.12.2013 N 1038-па утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, на 2014-2043 годы.
Таким образом, как верно указано судами двух инстанций, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области, с сентября 2014 года в силу закона.
Расчет задолженности ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт за период сентябрь 2014 года - май 2018 года произведен истцом исходя из нормативно установленных на соответствующий календарный год минимальных размеров взноса общей площади спорных помещений.
Доказательства принятия собственниками помещений решений об определении иного размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, а также об определении другого способа формирования фонда капитального ремонта, в том числе путем его формирования на специальном счете, в материалах дела отсутствуют, также как и доказательства исполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за спорный период.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды правомерно удовлетворили требования истца в части взыскания основного долга в сумме 246 788 руб. 28 коп.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени.
В связи с неисполнением ответчиком обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, суды обоснованно удовлетворили требования истца о взыскании 30 698 руб. 90 коп. пени за период с 30.02.2016 до 31.05.2018.
Оснований для уменьшения размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, с учетом соответствующего заявления ответчика, судами не устновлено.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии обязанности уплачивать взносы без заключенного в установленном порядке договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, суды обоснованно руководствовались следующим.
Взносы на капитальный ремонт по своей правовой природе не являются оплатой за оказанную услугу по проведению капитального ремонта, а представляют собой денежные средства собственника, находящиеся на специальном счете. Денежные средства (взносы на капитальный ремонт) вносятся собственниками опосредовано на цели, связанные с капитальным ремонтом, но не в счет исполнения какого-либо конкретного договора, заключенного между собственниками и фондом.
В соответствии со статьей 181 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением.
Впоследствии в статью 181 ЖК РФ внесены изменения (пункт 33 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ). С момента вступления данных изменений в силу, исключена обязанность регионального оператора по направлению проекта и заключению договора в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено заключение договора между собственниками помещений в многоквартирном доме и фондом.
До внесения изменений в статью 181 ЖК РФ законодательство также не связывало возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт с моментом заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, поскольку данная обязанность возникала на основании прямого указания закона (статьи 169 ЖК РФ).
Отклоняя доводы ответчика о том, что истцом не представлено решение собственников многоквартирного дома о выборе способа формирования специального счета и о выборе Регионального оператора в качестве владельца специального счета, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, образуют фонд капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В силу части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 171 ЖК РФ).
С 01.09.2014 начисление платы за капитальный ремонт производится региональным оператором с формированием специального платежного документа (извещения на оплату взноса на капитальный ремонт), который направляется собственнику помещения в многоквартирном жилом доме.
Ссылка ответчичка на отсутствие среди уставных целей истца возможности взыскания взносов на капитальный ремонт в судебном порядке также подлежит отклонению в силу положений статьи 180 ЖК РФ.
Таким образом, доводы кассатора не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе, и позволяющих отменить или изменить оспариваемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2010 года N 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 18.12.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2019 по делу N А35-6443/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Н.В. Платов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 июня 2019 г. N Ф10-2233/19 по делу N А35-6443/2018